ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Выбор снегоходной экипировки


Стою на асфальте, в лыжи обутый,
То ли лыжи не едут, то ли я...

Самый, пожалуй, распространенный вопрос, задаваемый немотоциклистами мотоциклистам: «А вы что, и зимой ездите? Холодно же!». На что, обычно, следует ответ: «Ну ездят же люди на снегоходах, и ничего». Так, собственно, в чем ездят те самые люди на снегоходах и почему они не мерзнут в самые лютые морозы? Попробуем разобраться.

 

Не зря эпиграфом к статье стоит знаменитое двустишие. Чтобы не мерзнуть, не париться и не и выглядеть тем самым персонажем, не вполне дружащим со своей головой, ездить на снегоходе лучше всего именно в снегоходной экипировке.

Пожалуй, главная проблема езды зимой заключается в том, что диапазон рабочих температур несколько шире, чем «мотоциклетный», ну и расположен, в основном, ниже нулевой отметки. К тому же, уровень подвижности пилота в разных ситуациях варьируется, грубо говоря, от нуля до ста процентов. Если условным «нулем» можно обозначить туристический режим, когда человек практически неподвижно сидит на снегоходе на протяжении многих часов, то «сотней» будет снегоходный кросс и фрирайд, где пилот постоянно находится в движении и активно работают почти все группы мышц.

Так вот, главным определяющим фактором при подборе экипа будет именно уровень активности пилота во время езды, а не температуры, при которых предполагается кататься. Чтобы как-то формализовать диапазон «от нуля до ста», в снегоходном мире принята определенная классификация, которой в той или иной мере придерживаются все производители. Но прежде чем лезть в дебри классификации, рассмотрим основные принципы «построения» снегоходного экипа в целом.

Главная задача экипировки — сохранять комфортные условия пилота внутри себя. Для этого требуется, во-первых, непродуваемость, во-вторых, непромокаемость, и, в-третьих, способность выводить влагу, выделяемую организмом. Дальше следуют менее приоритетные цели, вроде защиты от падений, яркости красок и удобства использования.

За соблюдение первого и, отчасти, второго условий отвечает внешний слой. Как правило, это материалы на основе полиэстра или нейлона. Естественно, каждый производитель «делает красиво» и называет банальный вроде бы материал красивыми словами, но суть от этого не меняется. К примеру, известная всем выносливая и не рвущаяся Cordura, есть ни что иное, как ламинированный полиуретаном нейлон. Внешний слой не продувается, и не промокает. Естественно, хорошо сопротивляется внешним физическим воздействиям (устойчив к разрывам, трению и прочим «неприятностям»), ну и, само собой, определяет дизайн одежды.

Кроссовая куртка: кроме мембраны - ничего!

Окончательным барьером для влаги извне служит мембрана. Мембрана — это особый нетканый материал, через поры которого вода может проникать только в парообразном виде, а в жидком — никак. На этом эффекте и строится вся современная мото- и снегоэкипировка. Растаявший снег и вода просто не могут проникнуть сквозь слой мембраны. Разумеется, мембрана тоже стоит на страже непродуваемости.

Главная проблема сохранения комфортного микроклимата внутри одежды — влажность. То есть даже если на вас надето четыре шубы и вы вспотели, вы замерзнете, потому что влага отводит тепло в разы сильнее, чем сухой воздух. Вторая цель мембраны — выводить излишки влаги за пределы «рабочего контура» экипа.

Разнообразных мембран существует великое множество. Некоторые производители используют продукцию известных «мембранных» фирм, например, Gore-Tex или SYMpatex, но многие предпочитают собственные разработки. Так, FXR разработал и внедрил фирменную систему ММТ (Moisture Management Technology) со «своей» мембраной HydrX Pro.

Скажу больше, современный экип уже не обходится «просто» слоем мембраны в недрах куртки. Чтобы усилить эффект «изоляции» от внешнего мира, многие производители переходят на двух- (все тот же ММТ в изделиях FXR) или даже трехслойные мембранные вставки (фирменная экипировка Ski Doo). В таком раскладе начинает действовать эффект «стеклопакета», когда между слоями мембраны находится утеплитель.

