ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ


ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ


фото из

архива редакции

КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ

2500 ЛЕТ СПУСТЯ




Именно столько прошло с момента изобретения колеса. Менялось в нем многое - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его основу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с предпринимательской жилкой. Однажды решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от своего нефтяного бизнеса в какую-нибудь перспективную область технологии. Стал дорабатывать проект необычной модели спортивного автомобиля и пришел к тому, что… еще раз изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (полученного 15 января 1990 года во Франции), чтобы проект получил всемирное признание.

KNOW-HOW



Сама-то идея - свести вращающуюся часть колеса до минимума - гениально проста, но осуществить ее достаточно сложно. И дорого! Фактически осмос-колесо представляет собой гигантских размеров подшипник (диаметром около 300 мм) с тонкими обоймами. На наружную вращающуюся обойму надета шина, к обойме же закреплен тормозной диск. Неподвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.

Один только вид "пустых" колес превращает любое транспортное средство, будь это велосипед или спортивный болид, в транспорт будущего. Но что дает осмос-колесо, помимо шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные качества - за счет того, что силы торможения приложены практически в точке контакта с дорогой. Поскольку рычаг подвески расположен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а значит, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, повышает комфортность.

Но едва ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет создать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На высоких скоростях вылет больше, что повышает устойчивость аппарата, на небольших же он мал и обеспечивает лучшую маневренность.

Суть идеи проста, но практическое воплощение таит множество "подводных" да "надводных" камней. Поэтому каждый из построенных мотоциклов по-своему оригинален.

Прежде всего, по-разному решаются технические задачи исполнения функций переднего и заднего колес. Как ни странно, с передним проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.

Самый простой вариант, если у мотоцикла телескопическая вилка: достаточно лишь надежно соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Однако "телескоп" слишком банален для футуристических концептов - рычажные подвески дают гораздо больше свободы для полета мысли... И головной боли при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.

С задним колесом мороки больше - потому что его надо приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем достаточно смонтировать незаметный прижимной ролик к шине, чтобы передать мизерный (много и не требуется) крутящий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответствующий, и без мощной цепи или ремня не обойтись. И приходится нарезать звездочку зубьев эдак под 250 или ваять шкив размером с обод и стыдливо прятать это хозяйство под щиточек. При этом еще и занижать передаточное отношение трансмиссии - делать дополнительный вал или вообще новую коробку передач.

ОСМОС И КОСМОС




Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор фантастических идей итальянский дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, тем не менее, первым "засветил" его широкой публике на автосалоне в Женеве в 1989 году. Здесь студия Сбарро выставила сразу три мотоцикла с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их тут же окрестили Magic Wheels - "Волшебные колеса"), проект автомобиля будущего, проект автомобиля недалекого будущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, совместно с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе железных, и даже в космосе!..

Однако заказов предприниматели не дождались. Причина проста: слишком сложная и дорогостоящая в изготовлении конструкция абсолютно неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание сомневающихся заглушило бодренькую рекламу.

Потерпев неудачу с колесом, Сбарро сумел, тем не менее, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.

"Хитрый" механизм, использование золота, натурального каучука и высококачественной нержавеющей стали - все это сделало часы невероятно дорогими - от 3500 евро. Но они стали не менее престижными. Их выпускают малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди.

МОТТА НЕ ИЩЕТ ПАРТНЕРОВ




Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов забыл о них напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя великой пустоты. Он не только подготовил несколько концептов транспортных средств, но и исколесил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших мировых производителей различных транспортных средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, мотоциклов - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - ferrari, BMW, Daimler, Nissan, General Motors, Ford, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже космическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При существующей технологии слишком очевидны недостатки осмос-колес, и главный из них - высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцикла. Понизить ее можно лишь при условии массового производства бесступичных колес. Однако этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: BMW Yamaha ferrari


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free