Высокие технологии из мира большого спорта регулярно становятся достоянием общественности в виде новых моделей автомобилей и мотоциклов. Сей факт большинством потребителей воспринимается как данность. Когда же на рынке появился новый спортбайк Yamaha YZF-R1, то даже самые прожженные снобы удивились смелости японцев.
Перед нами вроде обычный для множества спортбайков рядный 4-тактный двигатель. Ключ зажигания в положение «вкл» – пространство пронизывает звук, похожий на работу V-образного мотора, только со своими какими-то оригинальными ворчливыми нотками в низкой тональности. В чем прикол?
С приходом в мотоспорт сверхмощных моторов все подметили, что спортсмены на машинах с V-образным двигателем выходят из поворотов быстрее и смелее. Гонщики на аппаратах с рядными силовыми установками на том же самом месте порой даже не «открывались» на полную мощность. Дело в том, что у рядных моторов взрывы в цилиндрах происходят через равномерные промежутки времени. По расчетам специалистов, на первой передаче при 10 000 оборотов двигателя за один оборот колеса происходит 20 взрывов, то есть на каждый 10-сантиметрый кусочек протектора достается один взрыв.
А средняя величина пятна контакта – как раз эти самые 10 см. В итоге на высоких оборотах, после очередного взрыва, протектор вроде готов войти в «зацеп» с покрытием, но тут происходит новый взрыв, и колесо срывается в пробуксовку – пилот сбрасывает скорость. А у V-образных двигателей взрывы в цилиндрах происходят неравномерно. В момент контакта колеса с асфальтом могут произойти два взрыва, а следующие 10 см покрышки, соприкоснувшиеся с покрытием, остаются без «огненной поддержки». Интервалы и очередность взрывов у разных V4 не одинаковые. Но суть одна – сплошной поток мощности на колесо не нужен. Взрывы неравномерными импульсами на высоких скоростях позволяют пилоту легче поддерживать оптимальную мощность без пробуксовок заднего колеса, а это залог хорошего сцепления и более продолжительной «жизни» покрышки во время гонки.
Два взрыва на одно пятно контакта назвали Big Bang («Большой взрыв»). Понятно, мастера-ученые из спортивных команд быстро сообразили, что к чему, и придумали, как рядный 4-цилиндровый двигатель заставить работать на манер V-образного мотора. Если в двух словах, то шатунные шейки коленвала расположили крест-накрест, рабочие такты двигателя выставили не один за другим или попарно, а со сдвигом. Возникшие вибрации погасили балансирным валом. Технология «Big Bang» на рядных 4-цилиндровых моторах отшлифовывалась на треках MotoGP не один год. И вот Yamaha отважилась – с помощью своего гражданского спортбайка R1 – пустить Big Bang в народ.
Наверное, кто-то скажет, что зря я столько внимания уделил теории Big Bang, лучше бы рассказал об эргономике, торможении, управляемости и т. д. Однако, на мой взгляд, без знания теории «Большого взрыва» ездить на этом спортбайке просто кощунство и «взрывную волну» не укротить.
Текст: Журнал «Автомобили»