Марка Norton, которая недавно, казалось бы, начала успешно возрождаться, испытывает проблемы с соблюдением своих обязательств по отношению к клиентам.
Мало кто из британских байкеров способен сказать, что он не приветствует попытки вернуть былую славу некогда ведущему производителю мотоциклов в Великобритании. Но когда на этом пути возникают проблемы, причем они начинают касаться непосредственно коммерческих клиентов компании, ничего хорошего от этого ожидать не приходится.
Клиенты сообщают о серьезных проблемах в цепи поставщиков компании, а также сложностях в отношениях с дилерами и о неспособности компании поставлять уже заказанные и даже частично оплаченные байки в соответствии с заявленным графиком.
Так, например, на выставке NEC, недавно прошедшей в Бирмингеме, телекомпания ВВС даже сняла специальный сюжет, посвященный клиенту Norton, которому очень не повезло – покупатель полностью оплатил байк заранее, но его не то что не доставили вовремя, а не доставили вообще.
Причем и деньги добровольно возвращать не захотели, и клиенту пришлось прибегнуть к услугам агентства по взысканию задолженности. В итоге на всем этом деле он потерял около 3 000 фунтов.
Напомним, британский предприниматель Стюарт Гарнер (Stuart Garner) выкупил права на торговую марку Norton буквально 2008 году, и уже в 2009 компания создала новый современный мотоцикл, сконструированный по последнему слову техники. Для этих целей был специально построен новый завод – в Донингтон Парке, неподалеку от знаменитой трассы, где до последнего года проводились гонки на Гран-при Великобритании.
В амбициозных планах компании-производителя – вновь сделать марку Norton известной и авторитетной во всем мире. Помимо собственно мотоциклов, планируется выпускать запчасти и аксессуары, а также экипировку под собственным брендом. Компания Гарнера Norton Racing Ltd. достаточно быстро разработала новый гоночный байк с роторным двигателем. А еще ранее широкой публике был представлен новый дорожный мотоцикл.
В начале 1990-х годов бренд Norton и ряд других были выкуплены американской Norton Motorcycles, Inc. Компания планировала разрабатывать новый мотоцикл Commando для американского рынка. На предварительные разработки было потрачено около 10 миллионов долларов. Norton Commando был представлен в 2004 году, но потом этот проект затих, а сейчас потихоньку возрождается в новых руках – бренд Commando тоже приобретен Гарнером.
JPS Norton Team – известная в прошлом британская раллийная команда. JPS Norton Team переживала период расцвета в конце 1980-х – середине 1990-х, когда на пике популярности были аппараты с роторными двигателями.
Изначально компания Norton была основана еще в 1898 году в Британии Джеймсом Лэндсдауном Нортоном (James Landsdowne Norton). Первый мотоцикл был сделан в 1902 году, первый серийный байк – в 1904 году, в 1909 покупателям предлагались уже восемь разных моделей на выбор. Долгие годы мотоциклы этой марки доминировали на знаменитых раллийных трассах британского острова Мэн. В 1916 появился известный до сих пор логотип Norton. В 1924 году на мотоцикле Norton Алек Беннет (Alec Bennett) выиграл гонку ТТ (Tourist Trophy) на острове Мэн, впервые разогнавшись быстрее 100 км/ч. В 1940-1946 годах более ста тысяч машин Norton было произведено для военных нужд. В конце 1960-х и начале 1970-х основным коммерческим успехом пользовались мотоциклы серии Commando (разработка их началась в 1966г.) – возрожденные в середине 2000-х в США. Последний мотоцикл Norton Commando сошел с британского конвейера в 1976 году. Несмотря на большой успех своих мотоциклов, марка Norton не смогла выжить в условиях британской рецессии и наводнения рынка более дешевыми и не менее качественными японскими моделями. После заката британской мотоциклетной промышленности марка Norton пережила несколько попыток возрождений в разных странах, одни были более-менее успешными, другие не очень, но в любом случае ни одна из них пока не привела к реальному возрождению легендарной марки.