|
Кроссовер/2013 г./223 кг/794 см³/160+ л.с./573 600 руб. В чем главная проблема горного снегохода? В том же самом, в чем его главное достоинство — он отлично приспособлен для езды по горам и настолько же неудобен в езде по равнинам и особенно укатанным трассам. Что же делать тем, кто в основном гоняет по «плоскости», но не прочь и склоны попилить? Ответ придумали парни из Arctic Cat. Вообще, говорить о различиях современных снегоходов довольно сложно. Особенно не очень подготовленному человеку вообще порой кажется, что на снегоходах только наклейки разные, а все остальное одинаковое. Даже если пробежаться по развернутым таблицам ТТХ, на первый взгляд найти различия сложно. «Генеалогическое древо» каждой марки настолько широко и разветвлено, что разобраться во всех тонкостях «братьев и сестер» бывает под силу очень узкому кругу лиц, уперто фанатеющих маркой. Ведь разница, зачастую, кроется в абсолютно незаметных на первый взгляд нюансах, которые и разглядеть-то можно, только если запастись лупой, сводными таблицами ТТХ и изрядным количеством кофе. Однако все эти «мелочи» оказывают настолько огромное влияние на характер и поведение сноумобиля, что, попробовав одно и другое «на вкус», понимаешь всю важность их значения. На первый взгляд, Аrctic Cat XF 8000 High Country SnoPro — чистокровный горник. Гусеница, шириной 38,1 см с «зубами» 5,7 сантиметра, горные лыжи с глубокими килями, одноместное завышенное сиденье, чтобы было удобнее прыгать с подножки на подножку, регулируемый по высоте вертикально установленный руль с горной стропой, почти горизонтально расположенная приборка, чтобы удобнее было читать показания из положения «стоя», подножки, подвеска.... В общем, почти все элементы вполне горные. Даже двигатель, и тот самый что ни на есть традиционный для горника — 800-кубовая двухтактная рядная «двойка» с жидкостным охлаждением, мощностью за 160 сил. Вопрос только один. Если это горный снегоход, тогда как позиционировать серию «М» в линейке «котов»? Совсем-совсем горная? В общем, на первый, второй и даже третий взгляд — каша. Собственно говоря, во время теста в Хибинах разницу между «хайкантри» и «эмкой» я смог почувствовать только после того, как плотно покатался на одном и другом. И вот здесь как раз и вскрылась та самая разница «в деталях», которую так сложно было понять, глядя в цифры характеристик. Попробуем сначала выудить те самые технические нюансы, чтобы было понятно, о чем вообще речь. Наш подопытный, несмотря на всю свою горную склонность, все же является кроссовером. Длина гусеницы модели Power Claw (той же модели, что и на горниках фирмы) составляет 140 дюймов, или 358,1 см, а это заметно меньше стандартной горной «гуси» — 154-164 дюйма. Несмотря на то, что модель и «рисунок» гусянки такой же, высота снегозацепов тут ниже, чем на горнике — 5,7 см против 6,6. То есть общая зубастость гусеницы — пониженная. Едем дальше. Передняя подвеска, хоть и такая же по конструкции — Arctic Race, но параметры ее заметно отличаются. Лыжи (тоже аналогичные тем, что стоят на М-серии), установлены шире: 106,7-109,2 мм против 965-990 мм у горника. Еще одно немаловажное различие — у «чистокровного» горника нет стабилизатора поперечной устойчивости, а у нашего испытуемого он есть. А вот ход передней подвески у кроссовера больше: 25,4 см против 22,9 см у «М-ки». С задней подвеской все наоборот: 36,8 см «хайкантри» против 39,4 горника. Производитель указывает и разницу в конструкциях задней подвески. High Country оборудован подвеской FasTrack c трехточечной осевой системой и амортизаторами FOX Float 2 (сзади) и Arctic Cat IFP (спереди), а на горнике установлена подвеска «М» с... не поверите: трехточечной осевой системой и амортизаторами FOX Float 2 (сзади) и Arctic Cat IFP (спереди). Возможно, я распишусь в своей профнепригодности, но различий в конструкции одной и другой подвесок, кроме длины рамы и рычагов я не углядел. Столь пристальное внимание к этому узлу вызвано, в основном, тем, что, к примеру, у Ski-Doo подвески горника Summit и кроссовера Renegade различаются кардинально. Тем не менее, даже учитывая этот нюанс, очевидно, что разница между машинами есть. Покатушки в горах доказали, для чего нужны все эти «мелочи». Если прострелы по пухляку особой разницы не демонстрируют, то езда по укатанной и порядком разбитой трассе на «хайкантри» переносится гораздо спокойнее. Во-первых, более широкая расстановка лыж и исправно работающий стабилизатор поперечной устойчивости делают снегоход более стабильным, когда под лыжами проскакивают то ухабы, то ямы. Снежик продолжает мерно двигаться по заданной траектории, не выказывая особой склонности к боковым раскачкам. Его не приходится то и дело