Yamaha XTZ750 Super Tenere 1992, BMW F 800 GS 2011
От редакции: Как известно, Украина не относится ни к богатым, ни даже к зажиточным странам. Безусловно, есть люди с высокими доходами, и они покупают не только мотоциклы, а и машины стоимостью в два и более раз превышающие цену самого дорогого Gold Wing, но основная часть трудоспособного населения Украины всё же бедна, и его покупательная способность довольно низкая. Далеко не все граждане (даже имеющие стабильную работу с высоким уровнем зарплаты) могут позволить себе покупку нового и недешёвого мотоцикла для езды по разбитым украинским дорогам (а других в стране, как вы знаете, мало). В этом разрезе нас заинтересовал эксперимент наших польских коллег из интернет-журнала для мотоциклистов Scigacz. Оцените его и вы.*
BMW F 800 GS – представитель очень популярной гаммы баварских эндуро-туристов серии «грунт/трасса» (именно так расшифровывается аббревиатура «GS»). Динамичный и удобный, с высокой степенью проходимости, он умеет почти всё. Проблема только в одном – в том, что он стоит свыше 15 тысяч евро. Эта немаленькая цена заставила меня глубоко задуматься. А можно ли получить такой же комплект полезных преимуществ, заплатив за аналогичный мотоцикл намного меньше? А точнее – в пять раз!?
Новенький «800-й» GS и Yamaha XTZ750 Super Tenere 1992 года выпуска. Есть ли вообще смысл их сравнивать? Несмотря на разницу в возрасте, рождение в разных странах и принадлежность к абсолютно разным техническим эпохам, эти два мотоцикла очень близки. F 800 GS принадлежит к «дворянскому роду» немецких эндуро с многолетними традициями: первый из них – R 80 GS появился более 30-ти лет назад. А Super Tenere родилась позже, как ответ «домашним» конкурентам и специально для участия в пробеге «Париж-Дакар». Оба мота оборудованы крепкими двухцилиндровыми рядниками, серьёзными 21-дюймовыми передними колесами, имеют достаточно большие ходы подвесок и, что интересно, оба дают водителю это специфическое чувство: «ничего не бойся, я помогу тебе!». Так это выглядит в теории. А что с практикой?
Сумеет ли туристический эндуро с примерной стоимостью в три с небольшим тысячи евро доставить своему владельцу столько же удовольствия, как и туристический эндуро за многократно большее количество тех же «евриков»? Результат тем более интересен, если учесть разницу в возрасте по их «появлению на свет», достигающую почти 20-ти лет!
Чары призраков в двух «горшках», или – какова динамика?
Я надеялся, что BMW со своим энергичным мотором прямо со старта просто катапультируется, после чего Super Tenere уже не будет иметь шанса показать такой же темп разгона. Но оказалось, что 19-летняя рядная «двойка» от Ямахи с пятью клапанами на цилиндр по-прежнему имеет в себе достаточный запас вдохновения и прыти, легко раскручиваясь до 5 тысяч оборотов, которых более, чем достаточно для динамичного разгона. Двигатель же BMW любит обороты повыше и крутится, пусть и не так, как у сумасшедших спортбайков, но всё же достаточно резво. Однако очень часто вам придётся выкручивать его до отсечки, ожесточённо манипулируя лапкой КПП, чтобы получить максимальную динамику разгона – вопреки очевидному «не замечая», что мотору BMW недостаёт эластичности. XTZ – это старая школа. «СуперТенера» более горда, амбициозна и с большим опытом. Вначале её двигатель производит впечатление агрегата с «ленцой», но, в то же время наглядно предоставляет на каждые четыре оборота коленвала бОльшую отдачу. BMW же демонстрирует чистый perFormance и явно пытается доказать, что именно он более быстр. Это может показаться странным, однако «Сутенёр» всё время, пока мы проводили это необычное сравнение, успевал за конкурентом, и при этом не было ощущения, что ему приходилось перенапрягать все свои десять клапанов. Более того, во время езды по трассе Yamaha шла как бы более легко, явно требуя для поддержания эффективной крейсерской скорости меньших оборотов.
Как незаметно проскочить через «лежачий полицейский»?
Одним из главных посылов при принятии решения о покупке туристического эндуро является тот факт, что на нём можно легко и непринуждённо съехать с дороги и часть маршрута преодолеть «лесом и полем», как вам вздумается. Подвеска F 800 GS в этом плане показательна. Нет, действительно: кажется, что она не поглощает асфальтовые неровности, она просто работает так, что водителю кажется, будто он едет по гладкому и ровному столу. Даже дороги, про которые нельзя сказать, что они «с твёрдым покрытием», я преодолевал со скоростью 160-170 км/ч! GS не выводят из себя даже колеи или большие колдобины в середине поворота, он готов преодолевать их с безумной скоростью. Жаль, что этот цельный образ «прёт, как танк» несколько портят покрышки. Pirelli Scorpion Trail оказались абсолютно безнадежны вне асфальта и неочень-тофункциональны на BMW, словно обязаны были терять сцепление именно в тот момент, когда вы находитесь в приподнятом настроении. У «Тенеры» шасси такое, как сам мотоцикл – простое и крепкое. Понятно, что с неровностями оно справляется хуже, чем подвески «800-го», но ведь почти каждый второй современный мотоцикл, присутствующий на рынке, тек же хуже справляется с неровностями, чем F 800 GS… Это вовсе не означает, что заточенная под «Дакар» подвеска Super Tenere будет обманывать пилота в местах, где наблюдается дефицит ровного асфальта. Если дополнить штатные подвески современными компонентами, то за пределами асфальта на такой Ямахе можно отлично прогуляться! Недостатком здесь выступает достаточно большая масса, но, поскольку отчаянный мотонарод не боится углубляться в песчаные дюны даже на таком «слонике», как Honda Varadero, то XTZ уж тем более способен справиться с такой задачей – главное, чтобы резина оказалась «правильной».
