|
ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ
фото из архива редакции
КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ
2500 ЛЕТ СПУСТЯ
Именно столько прошло с момента изобретения колеса. Менялось в нем многое - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его основу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с предпринимательской жилкой. Однажды решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от своего нефтяного бизнеса в какую-нибудь перспективную область технологии. Стал дорабатывать проект необычной модели спортивного автомобиля и пришел к тому, что… еще раз изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (полученного 15 января 1990 года во Франции), чтобы проект получил всемирное признание.
KNOW-HOW
Сама-то идея - свести вращающуюся часть колеса до минимума - гениально проста, но осуществить ее достаточно сложно. И дорого! Фактически осмос-колесо представляет собой гигантских размеров подшипник (диаметром около 300 мм) с тонкими обоймами. На наружную вращающуюся обойму надета шина, к обойме же закреплен тормозной диск. Неподвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.
Один только вид "пустых" колес превращает любое транспортное средство, будь это велосипед или спортивный болид, в транспорт будущего. Но что дает осмос-колесо, помимо шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные качества - за счет того, что силы торможения приложены практически в точке контакта с дорогой. Поскольку рычаг подвески расположен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а значит, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, повышает комфортность.
Но едва ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет создать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На высоких скоростях вылет больше, что повышает устойчивость аппарата, на небольших же он мал и обеспечивает лучшую маневренность.
Суть идеи проста, но практическое воплощение таит множество "подводных" да "надводных" камней. Поэтому каждый из построенных мотоциклов по-своему оригинален.
Прежде всего, по-разному решаются технические задачи исполнения функций переднего и заднего колес. Как ни странно, с передним проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.
Самый простой вариант, если у мотоцикла телескопическая вилка: достаточно лишь надежно соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Однако "телескоп" слишком банален для футуристических концептов - рычажные подвески дают гораздо больше свободы для полета мысли... И головной боли при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.
С задним колесом мороки больше - потому что его надо приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем достаточно смонтировать незаметный прижимной ролик к шине, чтобы передать мизерный (много и не требуется) крутящий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответствующий, и без мощной цепи или ремня не обойтись. И приходится нарезать звездочку зубьев эдак под 250 или ваять шкив размером с обод и стыдливо прятать это хозяйство под щиточек. При этом еще и занижать передаточное отношение трансмиссии - делать дополнительный вал или вообще новую коробку передач.
ОСМОС И КОСМОС
Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор фантастических идей итальянский дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, тем не менее, первым "засветил" его широкой публике на автосалоне в Женеве в 1989 году. Здесь студия Сбарро выставила сразу три мотоцикла с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их тут же окрестили Magic Wheels - "Волшебные колеса"), проект автомобиля будущего, проект автомобиля недалекого будущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, совместно с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе железных, и даже в космосе!..
Однако заказов предприниматели не дождались. Причина проста: слишком сложная и дорогостоящая в изготовлении конструкция абсолютно неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание сомневающихся заглушило бодренькую рекламу.
Потерпев неудачу с колесом, Сбарро сумел, тем не менее, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.
"Хитрый" механизм, использование золота, натурального каучука и высококачественной нержавеющей стали - все это сделало часы невероятно дорогими - от 3500 евро. Но они стали не менее престижными. Их выпускают малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди.
МОТТА НЕ ИЩЕТ ПАРТНЕРОВ
Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов забыл о них напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя великой пустоты. Он не только подготовил несколько концептов транспортных средств, но и исколесил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших мировых производителей различных транспортных средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, мотоциклов - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - ferrari, BMW, Daimler, Nissan, General Motors, Ford, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже космическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При существующей технологии слишком очевидны недостатки осмос-колес, и главный из них - высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцикла. Понизить ее можно лишь при условии массового производства бесступичных колес. Однако этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.
|
|