ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



ВДВОЕМ - ВЕСЕЛЕЙ


ВДВОЕМ - ВЕСЕЛЕЙ


фото из

архива редакции

ДВИГАТЕЛИ ТАНДЕМНОЙ СХЕМЫ




Представьте, перед вами классический ДВС (сколькоцилиндровый - не важно). Как ни борись с присущими ему реактивными силами и моментами, они все равно прорываются наружу и немало досаждают водителю. А теперь вообразите: мы состыкуем с ним еще один точно такой же мотор, но "закручиваем" его в обратную сторону. В "двойнике" возникают такие же силы и моменты, но противоположные по знаку - и наш тандем свободен от вибраций начисто! Конечно же, в силу несовершенства производственных процессов (проще говоря, детальки-то кривые!) кое-что останется, но это настолько не существенно, что едва ощутимым подрагиванием можно пренебречь.

Будем въедливыми - поищем недостатки схемы. А они прямо-таки бросаются в глаза. Деталей-то в два раза больше - настолько же дороже и процесс изготовления. Дальше, вырастут масса и габариты. Хотя с этим можно поспорить. Во-первых, если четыре цилиндра расположить "квадратом", то такая компоновка по ширине даст фору рядной "четверке". Во-вторых, благодаря минимальной вибрационной нагруженности детали двигателя (особенно картерные) удается предельно облегчить.

Возьму на себя смелось предположить, что именно такую аргументацию пускал в ход молодой английский инженер Эдвард Тёрнер, когда в конце 20-х годов обольщал Джека Сангстера, владельца мотоциклетной компании Ariel, взяться сделать моторный тандем: скомпоновать две рядные "двойки" друг за другом, соединенные шестернями и вращающиеся в разные стороны, и так тесно прижать их друг к другу, чтобы клапаны обоих блоков приводил в действие один распредвал. Конструктор уговорил бизнесмена - экспериментальный 500-кубовый двигатель вскоре был готов. А работал настолько "гладко", что его испытывали в шасси 250-кубового мотоцикла. Серийный экземпляр, получивший имя Square Four ("Квадратная четверка"), дебютировал на выставке в Лондоне в 1930 году.

Идеи, в том числе великие, витают в воздухе: практически одновременно мотоцикл с той же схемой "квадратной четверки" создал и чешский конструктор Вотроубек. Его творение с простым, но смачным названием МАТ появилось даже чуть раньше, в 1929 году. Впрочем, временной зазор этих двух явлений миру настолько мал, что о плагиате и речи нет. К тому же МАТ существенно отличался в ряде нюансов конструкции. Да и судьба у машин разная: на чешском предприятии изготовили всего несколько машин, и уже вскоре оно загнулось , а Ariel Square Four, напротив, стал фактом истории техники еще при жизни. Машину несколько раз кардинально модернизировали, последние экземпляры были собраны 28 лет спустя - в 1958 году.

При всех своих достоинствах Ariel Square Four прямых подражателей так и не вызвал, и дальнейшее развитие тандемной схемы связано со специфическими "заморочками" 2-тактных двигателей. Главный недостаток таких моторов - продувка топливно-воздушной смесью, а она драгоценный продукт буквально выплевывает через выхлопную трубу. А свежая смесь разбавляется отработанными газами, отчего эффективность "коктейля" падает. Чтобы избавиться от порока, немецкие инженеры еще в первой половине прошлого века разработали двигатели с прямоточной продувкой. Что это такое? В моторе цилиндр представляет собой сквозную трубу, в которой навстречу друг другу ходят два поршня, каждый связан со своим "личным" коленвалом, а те соединены между собой шестеренными передачами. Впускные и выпускные окна разнесены по разные стороны "трубы", отчего практически не происходит смешивания свежих и отработанных газов. Кроме того, смещая коленвалы "по зубчикам" шестеренной передачи, можно "играть" с фазами газораспределения… Когда все это объясняешь "на пальцах", все звучит слишком головоломно, так что лучше посмотрите на схему - все станет понятно.

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Другое


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free