|
Спортивный гидроцикл/2014 г./139 кг/701 см³/73 л.с./347 074 руб. Несмотря на весь свой опыт, десятки, если не сотни моделей протестированной техники, колесной, снежной, водной, могу честно признаться, что стоячий спортивный гидроцикл стал для меня откровением года. О том, что это за явление, как с ним управляться и что скрывает в себе простая, вроде бы, машина, мы и поговорим. Спортивный стоячий гидроцикл — штука в мировой «фауне» персональных плавсредств довольно редкая. Сейчас такие машины существуют в производственных линейках всего двух крупных фирм — это Benelli B3S и Yamaha Super Jet 700. До недавнего времени в «стоячий» клуб входили также Kawasaki с их SX-R 800 и чуть раньше — Polaris Octane, однако сейчас эти фирмы свернули производство стоячек. Был и еще один интересный опыт — BRP несколько лет назад выпустила свой «трансформер» Sea Doo 3D, одной из ипостасей которого и была стоячая, однако, учитывая размеры модели и совершенно прогулочный характер, относить к спортивным снарядам его никак нельзя. Benelli в России продают немногочисленные «серые» дилеры, в количествах ничтожно малых, в основном, на заказ и по цене, почти вдвое превышающей прайс Yamaha, так что выходит, что Super Jet — «последний из могикан». Причем не только у нас, но и во всем мире. Собственно говоря, это не мешает развитию «стоячего гидроциклизма» как самостоятельно ветви водномоторного спорта. Yamaha со своим «суперджетом» чувствует себя неплохо и сворачивать производство не собирается. Стоячка очень компактна. Всего 68 см в ширину и 224 — в длину. Весит снаряд 139 кг. При желании его можно запросто перевозить в багажнике универсала со сложенным задним рядом сидений. Никакой возни с прицепом, никакой головной боли с хранением. «Под капотом» аппарата установлен двухцилиндровый карбюраторный двухтактник жидкостного охлаждения объемом 701 «куб» и мощностью 73 л.с. Даже если ставить аппарат на учет в ГИМСе, годовой налог, например, в Московской области, составит вполне сносные по меркам «больших» гидроциклов десять тысяч с копейками рублей. Кстати, аппарат употребляет премикс — то есть, чтобы заправить гидрик, нужно по старинке разбодяжить масло в бензине, а потом уже заправлять. Но это все теория, а самое интересное — практика. «Суперджет», находясь на воде в спокойном состоянии без пилота, имеет положительную остойчивость. Иными словами, держится на воде в нормальном положении «килем вниз, кокпитом вверх». Ключевое здесь — «без пилота». Как только пилот оказывается в кокпите, центр тяжести оказывается выше метацентра судна, и аппарат приобретает отрицательную остойчивость. Если без заумной теории, то гидроцикл, как и мотик, не способен держаться в вертикальном положении в состоянии покоя. То есть, чтобы не грохнуться в воду, нужно ехать. В этом и заключается главная характеризующая особенность спортивной стоячки. С этого и начинается весь цирк. Цирк с клоунами, в роли которых — мы. Посмотрите пару видео в интернете, где бравые парни легко и непринужденно выписывают на «суперджетах» пируэты, входят в повороты, чиркая задом по глади воды, крутят сальто... Вроде бы, все так просто! Теперь посмотрите пару видео из серии Nitro Circus с двойными бэкфлипами и прочими трюками фристайла... Короче, начав учиться ездить на стоячке, я почувствовал себя даже не перворазником в мотошколе, а тем пятилетним пацаном, которому впервые от велика открутили дополнительные колесики. Я стал учиться держать равновесие. Первым делом надо «поехать». Из органов управления на гидрике только кнопка запуска двигателя, курок газа и «отрыв»-глушилка на витом шнурке. Но, как мы уже говорили, Super Jet не умеет «стоять» вертикально. Вертикально он умеет только «ехать». Поэтому нужно набрать минимальную для стабильного движения скорость (около 15-20 км/ч) и одновременно погрузить свое тело в кокпит. Хотя бы встав на коленки. Эта задача выглядит довольно простой, если стартовать с мелкоты по пояс. Одно колено в кокпит, газанул, подтянул второе — поехал. А вот старт с