С 24 июля по 15 августа в горах Алтая и Саян на территории республик Алтая и Тывы прошел Чемпионат Сибирского федерального округа по мотоальпинизму, где команда "Панавто - Новосибирск" во главе с Мастером спорта СССР Пантыкиным Виктором заняла почетное третье место.
Чемпионат состоял из четырех частей: Мотофестиваля памяти Романа Добкина, тысячекилометрового ралли-рейда, непосредственное мотовосхождение на высочайшую вершину Восточной Сибири – гору Монгун-Тайга высотой 3976 метров на уровнем моря и прохождение группами заявленных маршрутов высшей категории сложности.
Сюрпризы начались буквально с первых дней. Организаторы фестиваля в корне изменили формат проведения спортивной программы, включив в нее достаточно рисковые виды – езду на заднем колесе и 25-километровый эндуро-кросс по труднопроходимым горам. Причем участникам приходилось выбирать всего две дисциплины из шести, в которых они смогут проявить себя наиболее ярко. Малышка "
Yamaha YBR -125" была заявлена в Спринт-Ле-Мане и… кроссе. И если в спринте три слагаемых успеха, один из которых стометровый бег спортсмена, то в эндуро кроме мастерства наездника еще нужна хорошая подвеска и надежный мотор.
Дистанция кросса представляла из себя вытянутую линию через пару перевалов, каменистый брод через реку Соузга, обилие подъемов и спусков, заболоченные участки, где даже настоящие "эндурики" тонули по ступицы. И все это, прямо скажем, вдали от людей - надеяться можно только на себя и участников этого рискованного предприятия.
Мягкая подвеска отлично "прогладывала" неровности трассы, что позволяло держать достаточно приличную скорость, а отличные тормоза на спусках и после грязевых ванн делали езду достаточно комфортной. Конечно состязаться с навороченными шестисотками было очень трудно, но тем не менее результат говорит сам за себя – 6 место из 27 стартовавших участника!
Пролетели три дня фестиваля и вот мы уже скользим по Чуйскому тракту к Монгольской границе. Крейсерская скорость 80 км/ час. К этому времени наша "Ямаха" в составе группы из "Хонды-600" и "ЗиД -200 "Лифан" уверенно удерживала этот ритм движения, неся на своем горбу не менее 70 килограммов груза! Два дня пути и мы достаем в Кош- Агаче основной пелетон участников мотоальпиниады, вышедший на сутки раньше с турбазы "Манжерок".
Далее начинается жесткое бездорожье, крутые перевалы, высокогорная тундра, броды и почти девственная природа. Этот район мототуристы начали осваивать достаточно недавно - в 1983 году сюда впервые прорвались через заснеженные перевалы ребята из клуба мототуристов "Горизонт" г. Барнаула, в 85 году сборной Барнаула, Москвы, Тайшета, Калуги с огромным трудом удалось пробиться из Алтая в Тувинскую котловину без дорог по конным тропам, потеряв одну "Яву". А в 1998 году акция "Сибирь – Трофи» проходила уже по дорогам. Но прошу не обольщаться словом "дорога" - обилие разбитых остовов автомобилей, "порванных" мостов и прочего автомобильного хлама подчеркивает, что этот край не для слабонервных. А уж какую задачу поставили перед собой участники Чемпионата - впору заявлять это в книгу рекордов Гиннеса. Спортсменам предстояло впервые подняться на мотоциклах на четырехкилометровую высоту Монгун- Тайги. Сказать, что участники шли с «белого» листа, значит заниматься шапкозакидательством. Проведению Чемпионата предшествовала долгая кропотливая четырехлетняя подготовка: изучался картографический материал, подходы к горе, начиная с 2004 года были организованы две мотоэкспедиции по выбору базового и штурмового лагерей, согласованы действия с администрацией Монгун- Тайгинского района республики Тыва.
