После пресс-конференции, посвященной приходу мирового Супербайка в Россию, мы поговорили с директором серии Паоло Чиабатти (Paolo Ciabatti) и вице-президентом Международной мотоциклетной федерации (FIM) Хорхе Вьегашом (Jorge Viegas).
Паоло, первый вопрос к вам. К сожалению, у нас в стране о вас знают очень мало, если не сказать, почти ничего. Не могли бы вы коротко рассказать о себе, что связывает вас с мотоспортом?
Паоло Чиабатти: Подростком я увлекался мотокроссом, выступал даже в итальянском чемпионате в классе 50 и 125 «кубиков». Но однажды упал и серьезно повредил ногу — с тех пор на мотоцикле не езжу, но любовь к скорости сохранилась, поэтому работу искал в авто-мото сфере: работал в Saab, Mazda, 10 лет в Ducati, в т.ч. был менеджером программы Супербайк. В 2007-м пришел в Infront Motor Sport и теперь занимаюсь всем Супербайком.
Паоло Чиабатти |
Вы были на строящейся трассе Moscow Raceway. Каковы ваши впечатления?
Паоло Чиабатти: О, трасса мне очень понравилась — интересный трек. Собственно, иначе и быть не могло, ведь ее проектировал сам Герман Тильке. На мой взгляд, очень техничная трасса со сложными поворотами. Перепад высот в 22 м — это значительно. Думаю, гонщикам Супербайка понравится:)
Хорхе Вьегаш: Да, нам тоже очень понравилась трасса. Длина трека для Супербайка — 3920 м, 9 левых поворотов, 6 правых, есть очень крутые. Покрытие — первый слой — отличное. Уверен, что трассу сдадут в срок, и она будет превосходной.
В будущем хотели бы вы видеть более одного этапа на территории России в рамках Супербайка? Если да, то какой регион вам был бы наиболее интересен?
Паоло Чиабатти: Логично было бы сделать этап во Владивостоке:) Если говорить серьезно, то пока нет таких планов, надо сначала провести первый этап, разобраться с логистикой. Тем не менее, наш договор с Yakhnich Motorsport заключен на 10 лет, до 2022 года, и действует по всей России, т.ч. все возможно: Россия для нас и для мотопроизводителей очень интересна. У вас, в отличие от Европы, нет кризиса, экономика растет, поэтому неудивительно, что нам удалось буквально за год договориться о проведении этапа в вашей стране. Мы также хотели бы привлечь российские компании к участию в этом мероприятии.
Дальнейшие планы расширения серии связаны, в первую очередь, с Азией: Индия, Индонезия, Малайзия. Южная Америка и Африка тоже очень интересны, но пока там нет местных организаторов, кто взялся бы за дело с той стороны.
До какого количества этапов возможно расширение серии?
Паоло Чиабатти: На мой взгляд, оптимально 15 этапов. Сейчас их вместе с российским — 14. Однако в Италии и Великобритании сейчас проходит по два этапа, т.ч. какие-то из них можно будет сократить в случае выхода на азиатский, южно-американский и африканский рынок.
Команда Alstare Suzuki подтвердила свой выход из Супербайка в 2012 году. Каковы, на ваш взгляд, последствия этого шага для зрелищности, популярности, соревновательного момента гонок? Сможет ли ее в этом плане заменить команда Crescent Suzuki?
Паоло Чиабатти: С одной стороны, вместо одного пилота на Suzuki у нас теперь будет два, т.ч. зрелищность гонки не пострадает. С другой стороны, нам ужасно жаль терять команду Alstare и прощаться с ее руководителем, нашим старым другом Френсисом Баттой (Francis Batta), который, собственно, и привел Suzuki в Супербайк в 1998 году. Благодаря ему, Suzuki дважды выигрывала Кубок конструкторов, а пилоты на ее мотоциклах 6 раз становились чемпионами мира в разных классах серии. С уходом этой команды уходит и часть истории мирового Супербайка...
Сезон 2011 года вообще многим показался несколько... скучным. Наблюдаете ли вы какой-то застой в серии, может быть, в связи с тем же пресловутым кризисом или по какиим-то другим причинам?
Паоло Чиабатти: Не соглашусь с вами. На мой взгляд, никакого застоя в Супербайке нет. Может быть, так могло показаться потому, что Карлос Чека выиграл подряд много гонок:) Но также выигрывали и другие. Популярность чемпионата растет: например, сезон 2010 года достиг феноменальных рейтингов: 3000 часов вещания по всему миру на 94 каналах в 175 странах, трансляции посмотрели 498 миллионов человек! В следующем сезоне в Супербайке будут участвовать 22 пилота и 7 производителей. Уверены, что российский этап добавит интереса к серии, особенно, в вашей стране.
Хорхе Вьегаш |
Расскажите, пожалуйста, о новом техрегламенте Супербайка на 2012 год.
Хорхе Вьегаш: Техрегламент разрабатывается совместно дирекцией Супербайка, нами и производителями, т.к. все правила должны быть технически выполнимы. Ключевые задачи нового техрегламента: экономия денег, повышение безопасности и сохранение соревновательного момента на высоком уровне. Мы не можем просто сидеть и смотреть, как команды покидают чемпионат. Мы стараемся корректировать регламент так, чтобы заводские и частные команды имели равные шансы, могли планировать и контролировать финансы и удерживаться в чемпионате, если не происходит каких-то совсем серьезных кризисов.
Паоло Чиабатти: Основные изменения в регламенте 2012 года такие, что в Супербайке можно будет использовать только один готовый мотоцикл в сезон, в Суперспорте к одному мотоциклу полагается 8 двигателей, в Суперстоке — 3 двигателя. Это сделано, в первую очередь, в целях экономии средств, чтобы у богатых и не очень команд были равные шансы, чтобы они не покидали гонки, чтобы на трассе было больше пилотов.