глубокой воды — совсем другое дело. Лежишь грудью на корме, руками ухватившись за руль. В живот упруго, хоть и не очень сильно, бьет струя из водомета, работающего на холостых (нейтрали и реверса у стоячки не предусмотрено). И вот тут нужно открыть газ, причем смело, а не на «полшишечки» и одновременно преодолевая силу притяжения земли (какая ж у меня тяжелая задница!), сопротивление воды и уже совсем неласковую струю из водомета, которая лупит уже не в живот, а ниже, по мере вытягивания тела в кокпит, оказаться «на борту». При этом нужно «втянуться» в кокпит относительно ровно, иначе еще не набравший уверенный ход гидрик запросто кувыркнется на бок, и все придется повторять сначала. Кстати, именно из-за струи из водомета на старте крайне не рекомендуется кататься просто в плавках или даже шортах — смоет в две секунды! Только гидрокостюм)! Упражнением «старт с воды» можно смело заменять получасовую зарядку. Энергозатраты сопоставимы с бодрым марш-броском по лестнице до девятого этажа бегом. Выполнить больше трех стартов подряд у меня, честно признаться, не хватало дыхалки. Складывал ноги в кокпит и плавал, как сосиска в спасжилете, носом в небо, приводя дыхание в норму и прогоняя круги в глазах. Словом, испытание не для слабаков! Ура! Еду! Уверенно, в распор (кокпит гидрика аккурат соответствует ширине двух моих «булок») сидя, как японская гейша, на коленях и сжимая в руках узкий, как у самоката руль, двигаюсь вперед. В таком положении гидрик довольно стабилен и даже позволяет выписывать какие-то виражи, хоть и очень небыстро. Разогнаться быстрее 30-40 км/ч в такой позе практически невозможно. Даже мелкая рябь на поверхности воды на такой скорости превращается в зубодробительную гребенку, а опрокидывающий эффект в поворотах невозможно компенсировать «сложенным в кучку» телом. Нужно вставать на ноги. Это второе упражнение в сложной науке освоения стоячки. Боги, ну почему я не гений моторики и не мастер эквилибристики?! Медленно поднимаясь с колен, ощущаешь себя яхтой, к мачте которой привязали якорь. Кажется, вот сейчас повернешь голову, и она же и перевесит тебя, кильнув носом в следующую волну! Добавляю газ, и «жить» становится проще. Стабильности явно прибавляется, но появляется предательская раскачка одновременно во всех направлениях — гидрик вышел на глиссирование и скачет с волны на волну, а они хаотично пересекающиеся, разновысокие и разнонаправленные, рожденные ветром, притяжением луны и гидроциклами коллег, которые в изрядном количестве барахтаются и катаются вокруг. В голове всплывает термин из курса школы - интерференция волн. И я тут же начинаю ее ненавидеть. Руль, вроде бы выполняющий роль третьей точки опоры, оказывается просто куском железки в руках. Стойка не фиксируется в вертикальном положении, так что единственным верным решением выходит расслабить руки и перенести массу тела на ноги. Общее ощущение от первых попыток встать на гидрик, как будто тебя поставили на полусдутый мяч для гимнастики и дергают во все стороны за руки и ноги. Форменный садизм. Или все же мазохизм? Как не велико Черное море, но рано или поздно приходится поворачивать. Поворот — это третье основное упражнение. И снова всплывают полустертые детские воспоминания: велосипед «Дружок» и жесткий асфальт! Ровно как тогда, ты уже едешь прямо, испытывая первый восторг от того, что у тебя, наконец, получается, и ты летишь... и поворот руля возвращает тебя с небес на землю во всех смыслах этого слова. Коленки содраны, зад болит, велик валяется рядом, а папа пытается не ржать. Вот только у гидроцикла нет гироскопического эффекта, удерживающего мотик или велик в вертикальном положении. Только баланс сил: одна стремится опрокинуть гидрик наружу поворота, вторая — свешивает задницу внутрь поворота, чтобы нивелировать этот эффект. Ну и некоторое сопротивление воды, по которой скользит гидроцикл. Чуть ошибся, перегазовал или, что бывало чаще, недожал газ, слишком свесился в поворот или чуть больше, чем нужно, наклонил гидроцикл — и вот ты уже