Степан Семенов - переводчик-синхронист французского языка, директор Центра франкофонных исследований Дипломатической академии МИД России, член Международного союза журналистов. Из-за особенностей работы много путешествует, в том числе и на мотоцикле. Об одном таком путешествии по африканскому континенту Степан решил поведать читателям Motonews.ru.
![](https://farm6.staticflickr.com/5277/14366678304_e111e69031_o.jpg)
Несколько дней назад мы публиковали первую часть рассказа «Полет ночного жука, или Записки переводчика», сегодня вашему вниманию представляем продолжение этой увлекательной истории, произошедшей с русским журналистом.
Самолет AIR France из Парижа навещает Киншасу раз в неделю. Салон, плотно набитый людьми с неевропейским цветом кожи. Многие мужчины в коричневых кожаных шляпах. Женщины в ярких нарядах органично рассредоточены в пространстве и на удивление молчаливы. Французские стюардессы с лицами римских легионеров. Из бледнолицых только наша делегация да пожилой бельгиец с пятном на лице, не выпускающий из рук поводок кожаного пояса юной африканки. Виски закончился почти сразу, но восемь часов промелькнули незаметно. Так я оказался в настоящей Африке первый раз.
Экономический Форум в Киншасе успешно завершился. Конференция такого высокого уровня проводилось в стране впервые и втянула в свою орбиту колоссальное количество заинтересованных участников. Российская делегация – представители крупного бизнеса и промышленных компаний – с нескрываемым удовольствием приступила к финальной части мероприятия – приему для гостей и участников, проводимому на вилле «Ма Кампань», расположенной на высоком холме, вдали от неуправляемых и шумных человеческих потоков центральной части города.
На мангале шипели куски курицы и крокодильего мяса. Девушки без национальных костюмов игриво обмахивали дымящуюся снедь пальмовыми листьями. Приглашенные представители местной элиты неспешно расхаживали по веранде с бокалами в руках. Их лица сверкали, как нефть. В ветвях пальмы скрежетали попугаи. Шеф как всегда появился внезапно, излучая благодушие и невозмутимость. Как будто это была не экспедиция в центр Африки, а встреча без галстуков в Женеве. Присутствующие, с трудом прекращая жевать, сформировались в плотное кольцо.
«Сейчас переведешь пару тостов и поедем в аэропорт, дорога сложная, двигаться будем колонной», - распорядился Шеф и поднял бокал. От Киншасы до аэропорта 30 км усыпанной битым кирпичом и мусором полуасфальтовой дороги, пересекающей самые криминогенные районы пригорода. Наши паспорта и багаж были отправлены на таможню еще утром для прохождения всех формальностей. У ворот в помятом джипе уже сидела и грызла орехи перепоясанная пулеметными лентами группа людей в военной форме для нашего сопровождения.
Колонна из трех внедорожников и машины с охраной медленно пробиралась по улицам города. Последним двигался буйволоподобный Nissan Patrol 90-х годов, в недрах которого находились я, сотрудник компании француз Раймон и наш водитель Папа Жан. Надо заметить, что пробки в Киншасе можно сравнить только с московскими, хотя транспортных средств в столице Конго намного меньше. Все дело в неистребимом хаосе, день и ночь царящем на дорогах. И без того неторопливое движение в любой момент может быть приостановлено заглохшим грузовиком без капота и кабины, обсуждающими случившееся несколькими сотнями человек и примкнувшей к этому мероприятию похоронной процессией. Гоняющие по диагонали и встречной полосе мотоциклисты тоже порядка не добавляют.
Темнота внезапно накрыла город, словно черное одеяло. В какой-то момент наш водитель, видимо, отвлекся и свернул в узкий переулок. Как он потом объяснял, ему просто надоело тащиться в хвосте, и он решил обогнать колонну по боковой улице. Но Папа Жан немного ошибся. Никакой боковой улицы в этой части города не было и в помине. Переулок штопором уходил в недра неосвещенного квартала. Жизнь здесь бурлила еще сильнее, чем на центральной магистрали. В железных бочках полыхало пламя, зловеще освещая похожие на большие коробки строения. В окнах без стекол, как в кукольном театре, появлялись и исчезали силуэты людей и животных. Наш Ниссан тащился со скоростью пешехода. Через некоторое время он совсем замедлил движение и остановился. Впереди, посередине дороги, догорал остов автомобиля, вокруг которого, словно в танце, метались черные тени. Как потом оказалось, это и был танец. Танец в честь дорогих белых гостей, осмелившихся посетить эту территорию. Любоваться фольклором времени не было – по корпусу нашей машины уже стучали, в окна заглядывали возбужденные и недружелюбные лица. Машину со всех сторон облепила пульсирующая масса человеческих тел. Я не успел спросить у Папы Жана, что случилось, да он бы и не успел мне ответить – десятки рук уже вытаскивали его через боковое окно. На водительском сиденье остался только его зеленый ботинок. Раймон, видимо вспомнив кодекс белого человека, с достоинством открыл окно и что-то спросил. Ответили ему быстро и очень громко. Суть ответа сводилась к тому, что мы только что, превысив разрешенную в этом районе скорость, сбили беременную девушку и пытались скрыться. Судить нас будут по местным законам на месте преступления. По лобовому стеклу паутиной расползались трещины – по нему били обрезками железных труб. Папа Жан появился в окне также внезапно, как и исчез. Два человека держали его за выкрученные за спину руки, а третий - за волосы.