Держать второй боевой мотоцикл обходится дороже, чем иметь запчасти к одному аппарату и чинить его, даже если сломалось что-то очень серьезное: рама, двигатель, подвеска. Ведь второй мотоцикл — это больше механиков, дополнительный грузовик и другой персонал. А если у команды не один пилот, а два, то мотоциклов уже должно быть 4 — это очень дорого.
Мы также сократили время подготовительных сессий до 45 минут, следовательно, уменьшится и пробег мотоциклов. В Суперстоке используются мотоциклы очень близкие к тем, на которых ездят обычные мотоциклисты по обычным дорогам. Соответственно, они и проезжать на одном двигателе должны примерно столько же, сколько проехали бы в обычной жизни. Плюс запасной движок на случай аварии.
Паоло Чиабатти |
Новый техрегламент направлен также и на повышение безопасности гонок, в т.ч. в связи с недавними трагедиями: гибелью Шои Томидзавы, Марко Симончелли, пилота Indy Car. Из соображений безопасности регулярно собираются закрывать гонку Isle of Man TT. В автомобильной Формуле-1 машины и пилоты сильно ограничены в своих возможностях... Не кажется ли вам, что из-за таких ограничений снизится количество адреналина в крови зрителей, и популярность мотогонок будет падать?
Паоло Чиабатти: К сожалению, мотогонки всегда будут опасными. Мы вместе с командами делаем все, чтобы трассы были как можно более безопасными для пилотов, чтобы экипировка защищала их как можно лучше. Поэтому серьезных последствий от простых падений почти не случается. Но избежать столкновений на трассе нельзя. Концепция и регламент Супербайка направлены на то, чтобы на треке собиралось как можно больше пилотов примерно одного уровня — тогда они едут кучно, группой, что и создает зрелищность. И также создает аварийные ситуации. Опасности в мотогонках всегда будет с лихвой...
После покупки компании Infront, которая организует Супербайк, компанией Bridgepoint, которая уже владеет организатором MotoGP, компанией Dorna, получается что обе главные мотогонки мира оказались под одной крышей. Как это отразится на стратегии гонок? Не думаете ли вы, что через какое-то время эти серии могут объединиться? Что вы планируете делать, чтобы в сознании непрофессиональных зрителей эти две гонки лучше диверсифицировались?
Паоло Чиабатти: Я поясню. Во-первых, говорить об «одной крыше» не совсем верно. Bridgepoint — это, грубо говоря, управляющая компания: к ней приходят инвесторы, приносят деньги, а она им дает рекомендации и помогает вкладывать средства. Таким образом, у Dorna свои инвесторы и владельцы, а у Infront — свои. Общее только в том, что они обратились за помощью в инвестировании к одной компании — Bridgepoint.
Если говорить о дальнейшем развитии Супербайка и MotoGP, то благодаря Bridgepoint у нас появилась возможность для диалога на «нейтральной» территории, и у нас уже запланирована встреча с Dorna, на которой будем обсуждать текущее положение дел, общие проблемы и пути решения. Но речи об объединении серий быть не может, т.к. у них совершенно разные владельцы, у которых разные интересы. Но мы будем думать, как сделать каждую серию максимально эффективной и интересной и для зрителей, и для участников.
Хорхе Вьегаш: Концепции обеих серий абсолютно разные: в MotoGP ездят прототипы, в Супербайке — специально подготовленные, но серийные мотоциклы. Супербайк — это о реальных свойствах реальных мотоциклов, MotoGP — это имидж производителей. Мы стараемся делать все, чтобы эти два чемпионата не соперничали между собой, а дополняли друг друга, потому что их конкуренты — это компьютерные игры:)
Хорхе Вьегаш |
Что бы вы хотели изменить, улучшить в Супербайке?
Паоло Чиабатти: Супербайк сегодня — сбалансированная, эффективная и популярная серия. Но мы регулярно обсуждаем какие-то варианты улучшения. Вот, приняли новый техрегламент. Однако сейчас, мне кажется, чемпионат находится в отличной форме, и надо сконцентрироваться на расширении географии и количества участников.
Хорхе Вьегаш: Как говорится, нет предела совершенству — улучшать что-то можно постоянно. Но на данный момент могу сказать, что Супербайк — это очень хорошо организованное мероприятие, очень надежный партнер FIM. Мы им очень довольны!
Каким вы видите будущее Супербайка?
Хорхе Вьегаш: Мне оно представляется весьма радужным. Сама концепция гонки проверена годами — в 2012-м Супербайку исполнится 25 лет! — и она показала свою состоятельность и интересность для зрителей и участников.
Мы всячески подталкиваем организаторов и Супербайка, и MotoGP к расширению, выходу на новые рынки. Считаю, необходимо снова вернуться в Африку — раньше был этап в Йоханнесбурге, надо там модернизировать трассу. И надо идти в Южную Америку. Для того, чтобы Супербайк пришел в какую-то страну, нужны две вещи: трасса и организатор от страны с приличными деньгами. Плюс, конечно, государственная поддержка. В России она была очень сильной, поэтому удалось в такой короткий срок договориться о проведении этапа у вас. К тому же, этап Супербайка обходится намного дешевле, чем этап MotoGP, не говоря уж про Формулу-1. Основное в стоимости гонки — цена бренда, техники, пилотов и количество людей, занятых в организации. В MotoGP мотоциклы и пилоты стоят на порядок дороже, чем в Супербайке, потому что там прототипы и «звезды». Так что, на наш взгляд, у Супербайка с его относительно невысокой стоимостью и огромной популярностью блестящее будущее!