Бывший гонщик, действующий гонщик и банкир-энтузиаст – три родителя марки Zaeta. А если учесть, что один из основателей носит фамилию Росси (да-да, он отец того самого Росси!), то получился превосходный тренировочный мотоцикл для сына.
Город Тревизо расположен к северу от Венеции – в самом сердце итальянской индустрии моды (именно здесь находится штаб-квартира корпорации Benetton). Это богатый город и, пожалуй, самый англофильский во всей стране: местная команда регбистов царит в национальном чемпионате, а скачки на ипподроме Sant’Artemio вызывают такой же ажиотаж, как в Эпсоме или Ньюмаркете.
Но порой на этом овале четырехногие лошадки уступают место двухколесным, и на смену английским нравам приходят «штатовские» – поскольку трековые гонки в Тревизо проходят не по европейским, а по американским правилам (то, что называется dirt track или flat track). Местный уроженец Марко Белли – настоящая звезда этих состязаний: он дважды выигрывал чемпионат Европы, четырежды – чемпионат Великобритании и в 2006 году даже провел полный сезон в США, где выиграл четыре гонки и занял второе место в серии AMA Winter National Dirt Track. Трижды Белли принимал участие в горной гонке Pikes Peak – в 2011 году он за рулем одноцилиндровой Zaeta 530DT занял седьмое место в общем зачете и третье в классе 750 см³ — при этом опередив две из трех заводских Ducati Multistrada…
Спонсор Белли и его партнер в компании Zaeta Motorcycles – миланский банкир Паоло Киая. Собственно, история марки началась пять лет назад, когда эта пара встретилась с еще одним энтузиастом дирт-трека – бывшим мотогонщиком Грациано Росси (отцом Валентино). И возникла идея: почему бы не спроектировать трековый мотоцикл, а на его основе – бескомпромиссный стрит-род, так сказать, средство личного транспорта в абсолюте? А при этом еще и отличный тренажер для Росси-младшего – он гоняет на нем в межсезонье, чтобы не слишком расслабляться.
Ну что же, пора и мне погонять: горные дороги Северной Италии и тестовый байк Zaeta к моим услугам! 48 л.с. на 112 кг массы (без бензина – впрочем, крохотный 7-литровый бачок, которого хватает всего на 130 км, много не весит) – такое соотношение обещает многое. Нажимаю на кнопку стартера, – и двигатель рапортует о готовности к подвигам басовым бу-бу из расположенного у правой ноги глушителя (в трековых гонках все повороты – левые!).
Седло расположено высоко – 800 мм, – но устраиваешься на нем на удивление удобно для такого минималистского мотоцикла (здесь даже приборов всего два: спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости). Натуральную посадку формируют прямой трековый руль и низко расположенные (но при этом не цепляющие за асфальт) подножки. Поскольку прошло слишком много времени с тех пор, как я пытался освоить искусство трековых гонок, то не буду соперничать с Марко Белли, а отправлюсь штурмовать повороты городских улиц. Вот здесь-то мотоцикл действительно в своей стихии: прямо-таки скутер. Правда, приходится самому переключать передачи, так зато и динамика куда лучше! Коротенький рычаг отщелкивает передачи быстро и четко, и при переключениях вверх можно не выжимать сцепление. Вот нейтраль отловить – та еще задачка: остановившись, найти ее и не мечтайте, да и в движении не легче. Сцепление работает в режиме «вкл.-выкл.», так что поначалу, когда мотор еще не прогрелся, тронуться с места удается не сразу. Но потом привыкаешь.
Маленькая масса, компактные размеры (база – 1380 мм), широкий руль – все это способствует великолепной управляемости. Вскоре вы усвоите то, что американцы зовут «английской манерой» (почему?): наклоняться вперед на входе в поворот, нагружая переднее колесо, и откидывать корпус назад на выходе, загружая заднее для лучшего сцепления. А как приятно ездить на этом аппарате по сельским дорожкам холмистой Северной Италии, под слегка ленивый бит одноцилиндрового мотора! Но крутаните ручку газа порезче – и получите впечатляющее ускорение, вместе с дозой здоровых вибраций (балансирного вала нет!). Впрочем, тряска – в приемлемых пределах: на седле она не ощущается, на руле – слегка. Вот на подножках ее хорошо чувствуешь: возможно, не помешали бы резиновые накладки. Но тогда подножки не выглядели бы так круто!
На первом прототипе Zaeta, построенном в 2009 году, стоял двигатель Yamaha YZ450F; благодаря 480-кубовому киту от Rinaldi он выдавал 70 л.с. на заднем колесе! «Но, во-первых, нам не нужно было столько мощности, во-вторых, мы хотели создать чисто итальянский мотоцикл, — рассказывает Киая. – Поэтому мы стали искать итальянский двигатель и нашли его у компании ТМ. К тому же у этой фирмы есть одно важное преимущество перед Yamaha: вы в любой момент можете связаться с братьями Серафини, ее владельцами, или Эдмундо Росси (однофамилец!), конструктором мотора. А при необходимости – и подъехать: между штаб-квартирами Zaeta и ТМ всего 10 минут езды… В дорожной версии этот двигатель развивает 48 л.с., а в гоночной, без катализатора и со свободным выпуском – 61 л.с.».