«Придется немного подождать, - смущенно объявил он, - надо дождаться местных властей и решить проблему». Я кинул взгляд на часы, до вылета в Париж оставалось полтора часа. Похоже, мы уже опоздали.
С треском распахнулась багажная дверь нашей машины. В салон хлынула удушливая волна влажного воздуха. От немедленного соприкосновения с внешней средой нас отделяли только коробки из-под виски, грудой наваленные в багажнике. И вдруг, движение вокруг машины затихло. Это было невероятно! Словно невидимый дирижер одним движением остановил бушевавший в творческом экстазе оркестр. Из темноты появился грузный человек в черных очках. Грудь его украшала металлическая цепь с толстыми шайбами медалей.
В полной тишине толпа окружила пришельца непроницаемым кольцом. О нас, похоже, просто забыли. Раздумывать было некогда. Судьба предоставила нам шанс, и я слышал как ее часы уже отсчитывают выделенное нам время.
Человек в очках что-то говорил, все слушали его, затаив дыхание. Открыв дверь с противоположной стороны, я выпихнул Раймона и сам вывалился на дорогу. На наше счастье эта сторона улицы представляла собой заваленный отбросами овраг. Через минуту мы уже неслись по каким то кустам. Мартышки с лицами пьяных младенцев что-то кричали нам вслед из колючих ветвей. Выскочив в ближайший переулок, я понял, что Раймон затерялся в растительности. Но что-то подсказывало, что он недалеко. Куда двигаться дальше я не имел никакого представления. От удушающей жары хотелось снять с себя кожу. Улица была пустынна, только на перекрестке группа подростков грелась у горящей автомобильной покрышки. Один из них держал в руке белый мотоциклетный
шлем. Рядом в беспорядке стояли мотоциклы. «Кто здесь главный?» - крикнул я первое, что пришло в голову.
Вперед выдвинулся парень лет 16-ти.
«Мне надо в аэропорт, только быстро, я заплачу!» Юноша сразу определил во мне заинтересованного клиента. «100 долларов», - улыбаясь, ответил он и, не дожидаясь моего ответа, выкатил похожий на кузнечика мотоцикл. Крошечный бензобак и седло мотика были обтянуты мехом какого-то зверя, но я успел разглядеть мощные амортизаторы и зубастую резину. - «Сейчас появится мой друг, ему тоже в аэропорт!» - «100 долларов и его довезут следом за тобой», - последовал ответ.
Через минуту мы уже рассекали влажную ночь. Двигатель мота бодро урчал, добавляя басовых нот из пробитого глушителя. За все последнее время я не слышал саундтрека приятнее для моего сердца. Мне уже представился салон самолета и стюардесса с бокалом шампанского. Внезапно, вынырнув из очередной ямы, мотоцикл вырулил на освещенную бетонную площадку и остановился. По некоторым признакам я определил, что это была расположенная посередине пустынной равнины бензоколонка. Недалеко в густой траве лежал на боку оранжевый бензовоз. Где-то вдали грохотали барабаны.
«Кончился бензин», - догадался я. Из металлической будки появился человек и что-то крикнул, показывая руками на дорогу, по которой мы приехали. Я понял, что каким-то непостижимым образом о нашем побеге уже известно всему континенту. Действительность снова распахнула передо мной свою зловонную пасть.
Мотоциклист повернулся ко мне.
- Бензина нет. Надо ждать. А тебя все равно сейчас поймают и будут отрезать куски, - улыбаясь сообщил он. Наверное, чтобы я лучше понимал смысл, мой спаситель старался говорить медленно.
– Они не любят французов. Они уже едут за тобой на машине.
Стюардесса с шампанским растворилась в ночи. Похоже, ремни безопасности мне уже не понадобятся.
- Как тебя зовут? – крикнул я.
- Забанга.
