ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Тропою Бабинова: путешествие по Бабиновскому тракту


Россия – самое большое государство в мире, но ее просторы исследователи осваивали веками. Я давно мечтал проехать по Бабиновскому тракту – уникальной дороге, сыгравшей огромную роль в развитии России.

В 1472 г. Пермь Великая вошла в состав Русского государства, а в 1581-м Ермак завоевал Сибирь, увеличив Россию вдвое. Встал вопрос о дороге, которая соединила бы европейскую и азиатскую части страны. История ее началась в 1595 г., когда царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) повелел посадскому человеку из Соликамска Артемию Сафроновичу Бабинову разведать прямую сухопутную дорогу через непроходимые Уральские горы.

Дороги, оставленные людьми, умирают медленно. Вот уже более двух веков прошло с тех пор, как никто не ездит по старому Бабиновскому тракту, а остатки его сохранились. На пермском мотосайте наткнулся на тему «Ищу попутчика по маршруту Бабиновской дороги». Этого я ждал давно! Во-первых, живу практически на этом маршруте. Во-вторых, большая его часть проходит не просто по бездорожью, а по эталонной «пятерке» в спортивном мототуризме на Урале. Ну а в-третьих, предполагаемое время похода укладывалось в мой рабочий график, то бишь в одну неделю.

Но сомнений было немало. Настораживала не только сложность пути, но и то, что ехать придется с незнакомым человеком. Роман – бывалый мотоциклист с Украины, человек дороги. По «электронке» начали обсуждать детали похода.

Старт запланировали в городе Кизел, затем 150 км до бывшего поселка Верхняя Косьва (по дороге, на которой многие экстремалы разворачивались), далее два сложных участка с бродами через реки Тыпыл и Тылай (глубина которых доходила до метра, а ширина до 150 м), потом через поселок Усть-Тылай (ныне нежилой) до рабочего поселка Кытлым, а дальше по наезженной дороге до города Серова. Эта часть пути проходила через заброшенные лагеря-поселения, куда до недавнего времени можно было попасть только по спецпропускам. Длина маршрута около 250 км, затем 450 км асфальта до дома.

Все готово. Встретились с Романом, поехали к моим родителям. И по дороге у меня заклинивают задние тормоза. Мотоцикл б/у – набор непредсказуемых отказов, а мой Kawasaki KLX 650 только куплен. Ревизия отняла сутки – повезло, что не на маршруте.


Артемий Сафронович Бабинов родился в селе Верхняя Усолка близ Соликамска. Однажды возле Чаньвенской пещеры он встретил вогулов (они же манси – финно-угорская народность, живущая главным образом на восточном склоне Северного Урала), которые приходили сюда из-за гор, чтобы поклониться своим богам. Бабинов тайно пошел за ними, заламывая ветки, чтобы не потерять тропу. Затем доложил в Москву, что может построить кратчайшую дорогу в Сибирь. Получив царское благословение, в 1597 г. Бабинов приступил к строительству. В его распоряжении было два целовальника и 40 посошных людей. Работая только топорами и лопатами, они проложили несколько десятков настилов и гатей и возвели девять мостов через реки! На постройку дороги, даже по нынешним меркам, ушло фантастически мало времени – всего два года. Был создан путь в 263 версты (280 км) от Соликамска до Верхотурья. 6 января 1598 г. по дороге прошел первый обоз. Этот путь стал именоваться Новой сибирской верхотурской дорогой, но исторически за ним закрепилось название Бабиновский тракт.

По асфальту до Кизела едем 60 км/ч из-за внедорожного комплекта звезд у Романа. Там сворачиваем в сторону Северного Коспашского. Еду впереди, Роман за мной. Дорога все хуже – гравийка, местами старая брусчатка. Привыкаю к навигатору – точность поражает! Немного плутаем в поселке Коспаши, спрашиваем дорогу у местного. Дальше дорога напоминает танковый полигон. Обгоняем грибников на «Урале» с коляской – все-таки по бездорожью одиночка идет веселее. Вот и конец жилой зоны, ближайшие 150 км – только лес.

Лесная дорога началась не очень удачно. Ехал на второй передаче – и на одном из резких подъемов из-за недостатка крутящего момента заваливаюсь на бок. Падение обычно неприятно, но у меня настроение поднялось – ничего не повредил, а это главное. Да и погода радует: солнечно и жарко. Страшно представить, что метровые ямы на дороге могли оказаться заполненными водой. Упираемся в старый разрушенный мост, рядом с которым новая дорога через брод. Проходим по очереди. Речки здесь чистые, набираем воды с собой. На дороге попадаются большие камни, особенно в местах объезда сломанных мостов и луж, поэтому приходится осторожничать, чтобы не порвать резину и не завалиться.

