Закончив с Таманским полуостровом и черноморским побережьем от Анапы до Новороссийска, мы приступили к следующей части наших изысканий. А именно — к изучению всего интересного, находящегося между Геленджиком и Туапсе.
Местом первого базового лагеря были выбраны окрестности Геленджика, где наша компания, обремененная семьями, собаками, мотоциклами, сняла за совсем небольшие деньги корпус частной гостиницы. Напомню, что наше кредо — поездки строго без асфальта и не в сезон, так что с жильем и всем прочим дефицита не возникало. Отсюда не катающиеся отправились в геленджикский сафари-парк. Здесь на южном склоне Маркхотского хребта на большой территории, в почти естественных условиях живут более 60-ти видов диких и домашних животных.
Но это не просто зоопарк. Где еще можно смотреть на зверушек, окружающий ландшафт и море с подвесной канатной дороги? Также в парке есть морской музей и глубокая искусственная пещера. Ее сделали из старых штолен, украсив очень похожими на настоящие сталактитами и сталагмитами, и до кучи заселили живыми летучими мышами.
Приют джиперов
Ну а те, кто в седле, отправились в культовое место — заброшенный поселок Новосадовый в джиперский приют. Дороги как таковой со стороны моря туда нет, в традиционном понимании данного слова. В этих краях ездят, в основном, по руслам речек и ручьев. Проехать же по их берегам в большинстве мест просто нереально. Каменные осыпи, буйная южная растительность и вездесущие лианы. Причем эти лианы такие крепкие и прочные, что запросто останавливают движущийся мотоцикл или выдергивают пилота из седла, поймав его за ногу. Хуже, когда за шею. И такое случалось.
Когда-то в Новосадовом была зона, по слухам, для преступивших закон милиционеров. Труд заключенных использовался для лесозаготовок. Сейчас только остатки колючей проволоки и угадываемые в развалинах бараки и вышки напоминают о прошлом. Неподалеку от мрачных останков и находится джиперский приют. Его хозяин — Демидович — всегда рад путешественникам. Баня, кухня и крепкие наливки на ягодах и травах — вот неполный список доступных тут благ цивилизации. Забавно было узнать, что встреченные в приюте джиперы ехали сюда почти весь день, в то время как у нас дорога заняла пару часов. Вот они плюсы легких двухколесных внедорожников.
Царство великанов
В Новосадовый мы приехали по горным хребтам так называемой дорогой через «шары». Сами «шары», судя по всему, использовались военными для успешной работы мобильных радарных установок. Обратный наш путь к побережью лежал по реке Пшада. Ближе к поселку с одноименным названием находится историческая достопримечательность — деревня дольменов. На относительно небольшой площади расположено около пятидесяти этих древних «домиков». Возраст дольменов составляет 4-5 тыс. лет, и построены они из многотонных плит, поставленных друг на друга. Ученые до сих пор не пришли к единому выводу ни про строителей этих сооружений, ни про их предназначение. Наиболее романтичная версия заключается в том, что дольмены построили атланты. Ну а какие цели они при этом преследовали, остается только гадать — собачьи конуры, игрушечные домики на детской площадке, жилища для духов, астрономические приборы. Несмотря на то, что в дольменах находили остатки погребений, есть версия, что уже готовыми постройками для ритуальных целей воспользовались поздние жители этих мест.
Дальше на юг
Ну что ж, с Геленджиком и окрестностями мы познакомились. Мотоциклы погружены на пикап и прицепы. Семьи собраны под крышей машин. Едем дальше по берегу на юг. Ищем новое место развертывания нашего табора. Двигаясь по федеральной трассе М4 увидели указатель «Гибиусские водопады». Надо сходить посмотреть. Платный вход сразу напомнил классику Ильфа и Петрова, где Остап Ибрагимович Бендер торговал билетами за просмотр «провала». Впрочем, местный «провал» отчасти облагорожен. Пешеходная тропа к водопадам изобилует перилами, мостиками, лестницами. Вокруг же дикая природа. Сами эти водопады интересны лишь жителям равнин, впервые попавшим в какие-никакие горы, ну или детям. Нет, в них конечно есть необузданная завораживающая сила стихии, но ни разу не Ниагара.
Мнения по поводу следующей точки базирования разделились. Одни хотели палаточного лагеря с натуральной природой на берегу моря, другие — цивильной гостиницы. Наш спор, а происходил он у тех самых водопадов, был услышан компанией велотуристов. Они поделились с нами своими свежими впечатлениями: «Дикий берег сейчас, в самом конце сезона, похож на помойку. Горы пластика, битые бутылки. Конечно, вы можете очистить себе стоянку, но все равно либо дети, либо ваши собаки во что-нибудь вонючее вляпаются».
