|
Что такое современное «эндуро»? Я бы сказал, что это, в первую очередь, свобода передвижения на мотоцикле по пересеченной местности. Невзирая на направления или складки земной коры, зеленые насаждения или заборы частных владений. И вот что удивительно, в современной Европе, в этом капиталистическом раю, где давно не осталось ни клочка свободной, неприватизированной территории, мотоциклы этого класса становятся все популярнее. На мой взгляд, куда логичней в условиях царства тотальной частной собственности было бы развивать мотокросс на закрытых специально подготовленных треках. Преимуществ множество. Во-первых несметные полчища (а во всем мире именно так и есть) внедорожных мотоциклистов, подконтрольно, не раздражая местное, привыкшее к комфорту евронаселение, собираются в одном месте, обнесенном крепким забором. Где и ломают себе кости на специально построенных для этого искусственных препятствиях. Во-вторых, мотокросс это довольно прибыльное предприятие для владельцев больших и свободных участков земли. При стоимости использования трассы в 10-20 евро, за уикенд в особо «рыбных» местах можно собирать до 10000 тугриков в европейской свободно конвертируемой валюте. Но нет! Кто-то в подпольном комитете по развитию европейского внедорожного спорта решил иначе. И сегодня, похоже, основные продажи производителям делают именно внедорожные мотоциклы класса эндуро. Иначе как объяснить, что презентации новых «эндуриков» зачастую проходят с куда большей помпой, чем представления публике элитных кроссовых «пушек»? В Милане, где проходила презентация новейшей линейки Husqvarna 2013года, события развивались именно по такому сценарию. Скупой и скомканный рассказ о кроссовых моделях и пространное театральное представление новых мотоциклов класса «эндуро». На суд журналистов представили модели TC 125, TC 250 и TC 449, TE 250 и TE 310 соответственно. Все кроссовые модели компании изменились не сильно. На всех мотоциклах новая графика на защитном пластике, новая защитная подушка руля и новые резиновые ручки. Большая часть эндуро моделей также изменилась только внешне. Но давайте обо всем подробнее. Итак, представляем мотокроссовую линейку Husqvarna: CR125, TC250R и Husqvarna TC449. Двухтактные мотоциклы объемом 125 кубических сантиметров всегда служили промежуточным звеном между детскими и взрослыми классами в мотокроссе. Эдакая учебная парта для подрастающих мотокроссменов. Тандем легкого шасси, энергоемкой подвески и легкого и злого «верхового» двигателя. Мотоциклы этого класса из года в год практически не подвергались изменениям. Простые и понятные классические модели для мотокросса. Вот и Husqvarna CR125 тоже за прошедшие годы изменился мало. В 2013 году его оснастят лишь новой подушкой на руле, новыми «грипсами» и новым корпоративным обликом. Но, несмотря на внешнюю простоту, у мотоцикла отлично сбалансированная ходовая часть, практически не требующая вмешательств в настройку подвесок. Мощный и тяговитый (для двухтактника естественно) двигатель, агрегатированный шестиступенчатой коробкой передач. В условиях тотального сворачивания двухтактных программ у производителей в угоду экологическим требованиям, думаю, такой аппарат будет весьма востребован на рынке. Благо выбор у молодых спортсменов не очень велик. ПАРАМЕТРЫ | Husqvarna CR 125 | Год выпуска | 2013 г. | Снаряженная масса | 94 кг. | Длина / ширина/ высота | 2215/820/1305 мм. | Колесная база | 1460 мм. | Высота по сиденью | 985 мм. | Объем бензобака | 7 л. | Угол наклона вилки | 26.5° | Двигатель | Одноцилиндровый, двухтактный, с жидкостным охлаждением, объемом 124.82 см³ | Размерность | 54.0 мм x 54.5 мм | Система питания | карбюратор | Степень сжатия | 8.8:1 | Мощность | Н.д. | Крутящий момент | Н.д. | Трансмиссия | 6-ступенчатая, привод на колесо цепью | Рама | сталь | Передняя подвеска | Ø 48 мм. Перевернутого типа, настраиваемая. KYB, ход 300 мм. | Задняя подвеска | Настраиваемая, KYB, ход 296 мм | Передний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 260 мм. | Задний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 240 мм. | Переднее колесо | 80/100-R21 | Заднее колесо | 110/90-R19 | Максимальная скорость | Н.