Преодолеваем еще одну живописную речку вблизи бывшей деревни-лагеря Семеновка. От деревни осталось только несколько сараев, хаотично стоящих посреди опушки. Вдалеке заметили группу велосипедистов, едущих навстречу. Ребята из Перми едут в купальниках с минимумом груза. Как их комары не едят? Спрашиваем про дорогу – говорят, что отличная и что на нашей технике точно пройдем. Просят подбодрить отставших новичков. Километров через 20 встречаем остальных, эти говорят, что дорога очень плохая, не проедем. Одна и та же дорога, а мнения разные. Не знаем, чего ожидать. Навстречу попадается «Урал», груженный металлом, – видать, разбирают останки лагерей. Место узкое, приходится прижиматься к обочине. Дорога идет вниз, готовимся к препятствиям. Промоины поперек дороги как провалы в земной коре, но подъезжаешь и понимаешь, что ничего ужасного – глаза боятся, а руки делают. Таких промоин было много, и если бы они были полны водой, пришлось бы нырять или ждать грузовой транспорт.

На навигаторе появилась точка, запланированная на сегодня. Распределились: я занимаюсь костром, Роман палаткой. Выяснилось, что чай забыли дома. Ничего, лес прокормит: надергали в малиннике листьев для заварки. Как же приятно после трудной дороги съесть банку рыбных консервов с сухарями, сидя у костра! Иногда такого момента мы ждем целый год, коротая часы работы у компьютера или станка. Заварили «чай». Чтобы смягчить горьковатый вкус, кидаем в котелок барбарисовые конфеты. Вкус новый и незабываемый.

Позади 50 км маршрута – хорошее достижение, ведь, по описаниям джиперов, это самый сложный участок. Нам повезло с погодой, но если утром пойдет дождь… Вдруг из темноты донесся звук мотора – мимо прошла «Шеви-Нива». Мы вышли на дорогу и наблюдали, как свет фар то исчезает в промоине, то выныривает. Значит, впереди дорога есть, но вопрос – та ли? Кладем в костер побольше дров и лезем в палатку. Не холодно, но погода Урала непредсказуема, и мы укутываемся в спальники. С непривычки заснуть сложно: кругом шорохи, треск веток, бабочки бьются о тент. Мысли о том, что в этих местах «медведь хозяин», не дают спокойно заснуть. Наверное, еще не устал…

С постройкой Бабиновского тракта другие пути через Уральские горы в Сибирь и обратно были официально запрещены. Только по ней разрешался проезд служивых и торговых людей, провоз товаров и государственной почты с денежной и меховой казной. Всех, кто пытался проехать иным путем, строго наказывали: били кнутом и брали высокие штрафы, а товары просто конфисковывали. Правительству России было выгодно содержать одну таможню и взимать 10% пошлины со всех ввозимых товаров и денег. Район, которым ведала верхотурская таможня, охватывал всю территорию от Урала до границы с Китаем. 22 апреля 1599 г. царь Борис Годунов направил указ верхотурскому воеводе Василию Головину, в котором предписывалось благоустроить дорогу и поддерживать ее в порядке. Дорогу сделали шире и лучше. Бабинов с семьей обосновался в селении Чикман и до конца своих дней занимался ремонтом дороги. В 1617 г. царем Михаилом Федоровичем он был награжден грамотой, освобождавшей его, как первого путейского инженера в Сибири, от всяких податей.

Наутро погода не очень – туман и дымка на небе, солнце еле видно. Но через пару часов прояснилось, небо и цвета вокруг стали ярче. Утром ехать сложно, голова еще не проснулась, руки и ноги не слушаются. После получаса езды приходит уверенность: кручу ручку газа и ныряю в лужи, забывая о том, какова может быть их глубина, беру прямо по центру в надежде, что неглубоко. И в одной натыкаюсь на бревно, лежащее под водой под углом. К тому же приличная глубина – переднее колесо ушло целиком. В итоге вместе с мотоциклом в воде. Роману пришлось помогать, при этом он промочил ботинки. Вылезли из лужи, переоделись. Вода попала в кофр с фотоаппаратом, но обошлось.

