|
Наш кастом-критик неоднократно утверждал, что клеветнические выражения вроде «Это ж сколько надо выкурить, чтобы такое построить?» в отношении кастомайзеров не имеют под собой никаких оснований. Мол, у них и своей дури в голове хватает – ещё и отсыпать могут. И вот, якобы для того, чтоб убедиться в верности этой сентенции и оценить уровень «своей кастомайзерской дури», наш неутомимый исследователь отправился на кастом-шоу в Голландию. Дескать, где, если не там?
Многовековая угроза затопления воспитала у жителей славного Королевства Нидерландов довольно раздолбайское отношение ко многим вещам: здоровью, морали… Их можно понять – вся жизнь на нервах: затопит аль не затопит? А отсюда – всякое-разное курение, торговля телом с витрин и прочие богомерзкие непотребства. Не от хорошей жизни, как говорится. На этом я закончу вводную часть, посвящённую психологическому портрету аборигенов, и перейду собственно к цели моего приезда.
Кастом-шоу в Росмалене – одно из старейших мероприятий, входящих в «филиальную систему» чемпионата мира по кастомайзингу. Оно проходит традиционно в начале ноября вот уже 18 лет кряду. Изначально выставка называлась MotorSale (местные по привычке продолжают ее назвать так до сих пор), но после того, как организацией сего действа занялся голландский кастом-журнал Bigtwin, сменила вывеску на Bigtwin Bikeshow.
На этот раз в конкурсной программе заявлено сто мотоциклов из разных стран Европы (включая «частично европейскую» Россию, и уж совсем не европейские Объединённые Арабские Эмираты). Так оно и вышло – по разным причинам не явилась лишь пара участников.
Важные изменения произошли в структуре конкурса. Если раньше участник заявлял свой мотоцикл в конкретном классе, внутри которого жюри выделяло трёх призёров, то теперь из «общего поголовья» избирается по одному «бесту» в каждой из следующих номинаций: Best Bobber, Best Chopper, Best Freestyle, Best Custom, Best Innovative, Best Classic, Best Odd Bike (odd здесь в значении «странный») и Best Paintjob (по ходу действия неожиданно возникла еще одна номинация, названная в спешке «Лучший японский кастом» - имелся в виду кастом с японским мотором. Вероятно, организаторы просто не могли обделить призом нужного человека. Ничего, бывает, - знаю не понаслышке.) Ну и, разумеется, Гран-при – титул Best of Show, обладатель которого делегируется в Стерджис на чемпионат мира.
Обе системы – и старая, и новая – имеют свои плюсы и минусы. Причем минусы обычно острее ощущаются теми, кто остался без призов. Такова селяви.
Заветный титул Best of Show в Росмалене завоевал Wilson II бельгийца Криса Виллемса. Мотор – 1,6-литровый S&S. Коробка передач – пятиступенчатая Baker. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются и «ямаховские» следы – например, передняя вилка от TDM и тормоза от R1. Зато рама-софтейл, причудливая выпускная система, топливный бак с нишами под головки цилиндров, колёса, руль и множество других деталей – натуральный авторский «хэнд-мейд». Кстати, о баке. Меня, если честно, слегка удивило количество восторженных «ахов-охов» по поводу «врезанного» в бак мотора. Особого откровения я здесь не усмотрел – такой приём в кастомайзинге уже использовался, и не единожды. Взять, к примеру, недавний Overmile куда более известного бельгийца – Фреда Круггера («Мото», №11-2009). Или это теперь «бельгийская фишка»? И еще нюанс: есть мнение, что такие эксперименты с подогревом паров бензина в баке могут привести к неприятным последствиям. К каким? А поставьте-ка канистру с горючим на раскалённую плиту…
Судейская бригада состояла в этом году из шести персон: Роба Брэдли и Нила Блейбера из компании AMD, под чьей эгидой проводится официальный чемпионат мира по кастом-байк-билдингу, известного немецкого фотографа и журналиста Хорста Рёслера, именитого бельгийского кастомайзера Фреда «Круггера» Бертрана и двух представителей редакции Bigtwin.
Очередное творение Ларри Хьютона из английской конторы Lamb Precision Engineering. На этот раз под резец мастера попала легендарная шестицилиндровая Honda CBX, экземпляр 1983 года выпуска. Рама и передняя вилка параллелограммного типа выполнены из алюминия. Задний маятник – от Ducati 916. Выпускная система – Lamb, «6-в-6». Колеса – Marchesini. Тормоза – Brembo. За неимением номинации «Лучший стритфайтер» (файтеры в Росмалене гости редкие – Bigtwin Bikeshow как-никак), английская «шестистволка» получила приз Best Freestyle.
Интересный нюанс. Выставка проводилось с пятницы по воскресенье, и победители во всех номинациях определялись в первый же день (о чём вечером в пятницу им сообщалось по телефону). Однако это не касалось Best of Show! «Царь горы» избирался с учётом голосов, поданных кастомайзерами-участниками и представителями «случайно отобранной группы» из числа посетителей, аж до воскресного полудня. Я к чему клоню – кое-кто из потенциальных претендентов на Best of Show при таком раскладе запросто мог пролететь. Скажу больше – этим «кем-то» стал Юрий Шиф.
