На треке Aragon Motor Land близ испанского городка Альканьиз прошли шестые по счету соревнования FIM Supermoto of Nations. В этом году зарегистрировалось максимальное количество стран за всю историю проведения чемпионата. В числе подавших заявки была и Россия. Это знаменательная веха в истории отечественного мотоспорта, так как ранее наши гонщики не принимали участия в международных соревнованиях по супермото. Мне выпала честь попасть в паддок и взглянуть на гонку не через экран компьютера, а изнутри.
От России на соревнования поехали Максим Аверкин, Александр Латышев, Александр Иванютин и Артем Тесленко в качестве запасного пилота. Все трое участников основного состава имеют за плечами большой опыт выступлений в мотокроссе, а Максим Аверкин, кроме кросса, имеет титулы в европейских соревнованиях по ШКМГ.
Российские спортсмены выступали на мотоциклах Honda 450SM, предоставленных итальянской компанией Asso Motor (HM Honda Racing). Основным спонсором сборной нашей страны стала компания «Эста».
Покатавшись по трассе в режиме свободной тренировки, гонщики вернулись в паддок, чтобы высказать механикам свои пожелания по настройке мотоциклов. Опытные итальянцы, обеспечивающие техподдержку лидеру мирового первенства Ивану Лазарини, быстро поняли, чего хотят от своих боевых машин россияне и принялись за дело.
Мне удалось пообщаться с менеджером команды механиков Пауло и выяснить кое-какие подробности. Мотоциклы, подготовленные по уровню чемпионата мира, очень сильно отличаются от серийно продаваемых мотардов, а уж тем более от кроссовых прототипов. В мотоцикле переделано и доработано практически все. Двигатель имеет другую систему впрыска, другой коленвал и распредвалы, изготовленные по заданным характеристикам фирмой Hot Cams. Хондовская вилка передней подвески заменена на изделие фирмы Marzocchi и создана специально для супермото. Задний амортизатор Ohlins — со специальными деталями прогрессии. Кованные колеса фирмы Marchesini снабжены мощнейшими тормозными системами. Система переключения передач Quick Shift. Вот далеко не полный список апгрейдов, необходимых для того, чтобы ваш мотоцикл был конкурентен на мировом уровне. Но кроме установки всего этого на мотоцикл, требуются долгие часы тестовых заездов, чтобы настроить компоненты и заставить их служить единой цели. А цель, как мы знаем, на треке одна — минимальное время круга.
В первый день гоночного уикенда пилотам предстояла квалификационная сессия, по итогам которой из 25 заявившихся команд отбиралось 15 для участия в основных финальных заездах. Среди команд, не прошедших в финал, проводился дополнительный заезд, лидер которого становился 16 участником.
Испанская жара многократно усиливалась накалом борьбы за участие в финале. Каждая команда понимала что проехать огромное расстояние до трека и не попасть в финал — это фиаско. От этого заезды становились потрясающими по красоте и напряжению. Битва за первые позиции развернулась между сборными командами Франции, Чехии, Финляндии и Великобритании. Если вы были зрителем на подмосковных трассах чемпионата России по супермото, то вы представляете как быстро едет Максим Аверкин. А тут его обгоняли на целый круг! Лидеры просто летели по трассе. Их мотоциклы постоянно находились в скольжении, либо взмывали в воздух на трамплинах. Учитывая то, что наши ребята ехали на незнакомых мотоциклах по новой трассе, результаты квалификации можно считать большой удачей. По сумме очков, набранных во время трех квалификационных сессий, российская команда прошла в финал, расположившись на пятнадцатом месте. Лучший результат показал Александр Иванютин, занявший 11 место, Аверкин и Латышев 18 и 16.
В разговоре, ребята признались, что Аверкину никак не удается найти ключик к быстрому прохождению грунтового участка, что сводит на нет его успехи на асфальте. Иванютин же напротив, прекрасно едет грунт, но не добирает скорости на твердом покрытии. У Латышева не наладилась дружба с мотоциклом. Все эти мелочи, накладываясь, мешали гонщикам занять более высокие позиции. Предварительными лидерами соревнований стали сборные команды Франции, Финляндии и Чехословакии.
Трек Motor Land состоит из асфальтовой секции, участка офф-роад, а так же нового по своей идее сектора, в котором кроссовые трамплины закатаны в асфальт. Такая конфигурация трассы предоставляет преимущество спортсменам, имеющим титулы в мотокроссе. Этой особенностью воспользовался наш Александр Иванютин и, шокировав всех, показал быстрейшее в чемпионате время прохождения офф-роад секции!
Воскресное утро ознаменовалось заездами «финала-Б», в котором был выявлен последний участник основных гонок. Этой шестнадцатой командой стала юниорская сборная Великобритании.
Решающий этап чемпионата состоял из трех заездов. В каждом должны были проявить себя два участника от сборной. Высекая искры подножками, достающими до асфальта в поворотах, гонщики начали битву за главные призы. Первый финальный заезд выигрывает фантастически быстрый финн Мауно Хермунен двадцати трех лет от роду. Ему не смог противостоять даже чемпион мира Томас Шарьер. Финишную линию во втором заезде первым пересек французский гонщик Сильвиан Бидарт. Нашим ребятам было нелегко выдержать темп, заданный чемпионами мира и Европы. Но несмотря на все трудности, Иванютин показывает просто блестящий результат во втором заезде и, обойдя легендарного французского гонщика Бориса Шамбона, финиширует шестым. В третьем заезде быстрый финн снова приходит к финишу первым, но так как это командная гонка, по сумме очков Финляндия заняла лишь третье место. Россияне боролись в этот раз не только с соперниками на трассе. Им нужно было выдержать еще и психологический прессинг со стороны легендарных чемпионов. Сложности вызывали и обязательные в гонке покрышки GoldenTyre, сцепление которых сильно отличается от привычных нашим пилотам сликов. Но ребята достойно выдержали все испытания и добрались до финиша. Аверкин и Латышев ехали не так быстро, как Иванютин, но весьма стабильно. В итоге усилия Российских гонщиков приносят нашей сборной десятое место в абсолюте.
Золотые медали в этом году увезла с собой сборная Франции, серебро досталось англичанам, а бронзовые медали зрители увидели на груди гонщиков сборной Финляндии. Пусть позиция, на которой приземлилась наша команда пока не так высока, но Россия смогла заявить о себе и положить начало международным выступлениям нашей команды. Пожелаем ребятам успешных гонок в следующем сезоне.