д. | На миланской презентации инженеры Husqvarna представили обновленную четырехтактную силовую установку объемом 250 кубических сантиметров. Кроссовая модель, оснащенная этим двигателем, получила обозначение TC 250R. Узнать новинку не сложно, клапанная крышка окрашена в ядовито красный, яркий цвет. Под ней уютно расположились два распредвала с кулачками новой формы. В двигателе новые титановые клапаны, облегченный поршень и новый же коленчатый вал. Сливную масляную пробку в поддоне оснастили магнитом. Так же изменился корпус дроссельной заслонки Keihin и система охлаждения. Прямо на заводе на мотоцикл устанавливается выхлопная система Akrapovic и гидравлический привод сцепления. Для тех, кому мало «стока», Husqvarna предусмотрела опциональный блок зажигания со сменными картами впрыска и опережения зажигания GAT и двухпозиционный переключатель режимов работы двигателя, позволяющие оптимизировать и улучшить характеристики силовой установки. У TC250R отличные энергоемкие подвески. Правда, как мне показалось, пружина и гидравлика заднего амортизатора несколько жестковаты. При интенсивном торможении, особенно на спуске, чувствуется потеря сцепления заднего колеса с поверхностью. Но это скорее вопрос тонкой настройки подвески. Передняя вилка тоже несколько жестковата, но в целом ходовая часть прекрасно сбалансирована. В общем TC250R отличный мотоцикл для начинающих мотокроссменов. Дружелюбный мотор без резких всплесков и провалов в мощностных характеристиках, неплохая подвеска и богатая стоковая комплектация. ПАРАМЕТРЫ | Husqvarna TC 250 | Год выпуска | 2013 | Снаряженная масса | 100 кг. | Длина / ширина/ высота | 2215/820/1305 мм. | Колесная база | 1460 мм. | Высота по сиденью | 985 мм. | Объем бензобака | 6.60 л. | Угол наклона вилки | Н.д. | Двигатель | Одноцилиндровый, четырехтактный, объем 249.50 см³ | Размерность | 79.0 мм x 50.9 мм | Система питания | Впрыск топлива | Степень сжатия | 13.6:1 | Мощность | Н.д. | Крутящий момент | Н.д. | Трансмиссия | 5-ступенчатая, привод на колесо цепью | Рама | сталь | Передняя подвеска | Ø 48 мм. Перевернутого типа, настраиваемая. KYB, ход 300 мм. | Задняя подвеска | Настраиваемая, KYB, ход 240 мм | Передний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 260 мм. | Задний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 240 мм. | Переднее колесо | 80/100-R21 | Заднее колесо | 110/90-R19 | Максимальная скорость | Н.д. | Одна из первых моделей выпущенных Husqvarna после покупки компании концерном BMW изменилась мало. Все те же наклейки, подушка руля и резиновые ручки. Правда, в 2013 году клапаны в двигателе станут изготавливать из титана. Но в остальном мотор не изменился. Все тот же, спокойный и даже где-то флегматичный двигатель Kymco. Но, все же, силовая установка, несмотря на спорность некоторых конструктивных решений, мне понравилась. Спортсмену-любителю ее хватает практически везде, она не просит постоянной работы рычагом КПП. Вот только смутило наличие переключателя режимов зажигания на руле. Что в режиме «SOFT», что в «HARD», мотоцикл едет без взрывных ускорений. Так что его наличие вопрос довольно спорный. Даже в 2013 году у TC449 все те же неоднозначные эргономические решения по расположению подножек высоты руля и расположения топливного бака. На мотоцикле удобно далеко не всем райдерам. При этом Husqvarna хорошо управляется на плоских участках, хоть и в резких упорных поворотах он довольно своенравен. Подвески очень жесткие и требуют специальной настройки. В общем реальный большекубатурный мотоцикл для любителя. Красивый и необычный, но при это довольно подконтрольный. ПАРАМЕТРЫ | Husqvarna TC 449 | Год выпуска | 2013г. | Сухая масса | 108,1 кг. | Снаряжённая масса | Н.д. | Длина/ширина/высота | 2280/820/1260 | Колесная база | 1490 мм | Высота по сиденью | 962 мм | Дорожный просвет | 335 мм | Объём бензобака | 8,51 л | Угол наклона передней вилки | Н.д. | Двигатель | 449 см³, 4-тактный, 1-цилиндровый, жидкостное охлаждение, 4 клапана на цилиндр | Диаметр цилиндра/ход поршня | 98/59,6 | Система питания | Электронный впрыск топлива, Keihin D46 | Степень сжатия | 13,0:1 | Мощность | Н.д. | Крутящий момент | Н.д. | Трансмиссия | 5-ступенчатая КПП, многодисковое сцепление в масляной ванне, цепь | Передняя подвеска | Вилка Kayaba перевернутого типа, Ø перьев 48 мм, полностью регулируемая | Задняя подвеска | Моноамортизатор Kayaba, полностью регулируемый | Передний тормоз | Brembo, диск Ø260 мм | Задний тормоз | Brembo, диск Ø240 мм | Переднее колесо | 90/90 R21 | Заднее колесо | 140/80 R18 | Этот мотоцикл сразу после теста стал всеобщим любимцем. Легкий и послушный, удобный, с прекрасными подвесками и мощным, но дружелюбным мотором. Однозначный и довольно сильный конкурент Honda CRF250X, Yamaha WR250F и KTM 250 EXC-F. Скорее всего, в новом году ставку в головном офисе компании Husqvarna сделали именно на эту модель. У TE 250 отличный двигатель, у которого полностью отсутствуют какие-либо вибрации. Иногда я даже не понимал, заведен он или заглушен. Его