Об утеплителях стоит сказать отдельно. Как и в случае с мембранами, здесь царит огромное разнообразие брендов, марок и технологий. Каждый производитель старается «изобрести» что-то новое, и изучая рекламные каталоги и лейблы, висящие на каждой куртке или брюках в количествах, превышающих все разумные пределы, очень легко запутаться. Все утеплители делятся на две категории по механизму сбережения тепла. Первый — классический способ — много мелких волокон, удерживающих в себе прослойку воздуха, которая и сохраняет тепло тела.

Горныйая куртка со множеством слоев

По этому принципу действуют все волокнистые утеплители начиная от натурального меха, заканчивая последними достижениями технологий вроде «триэмовского» Thinsulate и ему подобных. Второй, более современный способ теплосбережения работает по принципу отражения инфракрасного излучения, то есть тепла. Алюминизированные материалы завоевывают мир! По этому принципу изготовлены, к примеру, «одеяла», применяемые спасателями. Тончайший блестящий материал почти ничего не весит и занимает минимум места. Полноформатное «одеяло», в которое можно завернуть взрослого человека, в сложенном состоянии по объему меньше, чем сигаретная пачка, а эффективность — можно спать в сугробе! Так, FXR применяет технологию Еxkin platinum в своих изделиях. Как правило, «алюминиевые» технологии видны невооруженным глазом — изнанка блестит металлом. Разумеется, наилучшие результаты по теплосбережению дает комбинация волокнистого утеплителя, алюминия и мембраны.

Итак, разобравшись с основными технологиями, вернемся к классификации экипа. В «природе» чаще всего встречается четыре основных типа экипировки: Race — гоночный, Mountain — горный, Touring — туристический, или туринговый и Recreational — развлекательный или любительский. Разберемся, что из них что.

Гоночные комплекты

Самый легкий экип с минимальным индексом теплоизоляции. Используется, в основном, спортсменами во время снегоходных кроссов и прочих соревнований, когда уровень физической активности максимален, а время, проводимое за рулем снегохода, — не очень продолжительное. Такой экип минимально сковывает движения. Как правило, в рейсинговых комплектах вообще нет никакого утеплителя — только внешний слой, защищающий от воды и ветра, и мембрана.

 

Отвод влаги в спортивных условиях использования — основная задача экипа. Утепление, как правило, не требуется, ведь спортсмену жарко даже в сильный мороз. Чтобы «охладить» разгоряченный организм, рейсинговые комплекты часто оснащены большим количеством вентиляционных карманов. Разумеется, спортивный экип приспособлен для использования с нетипичными для «гражданского» снегоходства элементами защиты, вроде кроссового панциря и шейного брейса.

Естественно, в обычных, «покатушечных» режимах, в такой одежде будет очень холодно даже при плюсовых температурах. Если вы не собираетесь кататься исключительно по кроссовой трассе, от покупки такого экипа стоит воздержаться.

Туринговый экип

Полная противоположность спортивному. Задача этого типа экипировки сохранять ездока в тепле на протяжении очень долгого времени при минимальном уровне подвижности. Когда приходится проезжать многие десятки и даже сотни километров, часами находясь в седле практически неподвижно, без качественной теплоизоляции не обойтись. У этого типа экипировки теплоизоляция — максимально возможная. Естественно, и здесь не обходится без мембран, алюминия и прочих последних достижений «теплосберегательной промышленности».

 

Множество карманов, и регулировок позволят чувствовать себя комфортно в дальней дороге. Многим, опасающимся суровых морозов, сразу захочется обзавестись именно таким комплектом, чтобы на сто процентов обезопасить себя от напастей зимы, однако и тут стоит быть аккуратным в выборе. «Долгая езда без движения» — это, чаще всего, не про среднюю полосу России. То лесочек, в котором придется активно обруливать деревья, то овраг... Постоянно приходится двигаться, шевелиться. А учитывая не очень суровый климат, велик шанс очень быстро вспотеть. Мембраны, конечно, делают свое дело, но и они не всесильны. Чего уж говорить, о том, что в тяжелом и толстом туринговом экипе и шевелиться-то тяжело. А если придется махать лопатой, выкапывая засевший снегоход?