Через несколько километров заметил неустойчивость переднего колеса. Оказалось, что ехал почти на ободе – колесо спущено. Вдоль дороги лежит бревно диаметром около полуметра – место для бортовки. Только скинули вещи, как услышали гром. Впереди гроза, того и гляди накроет. Действуем быстро: закидываем мотоцикл на бревно, снимаем колесо, бортируем и ставим на место. А где же упорная втулка? Секунды холодного пота… Находим ее в траве. Все эта проклятая спешка! Опять повезло – деталь маленькая, а сколько проблем может доставить. В горах уже гроза. Торопимся, надо преодолеть хотя бы один брод.

На спуске к реке Косьве дорога раздваивается: одна пошла через брод, а другая по берегу на Верхнюю Косьву. Едем по второй. Останавливаюсь перед руслом речки, один из берегов высотой метра полтора и уклон 45 градусов. Роман решает пройти его с ходу, но почти наверху мотоцикл глохнет и падает. Кое-как ставлю свой на подножку и бегу помогать. Пока возились, краем глаза вижу, что падает мой. Итог – сломан рычаг ручного тормоза и зеркало. Опять спешка! Проявив должное уважение к препятствию – с подстраховкой, выбрав траекторию, – проходим эти 10 метров. Доезжаем до Верхней Косьвы, отсюда до Тыпыла рукой подать.

Начинает затекать пятая точка. Седло у меня стандартное, узкое, не для дальних поездок, а мы уже 10 часов в пути. Меняю стиль езды: часть пути еду сидя, часть – стоя.

Доезжаем до первого серьезного брода через Тыпыл. Уровень воды около полуметра – значительно ниже того, к чему мы готовились. Дно местами мягкое (крупный гравий), местами твердое, но с сильным течением. Сначала прощупываю дно в болотниках. Преодолеваем брод поэтапно, благодаря низкому уровню воды посередине реки можно перевести дух. Но стараемся не тянуть время, зная, как быстро может подняться вода в горной реке. Самое сложное – удержать мотоцикл и не заглохнуть при езде по мягкому дну. Мотоцикл тяжелый и высокий, и если он кренится на бок, то удержать его одному практически невозможно − течение. Но 650 кубов делают свое дело и прощают небольшие ошибки. Можно приостановиться, оценить маршрут и снова поехать в натяг. У Романа такой фокус не пройдет – «четырехсотка» требует держать обороты в среднем диапазоне, спасают внедорожные звезды.

Времени семь вечера, значит, до темноты еще часа три. Голод напоминает о себе, но силы пока есть. Впереди еще один брод, а погода портится. Встречаем рыбаков, они только приехали. Говорят, дорога нормальная и брод несложный. Так и есть - дорога гравийная, местами ямы, но с твердым дном. Долетаем до Тылая как на крыльях. Поселок Усть-Тылай брошен недавно, еще сохранились дома и сараи. Много ответвлений, но едем по навигатору и выезжаем к броду. Здесь еще сохранился мост, но ехать по нему не рискнули – съезды уж очень неприятны. Судя по берегам, река здесь поднимается свыше метра. Нам опять повезло: большая часть русла пересохла, осталась лишь протока с сильным течением. Проверив дно, проходим брод. В душе легкое разочарование – не слишком ли просто нам дался маршрут? Ведь мы полагали, что он уже пройден, до цивилизации несколько десятков километров…

Уже к 1640 г. Бабиновский тракт помог раздвинуть границы государства до берегов Тихого океана. В 1647 г. был основан Охотский острог, в 1648 г. русские люди вышли из Ледовитого океана в Тихий, а в 1716 г. освоили морской путь на Камчатку. Современные историки единогласны в том, что, не будь Бабиновского тракта, не было бы Русской Аляски. Эта дорога была первой Транссибирской магистралью, сравнимой по значимости с Великим шелковым путем.

В разное время по Бабиновской дороге проследовали известные в русской истории люди: мятежный протопоп Аввакум, князь Меншиков, предок Александра Пушкина Ганнибал, члены экспедиции Витуса Беринга и многие другие. Даже Даниель Дефо во второй своей книге отправил Робинзона Крузо именно в эти места.