А вот и уже знакомый читателям (см. «Мото», №1-2010) Gustav Skippone от Yuri Shif Custom – гордость нашего кастомстроя. Я серьёзно. За такой мотоцикл не просто не стыдно – не стыдно совсем! Причём два раза.
Его Gustav Skippone (подробно описанный в «Мото», №1-2010) и Wilson II бельгийца Криса Виллемса изначально имели самые большие шансы на победу. Но – опять проклятая свинья жизни. Из случайно подслушанного разговора (дурацкая привычка, ничего не могу с собой поделать!) двух членов жюри: «Не, господа, однозначно надо бельгийцу давать, у русских свое кастом-шоу в апреле». (За точность слов не ручаюсь, поэтому возможные предъявы отклоняю сразу, но смысл был именно таков.) Ладно, запомним…
В номинации Best Custom победу одержал Osmane немецкой мастерской A.T. American Cycles, с двухлитровым мотором от S&S, ощетинившимся парой карбюраторов Weber и наддувом Eaton. Рама – модифицированная голландская VG. Вилка – от итальянской компании OMP, с небольшими изменениями. Переднее колесо – 18-дюймовое, заднее – 23-дюймовое. Тормоза – PerFormance Machine.
Зато Александру «Фитилю» Фетисову реально подфартило. Несмотря на то, что его Punk Head (крепкий, кстати, олд-скульный аппарат) призами тоже отмечен не был, Фитилю, представьте, удалось-таки подняться на сцену во время церемонии награждения – разыгрываемый между участниками конкурса двухлитровый V-твин RevTech достался именно ему. И такая селяви случается…
Punk Head московской мастерской Fitil DMC. Хороший мотоцикл у Фитиля получился – без особого выпенёжа, но «в стиле», что называется. И название удачное – читается практически как «Панхед». А как раз такой мотор (а точнее – «новодельный» Pandemonium объёмом 1442 см3) здесь и использован.
Награда нашла героя! Этот чоппер с 1,2-литровым мотором Shovelhead от модели Harley-Davidson FL 1969 года построен голландской компанией Ecke в 2006 году, тогда же и начал пиариться. Весной 2007 года, помнится, я созерцал его на чемпионате Европы в Майнце. И вот, наконец, спустя три года после постройки, победа в номинации Best Chopper в Росмалене! Рама-риджид – модифицированная «харлеевская». Вилка-спрингер – калифорнийской компании D&D. Колёса (19-дюймовое переднее и 16-дюймовое заднее) – популярные в Америке в начале 70-х пятиспицевые Invader. Переднего тормоза нет, задний – шведский «спрокет-брейк» ISR с шестипоршневым суппортом. За рулём – один из соавторов проекта, Томми Мойекинт.
Среди призеров, кстати, было немало мотоциклов, победивших на других «филиальных» мероприятиях (и это ставило жюри перед нелёгким выбором: и не отметить нельзя – аппараты-то теперь «в авторитете», и количество призов ограничено – местным талантам, глядишь, не хватит). Так, «Лучшим кастомом» был признан Osmane немецкой компании A.T. American Cycles, который уже отправляется в Стерджис как победитель Arneitz Custom Show, проводимого на австрийском озере Фаакер-Зее. А призом за лучшую «живопись» был награждён великолепный трайк High Roller английской мастерской Destiny Cycles, получивший путёвку на чемпионат мира от французского кастом-шоу Viva La Clusaz!
Призом за лучшую роспись (Best Paintjob) отмечен High Roller – трайк с «хайнековским» силуэтом от британской компании Destiny Cycles. Мотор – модифицированный Sputhe (1639 см3). Рама-риджид с 50-градусным рейком, а также вилка типа «гердер» из нержавейки – собственного производства. Если присмотреться, можно заметить, что топливный бак был когда-то «спортстеровским».
В последнее время к «седалищному вопросу» кастомайзеры относятся крайне трепетно. Каких только остроумных конструкций не встречается! Португалец Джоаким Сильва, например, считает, что каждое полупопие имеет право на пусть небольшое, но персональное сиденьице.
И напоследок ещё одно наблюдение. Мотоциклы сразу же после установки на конкурсной площадке «спутываются» наколёсными замками. Такого я на других кастом-шоу что-то не припомню. Неужто были прецеденты?
Best Odd Bike – «Самый странный байк». Ну, здесь португальцы из Chopper Spirit не оставили шансов никому. Их Death (да-да, просто «Смерть»), построенная на «харлеевских» агрегатах, мало того, что устрашающе возвышалась над всеми другими мотоциклами-конкурсантами, так ещё и занимала аккурат два «машиноместа» в длину. Описывать же словами дизайн сего чуда считаю бесполезной тратой времени. Действительно, очень странный аппарат. Непонятно даже – то ли аплодировать за такой дизайн Рафаэлю Муржалю, то ли предать его аутодафе. А можно пойти на компромисс – предать аутодафе под аплодисменты.
«А вывод? Дайте вывод!» – занервничает пытливый читатель (а хочется верить, что пытливых читателей у нас много – по крайней мере, больше одного). Вывод? Для себя я его сделал. Только старый добрый алкоголь! «Олд-скул», так сказать…
Приторно-гламурный аппарат голландца Рене Нейдама удостоен приза Best Innovative. Консоль спереди, консоль сзади – пардон, когда это считалось инновацией? Десять лет назад?
|
|