- Послушай, Забанга, я не француз и никогда им не был. Я русский! Из России. Я такой же байкер, как и ты! У меня мотоцикл
Honda Africa! - По его выражению я осознавал, что он не понимает и половины того, что я говорю. - У нас делегация! Мы привезли подарок вашему президенту!
Я еще пытался бороться за свою жизнь. Но что я хотел услышать в ответ?
Реакция моего нового друга была неожиданная.
- Из России? А мне будет подарок? Из России! – спросил он и протянул руку. В розовой ладони блестели ключи от мотоцикла.
- Тебе будет самый большой подарок!
- А твой французский друг тоже русский?
- Конечно русский, его зовут Роман, он просто хорошо говорит по-французски. - Я уже выезжал на дорогу.
- Русский, тебе ехать все время прямо. Только не сворачивай! Мотоцикл оставь у ворот. - Он еще что-то крикнул на прощание, но ветер уже свистел в ушах.
Мот подскакивал на ухабах, но цепко держался за поверхность. Видимо, я был уже недалеко от аэропорта – вдоль дороги начали появляться жилые постройки. Электричество отсутствовало. Только повсюду мерцали тусклые огоньки – это местные жители прогуливались вдоль обочин с глиняными светильниками в руках. Некоторые из них стояли воздев руки к небу. «Словно мертвые с косами», - только и успел подумать я, как резкий удар в лоб чуть не вышиб меня из седла. Огни светильников закружились пьяными мотыльками. Первое, что я успел подумать, это то, что меня догнали и ударили палкой по голове. На лбу вспухала липкая масса. «Это мозг!!» - обожгла ужасная мысль.
Но движение продолжалось. По моему лицу, шевелясь и застилая глаза расползалось тело огромного жука. Жуки поменьше пролетали вокруг со свистом пули. Мотоцикл вылетел на гребень холма.
Внизу, опутанная ожерельем редких огней, небрежно разлеглась взлетно-посадочная полоса аэропорта.
Огромный аэробус купался в свете прожекторов и выглядел пришельцем из другого мира. Навстречу мне бежали люди с автоматами. Заглушив мотор, я медленно пошел им навстречу. У самых ворот я обернулся и кинул последний взгляд на мотоцикл. Маленькая фара задорно блестела в темноте. Мех, окутывавший бензобак, сбился на бок. «Tricker», - прочитал я на желтом пластике.
Рейс был задержан на два часа. Оказывается, нас уже искали. Француз Раймон, он же Роман, был благополучно пересажен в пути в полицейскую машину и доставлен в аэропорт. Уже сидя в кресле самолета, я пытался осмыслить произошедшее.
«Тебе повезло, что рейс задержали, иначе ты бы сошел с дистанции», - шеф стоял около меня и протягивал бокал шампанского. Я с ужасом представил свое возвращение в город на мотоцикле. Без копейки денег. Без документов. В обществе гигантских жуков. Под бой барабанов…
Сосед справа тоже гостеприимно наклонил бутылку виски. С трудом приходя в себя, я потянулся к национальному французскому напитку.
«Не надо было нарушать дисциплину», - изрек Шеф и дисциплинированно направился в салон первого класса. Прежде чем скрыться в недрах роскоши он обернулся и добавил: «Как говорят самураи: «Делай, как надо, и пусть будет, что будет». Самолет, подрагивая, выруливал на взлет.
Уже в Москве, иногда размышляя над причудливым видоизменением хода тех событий, которые в любую минуту могли развернуться не в нашу пользу, я задавал себе вопрос, что побудило африканского парня отдать мне ключи от мотоцикла? Страх, что с ним расправятся как с пособником моему побегу? Желание заработать еще? Или неожиданный, как приступ малярии, душевный порыв? И, наконец, кто задержал самолет? Все произошедшее до сих пор представляется мне парадоксальным синтезом несовместимых стратегий.
Мотоцикл я купил себе через две недели, хотя найти эту модель было нелегко. Моим новым другом стал
Yamaha Tricker 250 – веселый и резвый мот, способный ехать в любом направлении от главной дороги. Жаль только бензобак маловат.
И снова захваченный потоком непредсказуемых событий, которыми так богата жизнь переводчика, я жду, когда судьба вновь забросит меня в Африку, ведь там ждет моего подарка темнокожий байкер Забанга.
P.S.
Некоторые приведенные в статье цитаты не всегда отражают точку зрения автора и содержащаяся в них информация почерпнута им из открытых зарубежных источников. В ходе описанных событий, за исключением жука, не пострадал ни один представитель местной фауны. Француз Раймон живет в Париже и никуда не выезжает. Водитель Папа Жан женился на дочери местного авторитета, которая через месяц родила ему двух детей. Через неделю после нашего вылета в Конго случился государственный переворот.