отлавливать из очередного крена и возвращать в вертикаль, как это происходит с горниками. На руку и более длинноходная передняя подвеска — «волны» и ухабы разбитой и раскатанной вусмерть снегоходной тропы она переваривает заметно спокойнее иных. Собственно, в том и есть предназначение кроссовера — способность двигаться по любой поверхности. На руку здесь и не очень высокий профиль «зубов» гусеницы. Горник на утоптанном снеге стоит как на пуантах — касаясь поверхности только кончиками снегозацепов, которые, к тому же, сгибаются под тяжестью сноумобиля и седока. Отсюда и практически полная неспособность уверенного передвижения по такому типу покрытия. Пятно контакта гусеницы со снегом сходит практически «на нет», ведь основная площадь «гуси» висит в воздухе. Чуть газанул — гусеница срывается в букс, и снегоход идет юзом. С торможением на утоптанном снегу вообще швах — как мячик на льду. Более низкий профиль снегозацепов High Country хоть и не снимает проблему полностью, но делает ее не столь остро стоящей. Более низкий зуб меньше сгибается, снегоход меньше «плывет» и больше «едет». Да и более короткая гусеница делает процесс управления проще и приятнее. Особо стоит отметить удобную регулировку руля по высоте. Диапазон, в котором можно изменять высоту руля очень большой — 10 см. Сел — опустил. Встал на подножки — поднял на максимум. И сидя ехать можно, не задирая руки выше ушей, и стоя не приходится сутулиться. Механизм фиксации прост — стоит приподнять стопорное кольцо двумя пальцами, и руль свободен. Отпускаешь — он фиксируется в выбранном положении. Словом, снегоход прекрасно чувствует себя в любой ситуации, будь то пухляк, «утоптанная» и изрытая «волнами» снегоходная тропа или лед водоема, покрытый тонким но твердым настом. Но стоит добраться до нетронутого склона какой-нибудь горки, задрать руль в максимально высокое положение и встать «неправильной» ногой на подножку, как равнинный кроссовер преображается. Он практически без усилий валится на бок, выставляется на одну лыжу, удерживается в балансе легко и непринужденно. Даже не смотря на короткую, по меркам горных машин, гусеницу и невысокие «зубы», он с аппетитом переваривает пухляк на склоне, охотно валит траверсом по 45-градусному уклону и азартно выпуливает на хребет, если ломануться на склон «в лоб». В общем, и здесь он чувствует себя абсолютно в своей тарелке. Горник и есть. Разницу между «М8000» и «High Country 8000» лучше всего понимаешь именно тут — на склоне. Стоит пересесть с послушного, проходимого, мощного XF на «эмку», как понимаешь, что второй по склону идет «еще более лучше». Валится на бок проще и охотнее, загребает снег гусеницей с гораздо большим аппетитом, меньше проваливается и стабильнее ведет себя на траверсе. И вроде бы уже совсем не хочется обратно в седло XF, но вот покатушки заканчиваются, и пора ехать на базу... И именно в этот момент нежелание слезать с «М 8000» сменяется очень отчетливой потребностью ссадить с High Country «коллегу по цеху» и проделать обратный путь именно на нем. В сухом остатке имеем довольно простой вывод: количество моделей снегоходов в линейке любого производителя, и Arctic Cat, в частности, стремится к бесконечности. Разница в настройках, деталях, миллиметрах и граммах — минимальна, но каждая конкретная модель имеет четкую сферу применения. Иногда машины более универсальны, иногда менее. Этот огромный арсенал моделей приводит в экстаз тех, кто действительно разбирается в снегоходной технике и понимает, что именно ему нужно, но способен привести в полное замешательство тех, кто со снегоходами знаком поверхностно. И если, к примеру, выбрать тип мотоцикла более-менее точно сможет любой, кто провел пару дней, читая интернет, то здесь гугл, скорее всего, не поможет. В этой статье мы пристально рассмотрели только одну модель, более-менее подробно сравнивая ее со второй. Но в линейке XF у «котов» есть еще и XF Cross Country SnoPro, и XF «без названия» 8000 SnoPro, и XF СrossTour... А у каждой из моделей есть разные варианты двигателей и навернутости подвесок. Мотоциклисты плачут горючими слезами, видя такое многообразие! Разве можно себе представить, чтобы Honda представляла на рынке 15 видов CBR-ов? Касательно же «хайкантри» — то этот аппарат интересен именно своими горными способностями без особых потерь в равнинных возможностях. Если предполагается, что соотношение езды в горах/на равнине примерно одинаково, то имеет смысл обратить внимание именно на эту модель. На склонах High Country будет держаться практически наравне с «саммитами» и RMK, а на равнине на нем будет так же комфортно и зажигательно, как на чистокровных кроссоверах. Благодарим компанию «Sumeko» за организацию теста.
|