В 1699 г. Петром Первым был издан указ о «Заведении вновь верхотурских железных заводов». Так было положено начало горнозаводской промышленности Урала. Открывались золотые и платиновые прииски, которые работали до 1980-х гг. В 1735 г. был открыт новый почтовый тракт через Кунгур, Екатеринбург, Тюмень. Бабиновский тракт отработал все до последней копейки из денег, выданных на его строительство, и принес баснословную прибыль царской казне. Он оставался стратегическим объектом почти 200 лет.

Решили доехать до Серова и там заночевать. Но стоило нам отъехать от речки, как пошел дождь. Полдня маячившая грозовая туча нас нагнала. Через несколько километров упираемся в развилку, одна дорога идет прямо, вторая налево, в гору. Навигатор указывает на вторую, хотя первая более накатанная. Слушаемся, ведь он нас ни разу не подвел. По мере подъема понимаем, что здесь уже давно не ходит транспорт, но едем все дальше и дальше. Дождь не прекращается, слышны раскаты грома, в зеркало вижу вспышки молний над горами. Постепенно колеи наполняются водой, пока это просто ручейки. Местами лужи глубокие, благо дно твердое.

Роман удивляется, как лихо я проскакиваю лужи, и опасается, ведь, попади переднее колесо на мягкую гальку, я лягу на бок. А я еду змейкой, преодолевая лужи то справа, то слева. После стольких километров по бездорожью мотоцикл становится продолжением тебя.

Ручейки по колеям становятся все более существенными и приводят нас к стихийной речке. Вода с горы сильным потоком идет на дорогу, течет вдоль нее и уходит вниз по склону. Дно – россыпь камней размером с голову и больше. Преодолевали медленно, на сцеплении. Один ехал, а другой страховал сбоку. И так километров 10. И тут понимаешь, что если на подъеме дорога стала в 10 раз сложнее, что же тогда делается там, где мы недавно прошли? Лужи глубиной в колесо превратились в котлованы по бак, твердая глина – в кашу, а броды стали красно-коричневыми кипящими потоками, смывающими все на своем пути, Тыпыл и Тылай за час поднялись на метр… Виват, спешка! Да здравствует удача!

Нас ждали великолепные виды: местами скалы выпирали прямо на дорогу, кое-где попадались масштабные россыпи камней, называемые здесь каменными речками. И все это прямо вдоль дороги. И вот мы на вершине перевала, рядом указатель «Европа – Азия».

После указателя дорога резко уходит вниз. Мы ждали этого с опасением, ведь при подъеме вверх ручьи становились все меньше, а на спуске все шансы наткнуться на реку или озеро, преграждающие путь. Остановились на ночевку, не доезжая Кытлыма. Голодные как волки, кидаем в котелок сразу пачку макарон и две банки тушенки. Вымокли, а сохнуть не получается – дождь. Поели – и жизнь стала приятнее! Поздно вечером дождь наконец прекратился, и мы развесили одежду. Дрова мокрые, горят плохо, дыму столько, что ходим как ежики в тумане. То, что полегче, подсохло, а что потолще, только прокоптилось. Боты мои так и не высохли. Стоило лечь в палатку – тут же уснули. Сказался день в седле – ничего не жмет, и медведь не медведь, и дождь как колыбельная. Наутро сразу оживили костер, согрелись, попили «чаю» и снова в путь.

Минуем последний брод, которого не ждали, и вот мы уже в обитаемой местности. По крайней улице поселка выезжаем на широченную грунтовку до Карпинска. Дорога оживленная – ходят тяжеловозы и легковые, автобусы и вахтовки. Приятно снова увидеть людей.

Бабиновский тракт заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и Дальнего Востока. Эта дорога как мост соединила азиатскую и европейскую части, сделала из удельного княжества Империю и великую державу. По мнению ученых, Бабиновская дорога не утратила своего значения и есть исторический и экономический резон восстановить ее и заново открыть «Соликамские ворота в Сибирь».

Наверное, о смысле жизни можно спорить вечно, но как здорово, когда после человека остается новая дорога в искусстве, спорте, истории…

Маршрут пройден! В душе одновременно радость и грусть от того, что все закончилось. Бабиновский тракт оказался чуть проще того, что мы ожидали, но опоздай мы на час или два, могли застрять на неделю или больше. Спешка оправданна! К тому же это был мой первый выезд за пределы области на мотоцикле, да еще и с преодолением Уральского хребта. Мечта сбылась!

Дорога скорби,

Земных утрат –

Уралом горбясь,

Сибирский тракт.

В. Радкевич
















Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Урал Kawasaki


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free