|
Утилитарный снегоход/2014 г./265 кг/503 см3/43 л.с./199 900 руб. Не «Бураном» единым жива отечественная снегоходная промышленность! Откликаясь на довольно быстро меняющуюся обстановку на рынке, компания «Русская механика» всего через две недели после презентации «урезанной» версии Yamaha Viking Tough Pro, презентовала и свою версию бюджетного утилитарника. Первым шоком для всех приглашенных на тест модельной линейки снегоходов «Русской механики» 2014 года стало место проведения. «РМ» позвали журналистов... в Хибины, туда, где практически всю весну мы с разным успехом «воевали» с топовыми горными и спортивными моделями ведущих мировых производителей. И вдруг — отечественный «утиль». Сдюжит ли? Хватит ли ему потенциала, надежности и всех прочих качеств, чтобы «жить» в горах? Смелости представителей фирмы из Рыбинска можно только позавидовать! Второй «сюрприз» — даты теста. В двадцатые числа апреля даже в заполярье весна уже вступает в свои права, разве что в горах зима задерживается подольше? В общем, полный набор экстремальных условий для испытаний далеко не самой навороченной техники. На прошлой неделе мы уже писали об «асимметричном» ответе компании Yamaha конкурентам. Вместо развития технического прогресса, увеличения мощности, введения множества электронных систем и прочего «быстрее-выше-сильнее» японцы предложили упрощенный до минимума снегоход Yamaha Tough Pro, построенный на основании «пожеланий пользователей». Ближайший конкурент Yamaha в секторе бюджетных утилитарных снегоходов, отечественная «Русская механика», отреагировал молниеносно. Буквально через две недели после официальной премьеры Tough Pro, «РМ» на тесте в Хибинах представила свою версию «ультра-бюджетного» снегохода. Новый аппарат получил название «Тайга Варяг 500» и стал младшим, третьим в семействе «варягов». На вопрос о том, как получилось создать серийную машину в столь сжатые сроки, представители завода признались, что проект такой «конверсии» был готов уже давно и лежал «в столе». Его просто в нужное время извлекли на свет и запустили в серию. Нужно заметить, что Yamaha так и не смогла перешагнуть через психологический барьер в 300 000 руб. за свой «таф про», так что даже топовый «Тайга Варяг 550 V» оказался дешевле японской новинки на 49 000 руб. Вроде бы, беспокоиться нечего, вроде бы, рынки отечественной и импортной техники пересекаются мало, да и по цене запас есть, однако в «РМ» не стали сидеть спустя рукава и выпустили «свой ответ Чемберлену», при этом снизив стоимость до рекордных 199 900 рублей. Между прочим, разница — 109 100 рублей. Такая сумма экономии покажется актуальной не только для жителей крайнего севера, но и для вполне зажиточного москвича. Скептики обычно начинают апеллировать к уровню качества «нашей» техники, уповая на то, что «один мой знакомый» ездил на «Варяге», намучался, продал и вспоминает отечественный продукт как страшный сон, припеваючи катаясь на «Викинге». Тем не менее, техника «РМ» продолжает оставаться востребованной. По аналогии с автопромом: все прекрасно знают, что продукция известного завода в Тольятти не отличается современными технологиями, качеством и дизайном, однако это не мешает продавать «приоры» и «калины» сотнями тысяч в год. Вот только есть один нюанс: по уровню технической оснащенности, комплектации и дизайну «РМ» мало чем уступает «японцу». Но все же отвлечемся от маркетинговых исследований и вернемся к самому снегоходу. В целом, сценарий «обюджечивания» снегохода оказался очень схож, но более глубок. Итак, в первую очередь, вместо 550-кубового двигателя в «Варяг» установили хорошо известный и пользователям, и дилерам 503-кубовый двухцилиндровый двухтактник воздушного охлаждения с одним карбюратором «РМЗ 500». Кстати, на нем экономить не стали. Отечественные мертворожденные К-68 и иже с ним давным-давно отправлены на пенсию по инвалидности, а за топливообразование отвечает «японец» Mikuni. Еще один жизненно-важный узел двигателя — система зажигания — также приехал к нам из-за бугра, правда, с запада — электронная система зажигания произведена итальянской компанией Ducati. Естественно, это не кусочек от Multistrada. Фирмы просто «однофамильцы». Естественно, снегоход лишен электрозапуска и раздельной системы смазки. Снегоход объявлен одноместным. Убрана пассажирская спинка и поручни, однако «выделенное» место пассажира на сиденье осталось. Обзавелся «Варяг» и стальным клиновидным бампером вместо алюминиевого (не иначе, новый тренд). Коснулись упрощения и ходовой части. Передние телескопические амортизаторы имеют ход 115 мм (вместо 150 у «пятого» «Варяга»). Задняя подвеска также упрощена. Здесь используется система прошлого поколения с торсионными пружинами, одним амортизатором, подламывающейся «пяткой» для облегчения езды задним ходом в глубоком снегу и ходом 190 мм (у «старшего брата» амортизаторов два, пружины — винтовые, а ход составляет 385 мм). При этом подогрев ручек руля и курка газа остались в базовой комплектации, а вот дисковый тормоз лишился гидравлики и стал просто механическим. Пожалуй, последнее важное изменение в конструкции — высокий трубчатый руль от модели «Тикси». Он не только внес вклад в облегчение и удешевление конструкции, но и заметно улучшил, по общему мнению испытателей, эргономику машины. Теперь руль не упирается в колени при максимальных углах поворота, и, самое главное, позволяет принять правильную, прямую позу при езде стоя. С обычным низким рулем «Варяга V» езда в стойке, особенно для рослых водителей, оказывалась весьма затруднительной — к рулю приходилось сильно наклоняться, от чего быстро уставала спина, ноги и руки. Итог: снегоход потерял 17 килограммов массы и 7 л.