ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



В ГРЯЗИ СЧАСТЬЕ НАШЕ


В ГРЯЗИ СЧАСТЬЕ НАШЕ


ОТКУДА ОНИ "ВЫЛЕЗЛИ" - МОТОЦИКЛЫ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ?



Александр

ВОРОНЦОВ

, фото из архива редакции


"Шо? Специальный мотоцикл для бездорожья? На хрена он такой - специальный? Да мой "Урал" любую грязюку протаранит!.." Дедок в сшитой из пожарных рукавов штормовке искренне не понимает, о чем речь: да разве ж любой моцик не обязан пройти повсюду?!

Так и было - "в те времена далекие, теперь уже былинные". А еще раньше, когда мотоциклы еще только-только родились, никому и в голову не приходило делить их на "для дорог" и "для вне дорог". Хотя должны были дотумкать: покрытие было таким, что проложенные древними римлянами Appia оставались недосягаемым по качеству образцом. А подъезд к каждой усадьбе тем более никто не собирался асфальтировать…

Но со временем дотумкали-таки. Сто лет назад дорожные (бездорожные?) сети в Англии и, скажем, Индии разительно отличались. И еще до первой мировой войны английские компании начали продавать специальные варианты своих мотоциклов. Они так и назывались - "колониальные", то есть для задворков Британской империи. Их-то и можно считать первыми эндуро: усиленные шасси, моторы увеличенного рабочего объема, специальные шины. Кстати, в высокоразвитую по тем временам Россию англичане поставляли мотоциклы именно в такой комплектации - познакомились, видать, с нашими "дорогами".

И еще одно британское изобретение сыграло важнейшую роль в нашей истории: триал. Это сейчас он стал соревнованием мотоакробатов, а сто лет назад термин понимался дословно (в переводе с английского trial - проба, испытание). Спортсмены на серийных мотоциклах наматывали круги по сложной трассе, включавшей в себя и дороги, и черт знает что под колесами. И так на протяжении шести дней. В 1913 году на севере Англии, близ города Карлайл, по этой формуле впервые провели международные соревнования - International Touring Trial. Bckope гонка получила название International Six Days Trial (то бишь "шесть дней испытаний") или, если по-простецки, "шестидневка".

А потом кто-то из англичан додумался вместо изматывающих многодневных заездов (кто ж, кроме "повернутых", выдержит столько времени!) проводить короткие гонки по бездорожью. Новый вид спорта, зародившийся в 20-е годы, получил название "скрэмблинг" (от слова scramble - карабкаться, протискиваться, да не просто так, а с дракой). Узнали? Вот именно, это и есть то самое, что сейчас зовется мотокроссом.


Машины для всех этих соревнований поначалу мало отличались от серийных. Сами гонщики усиливали ходовую, снимали все лишнее и форсировали моторы. Но уже в 30-е годы некоторые из английских компаний начали выпускать специальные спортивные версии аппаратов. А задранный для увеличения дорожного просвета глушитель стал модным аксессуаром мотоциклов-"спортсменов".

И все же первый сделанный "с нуля" мотоцикл сугубо для внедорожных соревнований построили не англичане, а немцы. В 30-е годы в нацистском правительстве решили, что мотоспорт - эффективная форма популяризации фашистской идеологии. Компании получили из казны немалые деньги. На эти средства в 1935 году изготовили уникальный DKW SS250: его 2-тактный двигатель оборудован жидкостным охлаждением и компрессором! Машина оправдала ожидания создателей: команда Германии триумфально выиграла "шестидневку".

Ревниво наблюдая за успехами немцев, зашевелились и австрийцы. В 1938 году компания Puch выпустила модель 350GS, где GS означало Gelande Sport - "внедорожный спорт". Причем, если DKW свои SS250 сделала мизерным тиражом и только для заводской команды, то Puch запустил свой вариант в широкую продажу. Во время второй мировой войны 350GS успели даже "повоевать" в рядах вермахта. Так что, получается, это и есть первый мотоцикл двойного назначения.

Но истинно широкий размах внедорожные соревнования приобрели уже после войны, тогда и сформировались в нынешнем виде знакомые нам мотокросс, триал, "шестидневка". С чего это, спросите, спортсмены в едином порыве "полезли в грязь"? Да потому что шоссейно-кольцевые гонки, безраздельно царившие в мотоспорте до войны, стали удовольствием слишком дорогим. Возросли скорости, что потребовало постройки специализированных (и очень недешевых!) трасс, гоночные мотоциклы потеряли всякую связь (и унификацию) с серийной продукцией... Соревнования на бездорожье - другое дело. Трасса готовится за пару дней с помощью бульдозера и горстки энтузиастов, мотоциклы же строились на основе дорожных. Многие уважаемые компании (не только английские, но и немецкие, итальянские) выпускали варианты с приставками Scrambler, Six Days, Trial, Motocross…

Между прочим, мы в ту пору тоже не отставали от всеобщего увлечения. Все наши мотозаводы в 40-50-е годы выпускали версии мотоциклов для мотокросса и "многодневки". Столь единодушное влечение к спорту объяснялось тем, что его рассматривали как важнейшее звено военной подготовки, в программу мотомногоборья включали бег, стрельбу и метание гранаты. Спортивные мотоциклы приравнивали к оружию - потому и не продавали населению. За рубежом картина иная: любой Scrambler можно было заказать с полным комплектом электрооборудования и зарегистрировать для "цивильной" езды.

В Европе чудиков, желающих гонять на "кроссачах" по дорогам, находилось немного. Иное дело - в США. Необъятные просторы, полные заманчивых тропок, плюс развитая сеть дорог, ведущих к этим природным прелестям, - все это прямо-таки подталкивало, нет - толкало к мотоциклу универсальному, который может и по шоссе ухарем, и в грязи не ударить лицом в грязь, pardon за невольный каламбур.

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Урал триал


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free