Мотожизнь – каждый день
В эндуро-туристах главное – это их колоссальная универсальность. В которую, ясное дело, должно легко вписываться ежедневное использование их в обычных (как правило, городских) условиях. Так вот, тестируемая нами Super Tenere имела очень странное, кустарное сиденье, которое под себя переделал предыдущий низкорослый владелец. Вопреки этому, сиденье от BMW было более удобным, но тоже не без недостатка – оно врезается в бедра водителя так же, как и в случае с F 650 GS. И это последнее, с чем хотелось бы иметь дело в дальнобое. Но не будем на этом зацикливаться, лучше обратимся к более интересным вещам: сравним потребление топлива и дальнобойные возможности обоих.
Здесь есть нечто интересное. BMW имеет маленький бак (всего 16 литров), но в процессе езды бортовой компьютер при постоянной скорости в 100-110 км/ч показывал потребление на уровне 3,8 литра на «сотню», и я ему склонен верить. В теории, такой расход должен дать дальность пробега на баке свыше 400 километров.
Yamaha, в свою очередь, «кушает» бензина поболее – около 5-ти литров на «сотню» в спокойном режиме и 6 – при движении с «автострадной» скоростью в 160-170 км/ч (при условии исправных и правильно отрегулированных карбюраторах). Но, во-первых, она потребляет более дешёвый «92-й», а во-вторых, имеет 26-литровый бак, что даёт ей бОльшую дальнобойность по сравнению с BMW. Ещё Yamaha не имеет ABS и бортового компьютера, показывающего мгновенный/средний расход топлива или температуру воздуха, зато подогреваемые ручки, которые имеет BMW, на неё можно без проблем и «занедорого» установить.
Раз, два, три! Без поломок доедешь ли ты…
Как правило, купленный в салоне новый мотоцикл должен предоставлять вам спокойный сон и минимизировать шансы нарваться на досадные неожиданности в пути. Казалось бы, можно запаковаться и поехать хоть куда (например, в Азию), без опасений типа: «А где я у дехканина в Узбекистане найду катушку зажигания?». Но, к сожалению, BMW, напичканный электроникой «по самое не могу» и больше напоминающий компьютер на двух колёсах, чем привычный всем мотоцикл, может в любой момент дать сбой, а его «перезагрузка»где-нибудь в степях Казахстана или Монголии создаст пилоту невероятной силы головную боль. Но уменьшится ли она, если под вами будет 20-летняя кляча, хотя и не имеющая компьютеров, но всё же, достаточно древняя, чтобы вызывать беспокойство такого рода? Как ни странно, но – да! В чём же её преимущество? Yamaha до боли проста по своей конструкции, и поэтому вы всегда можете починить её без компьютера! На её приборке, в отличие от полностью компьютеризованного “GS-a” никогда не выскочит ни одной ошибки с непонятным цифровым кодом, а для её диагностики нет необходимости быть Биллом Гейтсом (ну, или, как минимум, возить с собой ноутбук с набором недешёвыхBMW-шных программ!). При этом для мотора Yamaha пробег в 50 тысяч километров является тем же, чем для “800-ки” обкаточные 10 000. И дажеесличто-тов этой старушке сломается, то любую деталь можно будет (достаточно недорого) найти на интернет-аукционах за три минуты. Возможно, это прозвучит не слишком убедительно, но в действительности, Super Tenere очень охотно поддаётся “лечению” нетрадиционными методами, с конечным результатом “как в аптеке”. Я неоднократно видел связанные проволокой рычаги сцепления и проклеенные армированным скотчем баки на побывавших в передрягах “Сутенёрах”. А ещё в “минус” Бимеру можно записать обслуживание на СТО у официального дилера, которое, как правило, весьма дорого и, к сожалению, не всегда является результативным. Недаром по миру ходит очень умная пословица: “Bad does luck not exist!”, или “Невезенью места нет!”. То есть, если хорошо позаботиться о мотоцикле, что в случае с XTZ750 будет и недорого, и несложно, то он не подведёт.
Подводя итоги
В целом, как это ни странно, но по основным для этого класса мотоциклов свойствам (управляемость, проходимость, грузоподъёмность, дальнобойность, крейсерская скорость и ремонтопригодность) «старушка» либо не очень отстаёт, либо даже превосходит представителя «молодого поколения». Безусловно, не может не впечатлять рыночная «живучесть» и популярность эндуро-туристов родом из 80-х в среде мотопутешественников – они востребованы и ликвидны до сих пор. А с учётом, как минимум, пятикратной разницы в цене по сравнению с современным «потомком», можно не только устанавливать на «старушек» дорогостоящие компоненты, тем самым значительно улучшая их ходовые характеристики, но и полностью обновить ключевые детали мотора и шасси, а также добавить аксессуары для повышения комфорта, повысив общую надёжность. При этом разница в цене всё равно останется, как минимум, двукратной или больше! Единственное, чего вы не сможете купить за деньги – это престиж нового мотоцикла. Но как раз по поводу этого момента можно не переживать: дело в том, этот аксессуар – весьма сомнительная ценность для настоящих мотопутешественников…
Текст и фото: Мариуш Ловицкий
Адаптация: Валерий Чуйков