Движение по такой местности без специальной подготовки обречено на провал. Поэтому пришлось поработать с "Ямахой" над передаточным соотношением на заднее колесо, переобули ее в зубастую резину. И это объяснимо – 10 сильному мотору приходилось очень не сладко в таких условиях, да еще на средней высоте более 2300 м над уровнем мирового океана. Что соответствует 20% потере мощности двигателя. Что у нас осталось? 8 лошадок. Пусть простят нас конструкторы нашей малышки за те зверские условия, в которых мы ее заставили работать.
…Поднявшись до высоты 3500 м решили пожалеть нашу крошку. К тому времени уже два мотоцикла лежали на дне пропасти разбитыми – дорогой ценой платили первопроходцы за свою дерзость. Тем не менее честно заработанное третье место в первом в истории России Чемпионате по мотоальпинизму! Все- таки как богат на выдумки туристский народ! Когда-то в СССР из автомототуризма родились самостоятельные виды спорта:
триал, скийоринг, мотоориентирование. Теперь может МОТОАЛЬПИНИЗМ !?
… Пять дней ушло чтобы взобраться на купол Монгун-Тайги. Она всячески противилась этому: на высоте 2381 метр базового лагеря стояла такая жара, что участники успели обгореть дважды. Не спасала и обжигающе холодная вода красивейшего высокогорного озера Эски-Тоолайты. А в штурмовом лагере нас уже посыпал снег, поливал дождь, палатки рвал шквальный ветер, а температура понизилась до минус 5 градусов по Цельсию.
Первыми на вершину ворвалась команда "Триал" из Новосибирска во главе с КМС по
триалу Ломоносовым Владимиром на "Бете", вторыми - команда "Орион" из г. Черепаново с пилотом Сергеем Сериковым и капитаном Машей Белиной. Хочется отметить, что по условиям соревнований каждая команда состояла из одного мотоциклиста и 2-3 человек (шерпов), которые несли снаряжение, продукты, страховали в особо опасных местах, коих было огромное множество.
Закончилась торжественное награждение, отзвенели фанфары победителям. Пора разъезжаться по домам. Команды из Новосибирской и Иркутской области пошли через Усинский тракт, Абакан, Красноярск. Команды из Барнаула на квадроциклах назад - через перевал Бугузун, Кош- Агач, далее по Чуйскому тракту. Наша же дружина решила продолжить приключения – совершить первопрохождение из Тывы в Алтай через озеро Хиндиктиг-Холь, вдоль рек Богояш, Калбакая и Башкаус.
Не буду утомлять читателей перечнем трудностей для нашей "Ямахи", хочу лишь отметить, что "дорога" или автомобильный след давно кончились, а мы все двигались и двигались в неизвестность, преодолевая по звериной тропе вначале по 50 км, потом 25,потом 8, потом 3 км. Особенно туго приходилось нашему сменному водителю Романченко Ларисе, которая уже забыла когда она садилась в седло мотоцикла, преодолевая все расстояния пешком, страхуя нас на сложных участках маршрута, таская вещи, снаряжение и мотоциклы через реки и болота.
Конечно первопрохождение всегда идет с запасным вариантом отхода на случай неудачи. Существовал таковой и у нас. Где-то на пятый день пути по тропе мы «созрели», чтобы повернуть назад, но представив что придется снова преодолевать тяжелейшие километры, захотелось сделать глубокую разведку, чтобы окончательно оценить обстановку и принять верное решение. К тому времени мы на своих "ишачках" залезли очень высоко вверх. Далеко внизу искрилась на солнце извилистая Калбакая, а у нас подходил к концу запас воды. К вечеру мы делили его уже колпачками и решили бросить мотоциклы на тропе и спуститься к воде, чтобы отдохнуть. Сил с рюкзаками хватило не надолго. Сухость во рту, слабость в ногах. Через 100 метров Андрей Поддымников без сил опускается в заросли карликовой березы. Остальные ушли не намного вперед. О, и счастье! Из-под камня малюсеньким ручейком бьет родничок! Глубина не более 1 см. Осторожно, чтобы не поднять ил пьем еле-еле касаясь губами поверхности. Ручеек был быстро выпит, а пить хочется по прежнему… Через 100 метров мы обнаружили ручей поглубже, выкопали ямку, дали воде отстояться. Решили ночевать здесь. Прямо на косогоре, на корнях и камнях умудряемся как-то разбить палатку.
