ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Твины в стальной клетке


Твины в стальной клетке



1200 V2 – формула для Ducati, KTM, Aprilia
Итак, они вытребовали, выклянчили, вымолили (нужное подчеркнуть). Рабочий объем 2-цилиндровых моторов для гонок WSBK увеличен до 1200 смз – притом, что для «четверок» остается пределом «литр». А все Ducati... Напомним историю вопроса. Изначально правила WSBK уравнивали литровые «двойки» и «четверки» рабочим объемом 750 смз. На первых чемпионатах такие моторы, действительно, играли на равных, но затем все увереннее на первый план выходила команда Ducati, использовавшая гандикап сполна. Когда итальянцы докатились до того, что стали нагло доминировать в чемпионате, терпение его устроителей лопнуло: «литр» на всех – и никаких гвоздей! Теперь уже Ducati оказалась в аутсайдерах: на подиуме WSBK-2007 – сплошь гонщики на японских «четверках». Итальянцы пригрозили: или верните фору, или уйдем из гонок! Ультиматум подействовал: какой же WSBK без Ducati?.. И команда из Болоньи, радостно потирая руки, занялась подготовкой 1200-кубового V-твина.

Но если итальянцы рассчитывали в одиночку воспользоваться плодами гандикапа, то здорово просчитались. На жареный запах неубитого медведя слетелись конкуренты из родной Европы: свой первый супербайк представил КТМ, Aprilia пока ограничилась показом перспективного 1200-кубового мотора (и созданного вокруг него концепта).

Сравнение свеженьких дебютантов – Ducati 1098R и KTM 1190 RC8 – прямо-таки напрашивается, но оно будет некорректным. Ведь КТМ только-только в начале «большого пути», а 1098R – вершина маленького, но семейства, которое включает в себя менее форсированные модели 1098 и 1098S. Так что австрийскую новинку все же правильнее сравнивать с базовым Ducati 1098. Не забывая при этом и о маячащем на заднем плане призраке нового V-твина от Aprilia.


1200 V2 – формула для Ducati, KTM, Aprilia
Самый интересный момент в проектировании V-образной «двойки» – это выбор угла развала цилиндров. С точки зрения уравновешенности мотора оптимальный угол – 90 градусов. (180 градусов еще лучше – только вот такой мотор называют уже оппозитным.) Одна беда: очень уж «разлапистым» получается двигатель, нелегко его пристроить. Инженеры Ducati давно нашли решение – располагают передний цилиндр почти горизонтально, так что в ракурсе «вид сбоку» получается не буква «V», а «L».



Австрийцы первоначально проектировали свой мотор LC8 для внедорожных мотоциклов, а здесь вопрос компактности – на первом плане. Поэтому они выбрали угол развала 75 градусов, который «по наследству» достался и спортбайковской модификации. Чтобы все уравновесить, пришлось добавить в мотор целых два балансирных вала – а это не только усложняет конструкцию, но и создает лишнюю массу.

Специалисты Aprilia уже по горло сыты возней с уравновешиванием «неправильных» моторов (угол развала прежнего, 1000-кубового двигателя – 60 градусов), поэтому избрали для нового 1200-кубового агрегата оптимальный – 90 градусов. А вот схему привода верхних распредвалов оставили прежней, смешанной: короткая цепь вращает промежуточную шестерню, и уже от нее идет привод на шестерни распредвалов. Последние таким образом удается сделать меньшими по размеру, а головки цилиндров в целом компактнее.

Инженеры КТМ избрали надежную передачу цепью к верхним распредвалам. Ducati и здесь блещет: с 1979 года, когда великий конструктор Фабио Тальони создал двигатель Pantah, на ее моторах распредвалы приводятся зубчатым ремнем.

Впрочем, австрийские специалисты тоже умеют делать оригинальные ходы. Например, они спроектировали систему смазки с сухим картером – она избавляет от опасности масляного голодания при любом, отличном от вертикального, положении мотоцикла. Но вместо возни с отдельным маслобаком и соединительными шлангами они простоѕ встроили емкость для масла в картер силового агрегата.


1200 V2 – формула для Ducati, KTM, Aprilia
Но если вы ищете образец изящества на поприще технической изощренности, обратитесь к Ducati 1098R. Как смогли итальянцы выжать целых 180 л.с. из 1200-кубовой «двойки»? Прежде всего, за счет форсировки: степень сжатия подняли до 12,8, корпуса диффузоров, как и на машинах для MotoGP, овального сечения (это позволило увеличить их пропускную способность на 30%), на высоких оборотах подключаются дополнительные форсунки. Предельно облегчена конструкция мотора: не только клапаны, но и шатуны изготовлены из титана (они легче традиционных на 130 г). И дальше: крышки головок цилиндров отлиты из магниевого сплава, кожух ремня механизма газораспределения изготовлен из углепластика. По сравнению с мотором 1098 двигатель «Эрки» легче на 3,5 кг, если же сравнить с прошлогодним «экстремалом» – 999R, то на все 6,5 кг.