силовая установка, так же как и его «кроссовая» товарка, получила новую головку цилиндра, поршень, коленчатый вал и блок дроссельной заслонки, что позволяет мотору мгновенно откликаться на поворот ручки газа. И при этом мотоцикл совершенно не пугает райдера своими неконтролируемыми реакциями. Крутящий момент и мощность равномерно распределены по всему диапазону оборотов. У мотоцикла адекватные и реально работающие подвески. Твердое «битье» кроссовой трассы и поваленные стволы деревьев в лесу, песчаные «ловушки» или каменистые осыпи — ТЕ250 везде ведет себя максимально корректно. Мотоцикл удобен, у него великолепная эргономика. Все предельно просто и функционально. Не кривя душой, могу посоветовать такой аппарат, как начинающему любителю, так и искушенному «эндуристу». ПАРАМЕТРЫ | Husqvarna TE 250 | Год выпуска | 2013 | Снаряженная масса | 106 кг. | Длина / ширина/ высота | 2260/820/1290 мм. | Колесная база | 1470 мм. | Высота по сиденью | 950 мм. | Объем бензобака | 8,5 л. | Угол наклона вилки | 26.5° | Двигатель | Одноцилиндровый, четырехтактный, объем 249.50 см³ | Размерность | 79.0 мм x 50.9 мм | Система питания | Впрыск топлива | Степень сжатия | 13.6:1 | Мощность | Н.д. | Крутящий момент | Н.д. | Трансмиссия | 6-ступенчатая, привод на колесо цепью | Рама | сталь | Передняя подвеска | Ø 48 мм. Перевернутого типа, настраиваемая. KYB, ход 300 мм. | Задняя подвеска | Настраиваемая, Sachs, ход 296 мм | Передний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 260 мм. | Задний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 240 мм. | Переднее колесо | 90/90-R21 | Заднее колесо | 140/80-R18 | Максимальная скорость | Н.д. | Технически мотоцикл всем кроме объема двигателя практически идентичен модели ТЕ250. Установка «big bore» кита позволила увеличить его мощность. Но эти жалкие 60 кубических сантиметров наделили силовую установку довольно серьезными вибрациями. Да еще и повышение мощности двигателя сделало TE 310 слишком дерганым и резким. Так что не удивительно, что «старший брат» мне понравился меньше, чем его 250-кубовый спокойный родственник. На мой взгляд, если ваш вес не превышает 95 кг, наверное, все-таки стоит купить 250-кубовую модель. ПАРАМЕТРЫ | Husqvarna TE 310 | Год выпуска | 2013 | Снаряженная масса | 106 кг. | Длина / ширина/ высота | 2260/820/1290 мм. | Колесная база | 1470 мм. | Высота по сиденью | 950 мм. | Объем бензобака | 8,5 л. | Угол наклона вилки | 26.5° | Двигатель | Одноцилиндровый, четырехтактный, объем 302.40 см³ | Размерность | 82.0 мм x 57.3 мм | Система питания | Впрыск топлива | Степень сжатия | 13.0:1 | Мощность | Н.д. | Крутящий момент | Н.д. | Трансмиссия | 6-ступенчатая, привод на колесо цепью | Рама | сталь | Передняя подвеска | Ø 48 мм. Перевернутого типа, настраиваемая. KYB, ход 300 мм. | Задняя подвеска | Настраиваемая, Sachs, ход 296 мм | Передний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 260 мм. | Задний тормоз | Дисковый, 1 диск Ø 240 мм. | Переднее колесо | 90/90-R21 | Заднее колесо | 140/80-R18 | Максимальная скорость | Н.д. | Для всех тех, кто хотел бы иметь один мотоцикл на все случаи жизни Husqvarna предлагает универсальные сross-сountry модели TXC250R, TXC310. Это оборудованные электростартером мотоциклы, с подвесками KYB от кроссовых модификаций и шестиступенчатой коробкой передач. Также на них без проблем можно смонтировать фару головного света. На таких мотоциклах можно ездить как в эндуро гонках, так и без особой боязни выезжать на кроссовые трассы. Правда, предлагаются эти красавцы, в основном, для американского рынка. В 2013 году на четырехтактных моделях TE449, TE511, кроме нового корпоративного внешнего вида, инженеры придумали дополнительный защитный пластиковый элемент. Он защищает дорогой выхлоп Akrapovic от возможных повреждений. И на мотоциклы стали устанавливать ёмкость для улавливания бензина в случае падения. Вся продукция Husqvarna теперь «обута» в покрышки двойного назначения, одобренные для применения на дорогах общего пользования (необходимое условие для участия во многих гонках эндуро). А для любителей двух тактов в продаже появятся big bore kit для моделей WR125 и кроссовой CR 125, позволяющий увеличить объем двигателя до 144 см3. В общем как вы видите, обновленные мотоциклы Husqvarna изо всех сил стараются быть в современном тренде. Засилье эндурных моделей в производственной гамме показывает, что планы у головного концерна BMW довольно серьезные. Как минимум, потеснить своего австрийского конкурента, на таком финансово привлекательном и потенциально прибыльном рынке внедорожных мотоциклов.
|