Утро вернуло нам силы. Разведка ушла вперед, остальным команда - отдыхать. Через пять часов разведка донесла, что до Башкауса осталось всего 4 километра! Это нас очень окрылило и было принято решение идти вперед. Но что это были за километры? 45 градусный спуск, 3 брода глубиной по пояс, и сбивающее с ног течение, огромные камни и коряги, которые просто не давали самостоятельно двигаться. На это было потрачено еще полтора дня. И вот последний брод через Калбакаю и мы выходим в долину Башкауса! Здесь 7 лет назад совершили первопроход велотуристы под руководством барнаульца Кузнецова Дмитрия. По его наводке оказались и мы здесь.
Перегруппировавшись, мы впервые за много дней включили 2,3- ю передачи. Но радость скоро кончилась. Пассажирке пришлось опять идти пешком, широкая долина реки превратилась в узкое ущелье. Тропа трудная. Как назло пошел нудный дождь. Тропа стала скользкой и смертельно опасной. Стараемся, чтобы моторы работали внатяг, не срывая грунт. Малейшая неосторожность и заднее колесо уже стаскивает в пропасть. Из-за недостатка мощности на подъемах "Ямашке" приходится двигаться с пробуксовкой сцепления. Хоть и бензина в баке осталось немного и продукты почти съедены, она продолжает выполнять у нас роль грузовичка.
Первую ночь на Башкаусе мы провели в зимнике. Это позволило нам немного обсушиться. Утром пришел хозяин зимника Николай, угостил нас сметаной, дал немного рыбы и риса. Жить можно! А дождь все не прекращается.
Спина покрывается холодным потом при движении на огромной высоте по конным тропам. Руки и шея немеют от напряжения. Боишься даже пошевелить головой, чтобы не потерять равновесие.
На встречающихся зимниках очень удивлены- никогда еще здесь не проезжали мотоциклисты. Нас поят чаем обогревают, отговаривают идти дальше. А ехать- то все равно нужно невзирая на непогоду. Говорят, что когда пот заливает глаза невозможно разглядеть окружающую красоту. Это не верно. Мы не переставали удивляться красоте гор, чистоте рек.
На одном из коварных участков достаточно было легкого толчка камнем о раму и махнув ногой по воздуху в поисках опоры, я уже лечу вниз. В рядах паника. Но "Лифан" не ушел за мной, а зацепился рулем за камни, поломав рычаги управления и зеркало. Задержавшись на крутом косогоре десятью метрами ниже я с ужасом смотрел вверх, представляя, что было бы, если бы мотик начал кувыркаться.
К концу дня мы настолько промокли и замерзли, что опять попросились на постой у алтайцев. Нас разместили на полу - другого места просто не было. Но какое же это блаженство посидеть у живого тепла печки…
Наконец- то на третий день движения по Башкаусу мы увидели автомобильный след. Для нас это был "асфальт". Быстренько добрались до Улагана, дали знать о себе родным, близким, МЧС. А дальше пусть домой через три перевала по Чуйскому. Моторы почуяв хорошую дорогу исправно отмахивали сотни километров. На Чикете к нам подошел местный житель и подробно расспросил о маршруте. Видно, что он отлично знает местность. Удивлению его не было предела и в знак почтения угостил нас хариусом, который мы с удовольствием скушали на первой же стоянке.
Вот так завершилось наше почти трехтысячекилометровое путешествие. Открыта еще одна страница развития мототуризма в Сибири. Впервые пройден суперсложный маршурт по Тыве и Башкаусу.