летишь мордой в воду. А на скорости к сорока км/ч она ни разу не мягкая! И все начинается с начала: старт, подъем на ноги, поворот... Кстати довольно быстро у всех «студентов» выработался стойкий хватательный рефлекс. Если грохнувшись в воду отпустить гидрик, он, конечно, заглохнет после отрыва «чеки», но по инерции «уедет» на несколько десятков метров от тебя. А плавать в спасательном жилете, гидрокостюме и шлеме — не самое простое с точки зрения физических затрат занятие. Поэтому, уже упав, набирая всеми технологическими отверстиями организма очередную порцию воды, ты изо всех сил держишься за руль, пытаясь не отпустить строптивого коня в свободное плавание. Так и тормозишь, в обнимку с гидриком, попивая морскую воду. Но все же самое интересное начинается чуть позже, когда выпита пара ведер воды, проплыта пара километров за уехавшим гидроциклом, исполнено несколько десятков стартов из глубокой воды и успешно пройдено несколько сотен виражей. Когда тело само, практически без участия мозга начинает делать ровно то, что требуется, когда мышцы расслабляются, и ты уже не представляешь собой одну большую судорогу с выпученными глазами, а летишь над волнами. Когда приходит первый опыт. И вот уже хоть и не постоянно, но большую часть времени, ты проводишь разрезая волны килем гидрика, а не собственной рожей, когда начинаешь задумываться о том, как пройти поворот на более высокой скорости и пониже уложить аппарат, когда волны становятся подвластными, а резкий, как молния, курок газа не пугает, а наоборот, дарит удовольствие обладания мощью и полного контроля. Начинаешь понимать и ощущать, что изменение направления движения — это не физическое действие, а мыслительное, для чего Super Jet сделан отрицательно-остойчивым и настолько юрким и нервным. Только такая машина может позволить себе маневры, кажущиеся невозможными с точки зрения физики, а значит, невероятно драйвовые и вызывающие восторг. Но при всем при этом, Super Jet требует от пилота крепкой физической подготовки и дарит взамен не только фан, угар и ощущение повелителя законов физики, но и великолепный фитнес. После дня катания я мог пересчитать все мышцы в своем организме. Каждая из них наполнилась приятной тяжестью, давая понять, что ты еще не совсем тюфяк с желудком и глазами. Что есть еще порох и ... ну, в общем, Super Jet с успехом заменяет тренажерный зал со всеми его весовыми и кардиозонами, кислородными коктейлями и вибромассажерами. Заменить себе душный спортзал на свежий воздух и воды ближайшего водоема на все лето — вполне интересная перспектива. К тому же, даже один гидроцикл и секундомер в мобильнике позволяют устраивать нешуточные «гонки века» с друзьями. И для этого не нужно море, водохранилище или одна из великих русских рек. Хватит и обычной, коих у нас в стране тысячи, маленькой речушки, метров 50 шириной. Даже в таком водоеме «суперджету» будет не тесно. В общем, если в пороховницах еще что-то осталось, есть желание приобрести гидрик, но не хочется, чтобы он надоел через месяц (пилить вперед назад — много ли счастья), то есть смысл задуматься. Однако еще раз хочу заметить, что этот аппарат, как штанга, не терпит лени. Или она на груди и надо ее жать, или она лежит в углу. Или ты едешь «на все деньги», или он плавает отдельно от тебя. На нем невозможно «чуть-чуть проехать медленно и перевести дыхание», как на обычном сидячем гидрике. Super jet требует, безапелляционно берет от ездока все внимание и силы. Но и дарит огромные возможности, даже во снах недоступные тем, кто выбрал прогулочный трехместный многосотсильный сидячий гидроцикл. И конца этим возможностям не видно. Развороты на месте, езда задом наперед сидя на носу, сальто, ныряние вместе с гидриком, слалом... в общем, простор для самосовершенствования бескрайний. А вода, пусть даже и на скорости, мягче асфальта и земли. Так что количество падений и попыток постичь новое ограничена только объемом ваших легких и запасом сил в мышцах. Благодарим компанию «Yamaha Motor CIS» за организацию теста.
|