|
СМЫСЛ ЧАЯ
фото автора
Испепеляющее солнце, раскаленный песок, неутихающий ветер, затопленные дороги, технические неполадки и постоянное напряжение - все это уже пережито. Позади солончаки, такыры, бескрайние степные просторы Приаралья и безводье Кызылкума. Мы сделали это: пройдена первая пустыня из программы-максимум, да вдобавок проложен маршрут по дну Аральского моря.
Мы - это команда: Сергей Синельник - руководитель проекта, водитель (Россия); Александр Синельник - художник, водитель (Россия); Александр Кислов - журналист, фотограф, оператор (Казахстан); Алексей Савинов - инженер-механик, водитель (Казахстан); Виталий Мельничук - художник, путешественник (Россия).
Все было "брутально", как выразился самый старший по возрасту "бродяга" Виталий. А сколько выпито пустынной соленой воды!.. С нее-то, окоянной, все и началось.
Высохшее дно некогда Аральского моря. 44 градуса 03 минуты северной широты, 58 градусов 29 минут восточной долготы. В этой географической точке крякнула левая полуось на головном вездеходе. Леша, механик экспедиции, перед выездом забивший запчастями два ящика и ожидавший чего угодно, только не этого, лишь развел руками: сия деталь в его обширном ремкомплекте отсутствовала. "Она сломаться не может!", - так утверждали технические гении завода-изготовителя.
Когда ситуация кажется безвыходной, нужно... попить чайку. Благо, воды по обе стороны заброшенной грейдерной дороги, по которой мы пытались пробиться в сторону Муйнака, с каждым часом становилось все больше. Наутро "хайвей" вообще могло затопить. Зря, что ли, все это случилось на дне Арала, некогда моря! Вода отсюда отступила всего-то полсотни лет назад...
Я же говорил, нужно попить чайку! Поразмыслили - и техническое решение "родил" Алексей Савинов, недаром он не раз и не два разбирал-собирал мотовездеходы "до винтика". Предложил: если принудительно заблокировать дифференциал, можно заставить крутиться одно колесо. Это - правое. А левое?.. А левое - оно и есть левое... За несколько часов ремонта еще не полностью обкатанный - новье! - квадр превратился в триадр, беспомощный и неповоротливый. Загребая грязь единственным ведущим колесом, аппарат требовал: "Ну, подтолкните же меня!" Скорость передвижения упала до пешеходной.
С резвостью черепахи мы продвигались на восток - вариант повернуть обратно для нас не существовал: ослабевшие машинки не выдержали бы подъем на оставшийся за спиной 200-метровый обрыв. Движение к морю - тоже пустая трата времени и бензина: грязевые озера и солончаки простирались в обе стороны. И никаких признаков, что здесь кто-то когда-то проезжал! Сориентироваться, куда податься, еще не могли: на имевшихся у нас картах, составленных в 90-х годах, здесь еще море, а мы, если ориентироваться по ним, на глубине 10 метров. Умный спутниковый навигатор четко отслеживал линию нашего передвижения в пучине.
Самое ужасное поджидало через несколько километров: размокшую насыпь буквально на наших глазах смыло, и мы оказались заблокированными на берегу зарождающейся реки.
Газовая горелка весело зашипела - время попить чайку, поразмыслить
Факты таковы. Один из вездеходов практически неуправляем. У второго поломана ведущая цепная передача. Бензина хватит на 150 км. (Последняя заправка состоялась на плато Устюрт, где в придорожной чайхане мы залили все имеющиеся емкости плохеньким, но от того не менее дефицитным топливом. Узбекистан! Что впереди? Это неведомо... Решили разведать вариант маршрута. Сбросив ботинки, а заодно и брюки, Сергей и два Александра, захватив рюкзачок с харчами, ушли искать броды. Разливы - до горизонта: царство воды! И два трехколесных монстра с ранениями выше средней тяжести на обочине подобия дороги.
За три с половиной километра полузатопленной грунтовки насчитали десять размывов шириной от двух до десяти метров. Видим, как в темно-коричневой воде резвятся змееголовы. Для них наступил период жора. А для нас? Или мы и есть - жор?..
Какие же мы балбесы!.. Еще на "большой земле" заменили огромные колеса для болот на обычные камерные шины - как более надежные. На фига, дескать, болотоход в пустыне?! Кто ж мог знать, что так сложится и попадем именно в болота! Не "переобуйся" тогда - теперь горя не знали бы: переплыли бы на "дутиках"-шинах. Теперь же, не исключено, что утопим мотоциклы: минимальная глубина протоки - по колено, а о максимальной думать не хочется: брошенный в темную воду 5-килограммовый булыжник унесло как щепку.
Переплывая протоку за протокой, искали подходящую переправу. Оптимизм понемногу угасал, сменился скепсисом. После ледяной купели горячие эмоции поостыли. Весна в пустыне - пора нестабильности: температура меняется в течение суток от +6 до +20, порывистый северо-западный ветер продувает насквозь. Согревались короткими пробежками, а единственная бутылка коньяка как-то очень быстро иссякла.
Ближе к закату на изломе горизонта вдруг обнаружилась черная точка. Зверь? Человек?.. Через несколько километров отчетливо различили еще одну. Люди в этом "подводном" царстве!.. Подошли ближе и уже познакомились с каракалпаком Ажибаем (это первая точка). На стареньком "газике" (вторая) он забрался в эту глухомань в поисках черного металла (откуда взял, что он здесь есть?) и так же, как мы, уперся в размыв. Уже собирался повернуть назад, когда средь бескрайнего озера заприметил нас, три фигуры. Звери? Люди?.. На ломаном русском объяснил, что чуть дальше отсюда старая грейдерная дорога вполне пригодна для продвижения. Отлично! Но как до нее добраться?
|
|