с. На «бумаге» потеря мощности, относительно 550-кубового аппарата составляет довольно ощутимые 14%, однако если пересчитать соотношения мощности к массе, потеря выходит всего 8% (0,178 л.с./кг у «пятерки» против 0,162 л.с./кг у «пятисотки»). При этом заметно снизился центр тяжести. Заметный выигрыш вышел и по деньгам. «Варяг V» в розницу предлагается за 260 000. «Пятисотка» обойдется в 199 900. 60 «рублей» экономии. Конечно же, тест в горах не мог обойтись без всевозможных выкрутасов, попыток заехать на самую высокую гору, бундокинга, прыжков и прочих безобразий. Все это было подкреплено еще и тем, что мы прекрасно осознавали, что этот снегоходный выезд действительно крайний в этом году. Колорита ситуации добавляло и то, что неделей раньше практически вся группа побывала в Сочи на тест-драйве мотоциклов и вот так, из практически лета была вынуждена снова окунуться в зиму. Разница в 17 килограммов оказалась очень ощутимой. Разумеется, свою лепту в характер аппарата внесли и более кондовые подвески. А вот разница в мощности и крутящем моменте оказалась практически незаметной. Разве что у «550-ки» максималка чуть-чуть повыше. Наш же подопытный быстрее 80 км/ч «бегать» не умеет. Апрель внес свои коррективы даже в заполярную погоду. За несколько дней до нашего приезда ударила оттепель с дождями, а потом ударил морозец, так что весь снег в горах превратился в железобетон, твердый и нерушимый. Кататься по такому — удовольствие не из приятных, но зато можно понять, как чувствуют себя жители Крайнего Севера, где в тундре такое состояние снега — норма. Маленький «Варяг» не отличается особым комфортом — дает о себе знать довольно-таки простая подвеска, однако возможность ехать, выпрямившись в полный рост благодаря высокому рулю, нивелирует ситуацию. Надо сказать, что мы не жалели машины, устраивая для них самые суровые испытания. Единственное, чего аппарат не смог «переварить», — это прыжки со снежных козырьков высотой больше метра. Подвеску стало нещадно пробивать. Однако в реальной жизни на аппарате такого класса заниматься подобными извращениями мало кому придет в голову. Все прочие испытания снегоход прошел с честью. Мы поднимались на почти километровую высоту в жуткую пургу по довольно крутому склону перевала Петрелиуса: все «пятисотки», благодаря малой массе и гусенице шириной 500 мм, взлетели на перевал играючи. Во всяком случае, на фоне остальных моделей, более тяжелых, они выглядели просто превосходно. Мы спустились к подножию гор, где внезапно для всех весна уже полностью вступила в свои права. Снегоходы (не только «Варяг 500», но и все остальные участники теста), без каких-либо сложностей преодолели около двадцати километров «летнего» участка трассы: снег у подножия гор растаял полностью, и нам пришлось двигаться по грунтовым дорогам, мху, лужам, вскрывшимся рекам и просто по лесу. Вернувшись обратно в горы, мы попали на дорогу, получившую название «кошмар снегоходчика». За долгую зиму многие и многие снегоходы превратили довольно длинный участок дороги в настоящий «застывший шторм». Один прошел по целине — газанул — в снегу осталась ямка. Следующий прошедший снегоход эту ямку углубляет, и так далее. Дорога была испещрена застывшими снежными волнами до полуметра высотой, а то и выше. Двигаться по такому «здесь бомбили» крайне утомительно для пилота и довольно сложно для снегохода. Нагрузки критические. Однако и здесь наш подопытный показал себя действительно выносливым и надежным аппаратом. Резюмируя все впечатления, можно сказать, что удешевлением снегоход не испортили. В чем-то он даже выиграл. Он не блещет неземной красотой, проиграет почти любому из снегоходного войска в разгоне и максимальной скорости, но зато он доставит, пусть и без особого комфорта и скорости, в самую глухую глушь. Снегоход дешев, стоимость владения также невысока. Расход топлива — вполне приемлемые 25 литров в час (естественно, речь идет о тестовых замерах, но все же). И починить, в случае чего, можно при помощи минимального набора инструментов. Кто-то скажет, что «ямахи» не ломаются, и, наверное, отчасти будет прав. Но лишь отчасти. Зато на сэкономленные деньги кто-то сможет вполне безбедно прожить полгода. Кто-то же покупает десятки тысяч «Жигулей»? Благодарим компанию «Русская механика» за организацию теста.
|