В общем, «туринг» стоит брать в том случае, если планируется длинный многодневный трип, или если 150 километров по заполярной тундре в один конец — это ваш ежедневный маршрут.

Рекреационный экип

Именно этот вариант подойдет большинству отечественных снегоходчиков, которые чаще всего катаются «вокруг дачи». Это компромисс цены и качества. Скорее всего, в лютые «минус тридцать» почти каждый снегоходчик-любитель предпочтет остаться дома, нежели выезжать рубиться со стихией. И даже если выкатится, наверняка, прокатается недолго.

 

«Туринг» здесь будет явно излишним, а вот практичный и недорогой комплект для «просто покататься» со средним уровнем теплоизоляции и разумным количеством «космических технологий» будет в самый раз. Это самый практичный и экономичный вариант выбора. Естественно, средний уровень навороченности, и, как следствие, общая толщина и гибкость экипа позволят не замерзнуть в умеренные холода, и не будут сковывать движений, если захочется отжечь.

Горный экип

Но что делать, если условия катания меняются со скоростью лавины, температуры скачут от нуля до минус сорока, и долгие спокойные перегоны сменяются безумным бундокингом и фрирайдовыми заездами по склонам гор? Самый универсальный из всех вариантов — это горный экип. Горный — потому что именно в горах в течение часа можно встретить все перечисленные условия. Здесь к экипу — особые требования. Он должен греть в мороз на перегонах, предоставлять достаточную свободу движения во время преодоления перевалов и бундокинга по лесу и не быть слишком «жарким», когда удается как следует вжечь по целине горного склона.

 

Взаимоисключающие требования? Именно по этому горный экип — самый высокотехнологичный и дорогой в линейке любого производителя. В принципе, секрет прост. «Горка» обычно имеет модульную конструкцию. Умеренно утепленная куртка, снабженная вентиляционными «карманами» и многослойной мембраной больше напоминает слегка утепленный вариант рейсинговой снаряги, и прекрасно подходит для активной езды. А чтобы не мерзнуть при спокойной езде, в комплекте есть легко присоединяемая теплая подстежка, часто выполненная в виде отдельной куртки. Естественно, та же история и с полукомбинезонами: в дополнение к слегка утепленным основным штанам в комплекте прилагаетсая «утепляшка». В общем, если финансы позволяют, а кататься хочется всегда, или в планах выезды дальше, чем прострел по ближайшей речке туда-обратно, горный экип — для вас.

Обувь

Недооценивать снегоходную обувь не стоит. Кто-то, наверняка, по старинке предпочтет валенки укомплектованные «чулками» армейского комплекта ОЗК, однако же такой вариант подойдет только если вы собираетесь по-овощному перемещать в пространстве свое тело при помощи какого-нибудь допотопного «бурана». Любой более активный вид катания потребует более серьезной обуви. Современную снегоходную обувь можно условно разделить на две категории — утилитарная и спортивная.

 

С утилитарной все ясно. Чаще всего, это здоровенные сапоги, просторные и очень теплые, с резиновым низом и «кордурным» голенищем. Не стоит, кстати, недооценивать неказистые «валенки» — зачастую в них используются отнюдь не дедушкины технологии. Тут и алюминиевые теплоизоляторы, и мембраны, и многослойные подошвы. Так что и в минус «очень много» в такой обуви будет сухо и тепло. Другое дело, что активная езда в такой обуви, мягко говоря, не очень комфортна. Для этого придумали спортивные боты.

