Всего 26 дней осталось до старта одной из самых знаменитых в мире универсальных гонок. 5 января 2008 года 570 участников на автомобилях, мотоциклах, грузовиках и квадроциклах стартуют из португальского Лиссабона в многотысячекилометровый вояж по пустыне в рамках юбилейной, тридцатой по счету гонки "Дакар".
Нынешний "Дакар" обещает стать рекордным по числу участников, превзойдя достижение предыдущего, 2007 года, когда для участия в гонке зарегистрировались 510 команд. По словам организаторов, в этом году в соревновании будут задействованы гонщики и члены команд и групп поддержки из 50 стран мира, что тоже станет своеобразным рекордом представительности.
Протяженность нынешней гонки – 9273 километра (из них 5736км – участки для соревнований и 3537км – соединительные трассы). График соревнований следующий – 5 января старт в Лиссабоне, потом 8 дней подряд – этапы соревнований, день отдыха в Нуакшоте (столица Мавритании), и еще 7 дней испытаний, вплоть до финиша в традиционном Дакаре (Сенегал).
Участники "Дакара-2008" проедут по территории четырех стран: первый два этапа придутся на Португалию, потом транзит до испанской Малаги, и оттуда переправка морем в Марокко, и следующие четыре этапа пройдут по территории этой североафриканской страны; сразу восемь этапов придутся на Мавританию, и наконец, последний этап с финишем будет уже на территории Сенегала.
В будущем году гонке "Дакар" исполняется уже три десятилетия. За это время в ней успели принять участие примерно 13600 человек, которые за все 29 приемов проехали по территории 21 страны. В последний раз, в 2007 году за ходом гонки только в Португалии наблюдали более 1 миллиона зрителей.
Первый европейско-африканский заезд состоялся в 1978 году. Причем маршрут гонки (в глобальном плане) не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) – Алжир – Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса – участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.
В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной – Париж-Дакар-Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.
В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.
В 1998 году вернулись к варианту Париж-Дакар, но уже не через Алжир, а через Испанию, Марокко, Мавританию, Мали, снова Мавританию – и в Сенегал.
1999 год – снова без Парижа, Гренада-Дакар. Кстати, в этом году впервые участников-мотоциклистов и их транспортные средства перевозили самолетом.
В 2000 был один из самых "приключенческих" (в негативном смысле этого слова) "Дакаров". Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар-Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом – для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории "Дакара" с финишем не в самом Дакаре.
В 2001 – снова Париж-Дакар. 2002 год – финиш в Дакаре, а старт, хоть и во Франции, но не в Париже, а в Аррасе на севере страны.
В 2003 была очень необычная гонка – она началась в Марселе и закончилась в египетском Шарм-эль-Шейхе. 2004 год – Франция-Сенегал, но старт не в Париже, а вот финиш традиционно в Дакаре. В этом году - 595 участников. 2005 год – маршрут Барселона-Дакар и 688 участников на старте, правда, в этом году в качестве участников считали и вспомогательный транспорт, поэтому фактически рекорд 1988 года так и не был побит. С 2006 года используется маршрут Лиссабон-Дакар.
Интересно, что ранее официальная газета Ватикана, LOsservatore Romano выступила с критикой в адрес ралли, по мнению газеты, "Дакар" - кровавая и безответственная гонка. Скорее всего, такая реакция была вызвана гибелью 29-летнего мотогонщика из Южной Америки Элмера Саймонса (Elmer
SYMONS), который разбился на мотоцикле
KTM во время четвертого этапа "Дакара-2007".
Представители Ватикана заявили, что "ралли "Дакар" не имеет ничего общего со здоровым соревнованием. За ним тянется кровавый след, который подчеркивает насильственную составляющую, лежащую в основе любой попытки экспортировать западный образ жизни на Восток. С циничным отношением к действительности тех стран, через которые проходит гонка, автомобили, мотоциклы и даже огромные грузовики на головокружительной скорости бросаются в пустыню, где их корпуса, часто, остаются лишь ржавыми памятниками безответственности".