Выпускная система у Ducati, опять-таки по сложившейся традиции, с выведенными под седло глушителями. Причем толщина труб выпускной системы – всего 0,8 мм. А конструкторы КТМ подошли к делу снижения массы радикально: весь «выхлоп» компактно разместили под силовым агрегатом.При этом выдерживается и принцип централизации масс: все тяжелые компоненты – ближе к центру.

И австрийские инженеры, и итальянские (создатели как Ducati, так и Aprilia) отдают предпочтение современной мультиплексной системе проводки. Она позволяет без особого труда подключать современные электронные узлы – «помощники водителя». До АБС на супербайках пока, правда, дело не дошло, но Ducati оснащают системой сбора данных, которые затем можно загрузить в компьютер и проанализировать, почему же вы так скверно ездите (подробнее – см. «Мото», № 2–2007). Новинка в оснащении Ducati 1098R – антипробуксовочная система. Причем, в зависимости от состояния дорожной поверхности (и своего опыта), водитель может выбирать один из восьми режимов ее работы.

Объединяет европейских инженеров еще и пристрастие к стальным рамам типа «птичья клетка». Нелюбви к «крылатому металлу» есть простое технологическое объяснение: оснастка для изготовления современных алюминиевых диагональных рам (которые делают в основном литьем) очень уж дорога. Причем, чем больше размер детали (а рамы у новейших «японцев» – всего из трех-пяти составляющих), тем она дороже, и эта зависимость отнюдь не линейная.

Чтобы «отбить» затраты, надо выпускать мотоциклы не европейскими, а японскими масштабамиѕ И потом, у хром-молибденовой стали есть преимущества: она жестка и упруга, после неудачного падения раму не приходится списывать в утиль. Если понадобится чуть подправить конструкцию, изменив ее геометрию, не придется переделывать всю дорогостоящую оснастку. Варьируя конфигурацию труб, инженеры получают удивительные результаты: рама KTM 1190 RC8 весит всего 7,5 кг – это как минимум на 5 кг легче сравнимой по достоинствам алюминиевой рамы.

А вот маятники задней подвески у обеих машин – из алюминиевого сплава. Причем Ducati в серии 1098 вернулась к односторонним маятникам с консольным креплениям колеса, что следует расценивать как элемент «заточки» под гонки: «консоль» позволяет быстро менять заднее колесо на пит-стопах. Инженеры КТМ консервативнее – на их мотоцикле традиционный двухсторонний маятник, но со специальными креплениями оси колеса, облегчающими его замену.


1200 V2 – формула для Ducati, KTM, Aprilia
Как и подобает настоящим супербайкам, и у Ducati 1098 всех модификаций, и у KTM 1190 RC8 полностью регулируемые подвески плюс демпфер рулевого управления. Но разные спецификации. У базовой модели Ducati 1098 – «всего лишь» Showa. В модификациях 1098S и 1098R – эксклюзивные Ohlins, они с покрытием трущихся поверхностей передних вилок нитридом титана – он снижает трение и устойчив к истиранию. Кроме того, на 1098R впервые применен новейший задний амортизатор Ohlins TTXr, спроектированный по образцу узлов для MotoGP – он легче и эффективнее.



КТМ традиционно использует узлы подвески WP. Но они ни в чем не уступают именитым Ohlins: широкий набор регулировок (в том числе раздельно – для высокой и малой скоростей сжатия амортизатора), нитрид титана для передней вилки. Как и на Ducati, подвеска позволяет также изменять высоту задней части мотоцикла, варьируя тем самым его геометрию.

Тормоза Brembo с радиальными передними скобами – это уже стандарт для европейских спортивных мотоциклов. Стоят такие и на КТМ. Ducati же в сотрудничестве с соотечественниками пошла дальше: на ее супербайках передние скобы моноблочного типа. Они гораздо жестче составных, что обеспечивает отличную обратную связь.

Вполне естественное дополнение для Ducati 1098R – гоночный кит. В него входят блок управления, обеспечивающий еще большую мощность двигателя, и глушители с углепластиковыми стенками. Хотя КТМ 1190 RC8 явно лишь первенец из серии австрийских супербайков и, несомненно, вскоре последуют более мощные (и легкие) версии, гоночные аксессуары, тем не менее, предлагают и для него. Их ассортимент гораздо шире (от глушителей Akrapovic до гоночных подножек), но это в силу того обстоятельства, что сам мотоцикл «заточен» не столько для трека, сколько для повседневной езды.

Наверняка скоро КТМ выставит свою команду в гонки WSBK, наберется опыта и сделает версию типа RC8RRR. Тогда посмотрим, кто рычит громче.

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: MotoGP Aprilia Ducati KTM супербайк


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free