Орленок и окрестности
Теперь дальнейший план ясен, будем жить около Всероссийского детского центра «Орленок» (того самого гайдаровского пионерлагеря), что на окраине поселка Ново-Михайловский. Что же там такого интересного? Смотря кому. Прямо за забором «Орленка», на другой стороне главной автодороги на Сочи, расположена мотокроссовая круглогодичная трасса европейского уровня. Причем вторая трасса поменьше, грунт которой исключительно песок, находится совсем рядом на берегу моря в Радужном. Для тех, кто не любит мотокросс или не умеет его готовить, в окрестностях пролегает трасса чемпионата России по эндуро. И множество накатанных мотоциклистами интересных маршрутов.
А что же делать детям, женам и не катающимся членам компании? До конца сентября за 50 руб. открыт вход на пляж, а по сути — на всю территорию Орленка. Ухоженная территория, красивая флора и олимпийский крытый 50-метровый бассейн (справки обязательны). Дельфинарии в Архипо-Осиповке и Небуге. Джиппинг, а точнее — уазинг, к каким-то значимым достопримечательностям. Но последнее развлечение — на любителей экстрима, от тебя ничего не зависит и все-все находится в руках водителя. Ну и туристические пешеходные тропинки.
Нас ждали горы и не простые, а Главный Кавказский Хребет. И самая высокая в местности вершина Холодная, она же на местном наречии Почепсухо.
Дальние поездки мы оставили на потом, а для начала поездили по окрестностям. Казалось бы, по азимуту (проще говоря, по прямой) 8 км до ближайшей горы Пляхо. Но прямых в горах не бывает. Сначала по ущелью, потом по каменным осыпям с петляющим серпантином, потом по лесистому хребту. Удивительно: справа и слева крутые склоны, сплошь заросшие лесом, а посередине идет вполне читаемая дорожка, по которой может раз месяц проезжает какой-нибудь серьезный внедорожник. Вот впереди вершина. Лес сменяется кустарником, а на подветренных сторонах и вовсе альпийскими лугами. Красота. В три стороны горы, в четвертую море, на берегу которого крошечными коробочками виднеются домики поселка Лермонтово. А высота всего немногим больше 600 м. Не думайте, что это совсем мало, мы ведь едем прямо от уровня моря, где GPS показывает почему-то не высоту, а глубину — минус пять метров.
Утром следующего дня мы отправились покорять Холодную. Переваливаем через небольшой хребет из долины реки Пляхо в соседнюю, где течет река Нечепсухо и едем больше 10 км по грунтовке в селение Подхребтовое. На его окраине нашли дуб с табличкой, где написано, что дереву этому больше 300 лет. Здесь же в зарослях лопухов оставляем свой бензиновый резерв. Пару маленьких канистр, привезенных в рюкзаках, — на обратную дорогу.
Отсюда два пути: либо через хребет Хазарова в сторону села Фанагорийское и его пещер, либо на Холодную и далее в сторону Небуга.
Все, долина кончилась. Дорога, если это можно так назвать, с промоинами глубиной по пояс пошла круто вверх. Проложили ее по-видимому лесозаготовители, но о регулярном использовании речь не идет. Когда грунт этих дорог по-настоящему пропитывается водой, подняться здесь даже пешком, не говоря уже и о мотоцикле, становится очень и очень сложно. Протектор забивается грязью, а скорость, на которой он начинает самоочищаться, развить просто негде. Но чем выше, тем проще ехать, хотя местами попадаются такие крутые подъемы, что начинаешь уважать водителей, отваживающихся ездить по ним на машинах. Ведь с мотоцикла всегда можно в спешном порядке катапультироваться, а из машины — никак.
Самое интересное, что, двигаясь по незнакомой тропе, все время приходится помнить о «точке невозврата». То есть спуститься в некоторых местах реально, а вот подняться обратно без посторонней помощи уже невозможно. Но и с помощью непросто. На крутом скользком склоне и коллективно тащить вверх мотоцикл — задача не из легких.
Нам повезло, было сухо, и поэтому путь на Главный Кавказский хребет и его самую высокую точку — Холодную (Почепсухо) — дался без особого труда. Несмотря на раннюю осень, в лощинке на вершине лежит снег. А вокруг потрясающие виды, блестят белыми шапками далекие горы, искрится море. Конечно, здесь не те горы, воспеваемые альпинистами, но тем менее: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины еще впереди...».
Да и у нас вершины еще впереди, причем очень скоро. Ведь дальше наш путь лежит к плато Лаго-Наки.
Евгения Любимова, фото автора.