А вот рама мотоцикла – дуплексная конструкция из хром-молибденовой стали – американского производства. Ее сделала компания из Мэриленда J&M Frames, продукция которой вовсю используется в американских трековых гонках. Этот проект – едва ли не первая их рама для дорожного мотоцикла, но трековые корни чувствуются в том, что Zaeta не проявляет ни малейшей нервозности, если поехать «на все деньги». Полному контролю над машиной способствуют и подвески: передняя вилка Paioli и задний моноамортизатор Ohlins. Видимо, покрытия городских улиц недалеко ушли от дирт-треков, поэтому из гоночного аппарата получился такой хороший уличный боец. Вот на автостраде мотоциклу делать нечего: на скорости свыше 120 км/ч и вибрация достает, и сдувает. Тормоза великолепны, с отменной обратной связью – еще один элемент в картине полного контроля над машиной.
Zaeta недешева: 13 650 евро, и поставки придется ждать десять недель. Но в эту сумму входит один урок на треке от европейского чемпиона Марко Белли, а возможности выбора элементов шасси, седел и окраски довольно широки. «Мы хотели бы найти покупателей и за пределами Италии, — рассказывает Паоло Киая, — но при этом не собираемся расширять производство. Возможно, с точки зрения бизнеса это и глупо, но мы позиционируем свой продукт как эксклюзивный и высочайшего качества. Мы разработали версию Evo с алюминиевой рамой: Белли опробует ее в этом гоночном сезоне, и если даст добро, то мы предложим ее в качестве опции. Эстетически она совершенно другая, но геометрия такая же, как и у стальной. Меня часто спрашивают: не хотим ли мы выпустить двухцилиндровую версию? Ведь, например, у компании CR&S ее двухцилиндровый DUU продается куда лучше, чем одноцилиндровый VUN. Но давайте сравним двухцилиндровые стритфайтеры и Zaeta: они мощнее на 30-40 л.с., но при этом на 80 кг тяжелее и по крайней мере на 10 см длиннее… Не вижу смысла! Я думаю, что Zaeta – прекрасная альтернатива для тех, кто хочет получать от мотоцикла удовольствие и при этом выделяться из общей толпы. И при этом выглядеть так круто!..»
И напоследок: что же это за слово такое – Zaeta? «Zaete – вкусные бисквитики, которые пекут в Венеции и которые напоминают мне о моей бывшей подруге, — с улыбкой рассказывает Киая. – После занятий любовью она угощала меня таким бисквитом для поддержания сил – или двумя-тремя, если я того заслуживал. Мы остались хорошими друзьями, хотя давно уже не вместе и бисквитами она меня уже не угощает. Но я их не забыл и решил сделать механическую Zaeta – как символ чистого удовольствия.»
Двигатель ТМ Supermoto выдает 48 л.с. – на заднем колесе! В трековой версии он форсирован до 61 л.с.
Лепестковый тормозной диск Braking и четырехпоршневая скоба Brembo полностью адекватны массе и динамике мотоцикла.
Треугольный маятник соединен с полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins без промежуточных рычагов.
Спидометр и указатель температуры охлаждающей жидкости – вот и весь инструментарий.
Zaeta 530DT – трековый мотоцикл, приспособленный для езды по дорогам общего пользования. И превосходно приспособленный!
Паоло Киая – один из трех партнеров в проекте Zaeta. И немаловажный: он дает деньги!
Марко Белли – двукратный чемпион Европы по дирт-треку.
Вот так ездят в дирт-треке!
Посмотреть, как Валентино Росси зажигает на Zaeta, можно на его сайте (раздел video/Belroni traversing camp) или на YouTube:
ИТОГ.Zaeta 530DT – 112 кг драйва. Великолепный уличный боец, в городе обставит и скутер, и любой спортбайк. Хорош он также на извилистых провинциальных дорожках, а вот дальнобой по автостраде – явно не его стихия.
Zaeta 530DT (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модельный год
2012
Снаряженная масса, кг
112 (без топлива)
База, мм
1380
Высота по седлу, мм
800
Объем бензобака, л
7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип
1-цил., 4Т
ГРМ
DOHC, 4 клапана на цилиндр
Рабочий объем, см³
528
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
98х70
Степень сжатия
10,5:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин
48/8800 (на заднем колесе)
Система питания
карбюратор Keihin FCRD
Система охлаждения
жидкостная
Система запуска
электростартер
ТРАНСМИССИЯ
Сцепление
многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач
5-ступенчатая
Главная передача
цепь
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама
трубчатая, дуплексная, стальная
Передняя подвеска
телескопическая вилка Paioli, полностью регулируемая
Диаметр труб, мм
43
Задняя подвеска
маятниковая, с полностью регулируемым моноамортизатором Ohlins