ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ


ВЕЛИКИЙ ПУСТОЙ


фото из

архива редакции

КОЛЕСА БЕЗ СТУПИЦ

2500 ЛЕТ СПУСТЯ




Именно столько прошло с момента изобретения колеса. Менялось в нем многое - материалы, конструкция обода, спицы, шины. Но никто не замахнулся на его основу - ступицу. Но вот появился тип по имени Доминик Мотта, автофанат и авангардист с предпринимательской жилкой. Однажды решил он (а было это в конце 1980-х) вложить нажитое от своего нефтяного бизнеса в какую-нибудь перспективную область технологии. Стал дорабатывать проект необычной модели спортивного автомобиля и пришел к тому, что… еще раз изобрел колесо, но уже "пустое". Так и родилось колесо без ступицы (hubless wheel), его еще называют орбитальным, а еще осмос-колесом. Потребовалось 10 лет с момента его патентного одобрения (полученного 15 января 1990 года во Франции), чтобы проект получил всемирное признание.

KNOW-HOW



Сама-то идея - свести вращающуюся часть колеса до минимума - гениально проста, но осуществить ее достаточно сложно. И дорого! Фактически осмос-колесо представляет собой гигантских размеров подшипник (диаметром около 300 мм) с тонкими обоймами. На наружную вращающуюся обойму надета шина, к обойме же закреплен тормозной диск. Неподвижную часть образует внутренняя обойма подшипника, которая связана с элементами подвески.

Один только вид "пустых" колес превращает любое транспортное средство, будь это велосипед или спортивный болид, в транспорт будущего. Но что дает осмос-колесо, помимо шока, когда видишь вызывающую пустоту? Улучшаются тормозные качества - за счет того, что силы торможения приложены практически в точке контакта с дорогой. Поскольку рычаг подвески расположен у нижнего края колеса, сокращается плечо рычага, а значит, и нагрузка на колесный подшипник. Уменьшение неподрессоренных масс разгружает элементы подвески, повышает комфортность.

Но едва ли не самое ценное достоинство конструкции в том, что она позволяет создать совершенную систему управления - с изменяемым вылетом вилки. На высоких скоростях вылет больше, что повышает устойчивость аппарата, на небольших же он мал и обеспечивает лучшую маневренность.

Суть идеи проста, но практическое воплощение таит множество "подводных" да "надводных" камней. Поэтому каждый из построенных мотоциклов по-своему оригинален.

Прежде всего, по-разному решаются технические задачи исполнения функций переднего и заднего колес. Как ни странно, с передним проще, хотя оно и "отягощено" механизмом для поворачивания.

Самый простой вариант, если у мотоцикла телескопическая вилка: достаточно лишь надежно соединить нижнюю часть перьев с внутренней обоймой. Однако "телескоп" слишком банален для футуристических концептов - рычажные подвески дают гораздо больше свободы для полета мысли... И головной боли при проектировании узла. Голова Мотты отболела - он уже все разработал и получил патенты на поворотный узел.

С задним колесом мороки больше - потому что его надо приводить во вращение. С осмос-велосипедом было куда проще: на нем достаточно смонтировать незаметный прижимной ролик к шине, чтобы передать мизерный (много и не требуется) крутящий момент. У "чумацикла" и мотор должен быть соответствующий, и без мощной цепи или ремня не обойтись. И приходится нарезать звездочку зубьев эдак под 250 или ваять шкив размером с обод и стыдливо прятать это хозяйство под щиточек. При этом еще и занижать передаточное отношение трансмиссии - делать дополнительный вал или вообще новую коробку передач.

ОСМОС И КОСМОС




Первым на "пустое" колесо "клюнул" неистощимый генератор фантастических идей итальянский дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро. Не будучи изобретателем бесступичного колеса, он, тем не менее, первым "засветил" его широкой публике на автосалоне в Женеве в 1989 году. Здесь студия Сбарро выставила сразу три мотоцикла с шокирующими своим видом колесами без ступиц (их тут же окрестили Magic Wheels - "Волшебные колеса"), проект автомобиля будущего, проект автомобиля недалекого будущего Osmos и даже макет болида Формулы-1. Экспонаты произвели фурор! Не дожидаясь, когда он схлынет, совместно с Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli наш предприимчивый Сбарро быстренько основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue Оrbitale. Изобретение можно использовать на дорогах, в том числе железных, и даже в космосе!..

Однако заказов предприниматели не дождались. Причина проста: слишком сложная и дорогостоящая в изготовлении конструкция абсолютно неприемлема в массовой эксплуатации. Мычание сомневающихся заглушило бодренькую рекламу.

Потерпев неудачу с колесом, Сбарро сумел, тем не менее, извлечь выгоду - основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных "по мотивам" колеса Roue Оrbitale.

"Хитрый" механизм, использование золота, натурального каучука и высококачественной нержавеющей стали - все это сделало часы невероятно дорогими - от 3500 евро. Но они стали не менее престижными. Их выпускают малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди.

МОТТА НЕ ИЩЕТ ПАРТНЕРОВ




Если Франко Сбарро, "переболев" орбитальными колесами, в конце концов забыл о них напрочь, то Доминик Мотта продолжал гордо нести знамя великой пустоты. Он не только подготовил несколько концептов транспортных средств, но и исколесил весь мир в поиске партнеров по внедрению революционной конструкции. Посетил известнейших и авторитетнейших мировых производителей различных транспортных средств: грузовиков - компанию Volvo, поездов - Alstom, мотоциклов - Yamaha и Echelon, велосипедов - Cycleurope, Shimano, автомобилей - ferrari, BMW, Daimler, Nissan, General Motors, Ford, VW, концептов - Pininfarina, Bertone и даже космическую компанию Alcatel… Но все предпочитают "синицу в руке", а не "дырку от бублика". При существующей технологии слишком очевидны недостатки осмос-колес, и главный из них - высокая стоимость: цена одного колеса превышает цену всего мотоцикла. Понизить ее можно лишь при условии массового производства бесступичных колес. Однако этому мешает монопольное владение патентами швейцарской компанией Globeholding.

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: BMW Yamaha ferrari


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free