Общий смысл спортивной снегоходной обуви — это жесткий ботинок, напоминающий сноубордический, который надежно фиксирует голеностоп, но, при этом, легкий и эргономичный. В таких «тапках» не «запутаешься в ногах», в них довольно удобно передвигаться пешком по снегу да и на снегоходе в такой обуви сподручнее, особенно когда приходится ехать в стойке, прыгать дропы и трамплины и крутить прочие финты. Разумеется, боты не промокают. Привет мембранам! По степени навороченности, количеству шнурков и засежек, наличию съемного «валенка»-вкладыша и уровня термоизоляции боты так же различаются, но здесь лучше консультироватся с продавцом в каждом конкретном случае — у каждого производителя специфика своя, хотя общий принцип выбора тот же, что и для прочих элементов — не стоит брать рейсинговые боты под горные путешествия. Понтовый внешний вид и миллион застежек не спасут вас от мороза, а здоровенные «валенки» доставят не мало неудобств при беготне с лебедкой и лопатой.

Шлем

Снегоходные шлемы делятся на две большие группы, которые можно грубо охарактеризовать как «спорт» и «не спорт». Спортивные шлемы очень напоминают кроссовые мотоциклетные. Челюсть, козырек, обязательная маска в комплекте. Отличий от летних собратьев не много, но они весьма существенные. Во-первых, это не столь развитая система вентиляции. Достаточно, чтобы отводить от головы влагу, но и не настолько «дуршлаг», чтобы заработать менингит. И второе — это «намордник»-отсекатель дыхания. Он может быть закреплен жестко или присоединяться на липучках, но, зачастую, без него не обойтись — при некоторых условиях, как погодных, так и ездовых, даже двухслойное стекло маски потеет от дыхания пилота, а в сильный мороз лицо мерзнет даже в теплом подшлемнике.

 

Преимущества кроссового шлема пред обычным то же, что и в мотоциклетном мире — он позволяет дышать полной грудью тогда, когда уровень физической нагрузки очень высок, однако, ни подшлемник, ни отсекатель дыхания, ни маска не спасают от ледяного ветра и снега, «пескоструящего» кожу. Обморозить «морду лица» в сильный мороз ничего не стоит.

Для более спокойных вариантов езды используют снегоходные «флип-апы». Здесь тоже все не так просто, как кажется. Можно, конечно, кататься и в мотоциклетном шлеме, но уровень комфорта будет совсем не тот. Снегоходный шлем всегда оборудован дахательной маской, которая плотно прилегает к нижней части лица, изолируя тем самым визор и прочие части шлема от обмерзания и образования конденсата от дыхания.

 

Естественно, любой снегоходный шлем оборудован двойным стеклом (все тот же эффект «стеклопакета»), а иногда и электрообогревом визора, который подключается к бортовой сети снегохода. Часто применяются всевозможные воротники и манжеты, закрывающие шею и подбородок, а на самых продвинутых моделях можно встретить даже встроенные габаритные огни на затылке, фонари, солнцезащитные визоры-шторки и системы радиосвязи. В общем, современный снегоходный шлем по сложности устройства и количеству наворотов приближается к скафандру для выхода в открытый космос. Цена, естественно, тоже зачастую приближается к оной за космический экип, хотя, существуют и бюджетные модели.

Темуха

Ну и, конечно, не стоит забывать о термобелье. Общий принцип выбора тут такой же как и для всего прочего. Толстые многослойные туринговые комплекты могут оказаться слишком жаркими для активной езды, а тонкие, влагоотводящие — не спасут в долгой дороге. Обычно производитель указывает «принадлежность» того или иного комплекта на упаковке и отличить туринговый комплект от спортивного не составит труда даже не вскрывая коробку. Тот же способ подбора «работает» и для перчаток и варежек. Подходите к выбору «обуви для рук» так же тщательно. Толстенные туринговые перчатки, рассчитанные на сильный мороз и малую подвижность будут плохими спутниками в активных покатушках — через них физически сложно контролировать органы управления, а в тонких кроссовых очень удобно контролировать машину, но при спокойной езде руки будут мерзнуть.

 

Конечно, тема снегоходного экипа столь обширна, что говорить о ней можно очень долго. Основные принципы выбора и виды экипировки мы постарались раскрыть в этой заметке. В ближайшем будущем мы начинаем ресурсные испытания нескольких комплектов снегоходного экипа, а в конце зимнего сезона сравним их в очной ставке.

Благодарим компанию «Панавто» за помощь в подготовке материала.

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Экипировка Другое SYM


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free