Одна из новинок линейки KTM 2012 года — заметно обновленный мощный кроссовый мотоцикл 500 EXC. Есть также версия, приспособленная для езды по дорогам общего пользования, т.е. имеющая поворотники, боковые зеркала и место под госномер.
Новый 510-кубовый SOHC двигатель с электронным впрыском топлива (EFI) весит на 2,5 кг меньше, чем его предшественник. Новый глушитель выдает приятный звук и снижает уровень шума до настолько строгих стандартов, что их еще даже не ввели.
Доработка коснулась всех отверстий мотора и камеры сгорания. Новый распредвал приводит в движение 4 клапана с помощью легких коромысел. На впуске стоят титановые клапаны. Головка цилиндров расположена так, чтобы к ней можно было достаточно легко подобраться в случае ремонта. Новый кованый поршень на 15% легче старого, а новые нитрированные поршневые кольца очень устойчивы к износу.
При проектировании кривошипно-шатунного механизма 500 EXC основные усилия инженеров KTM были направлены на снижение веса поршней. Также они максимально уменьшили вибрации и увеличили прочность двигателя при работе на больших скоростях и его стойкость к повреждениям от падений или вылетающих из под колес камней. Этого удалось добиться за счет использования эластичного и крепкого алюминиевого сплава и перехода от литья в песчаную форму к литью под давлением. Более компактный балансирный вал не только снижает вибрации, но служит еще и приводом водяного насоса.
Двигатель и трансмиссия имеют общий гидравлический контур и два масляных насоса. Нагнетающий насос подает масло в двигатель, а откачивающий вытягивает его из картера для смазки трансмиссии и сцепления. В то же время в картере нарастает отрицательное давление, из-за которого повышается мощность двигателя.
Новая система управления двигателем от Keihin с электронным впрыском топлива обеспечивает непосредственный отклик мотора и имеет несколько вариантов прошивки для разных условий.
На KTM 500 EXC 2012 года стоит сцепление с корзиной из жесткой стали. В нем впервые используются пружинные шайбы вместо конических. Гидравлический приводной механизм Brembo облегчает переключение передач.
Модернизация постигла также шассси и корпус мотоцикла. Полностью переделанная рама из хром-молибденовой стали обладает еще большей поперечной жесткостью, чем раньше. Она также помогает подвеске нейтрализовавывать прихоти рельефа, за счет чего управляемость мотоцикла также улучшилась.
Новый более легкий литой алюминиевый маятник поддерживает 7-миллиметровый моноамортизатор, имеющий все стандартные регулировки по сжатию и отбою. Амортизатор также имеет больший ход за счет меньшего угла наклона. Плюс к этому, он установлен ближе к центру мотоцикла, чтобы нагрузка на маятник распределилась более равномерно. Спереди стоит новейшая перевернутая вилка WP диаметром 48 мм, с длинным ходом и различными регулировками по сжатию-отбою.
Обновленный корпус повысил эргономику мотоцикла. Седло сделали более удобным, а руль — более точным и чувствительным. Бак вмещает 9 л топлива. Установлены новые задние фонари и платформа под номер повышенной прочности.