Слоны летят на север: мотослет Elefantentreffen |
|
|
Каждый год в конце января снежная тишина Баварского леса отступает от гула моторов, а извилистые дорожки предгорья Альп наполняются группами мотоциклистов, которые несмотря на «нелетную погоду», съезжаются в окрестности немецкого городка Solla, место проведения старейшего зимнего мотослета Elefantentreffen.
Чуть более полувека назад, Эрнст «Klacks» Леверкус (1922–1998), немецкий мотожурналист, редактор журнала Das Motorrad, разъезжал на мотоцикле с коляской по разоренной войной Германии. Это было время малолитражек и мотоциклов, недорогого и доступного вида транспорта. Эрнст был счастливым обладателем Zündapp-KS-601-Gespanne, из-за цвета, размера и приличной по тем временам мощности (28 л.с.), прозванного «Зеленый слон». Со своего «слона» он не слезал даже зимой и в какой-то момент задался вопросом: «Я такой один – или в Германии есть еще отморозки?» В своем журнале Эрнст разместил объявление, в котором пригласил всех цюндапповладельцев на морозный пикничок. Тогда он даже не представлял, к чему приведет его любопытство!
И вот в первые выходные января 1956 года в окрестностях Штутгарта собралось около двадцати KS-601 и их отмороженных владельцев. Эрнст был приятно удивлен и решил повторить встречу. На следующий год собиралось уже 44 «Зеленых слона». С этого момента слет получает свое имя – Elefantentreffen («Встреча слонов» нем.). Но, как говорится, «не хлебом единым», и на очередную встречу приезжают мотоциклы и других марок, общим числом около 200. На следующую – уже более 400. А в 1960-м слет приобретает статус международного, приняв гостей из «ближнего зарубежья» – Бельгии, Голландии, Дании и Швейцарии.
С 1961 года организацию Elefantentreffen берет на себя BVDM (Федерация мотоциклистов Германии). В связи с растущей популярностью и количеством гостей, новые организаторы переносят встречу на Nürburgring – знаменитый мотоспортивный комплекс к югу от Кельна, трек которого считается одним из самых сложных в мире.
С каждым годом число гостей растет. В огромном количестве начали подтягиваться праздношатающиеся на машинах и автобусах. На 10-м слете число гостей превысило 15 000 (!) человек. Естественно, начались проблемы с организацией слета, ведь контролировать такую толпу на огромной территории комплекса крайне трудно. В итоге, в 1977-м после массовой стычки с полицией, в которой участвовало около 40 гостей, Nürburgring отказывается от проведения слета на своей территории. BVDM находит новое место – Salzburgring, автомотоспортивный комплекс под Зальцбургом (Австрия). Переговоры идут успешно, но в последний момент руководство комплекса «включает заднюю». Несмотря на сообщения в СМИ и даже плакаты на автобане об отмене мероприятия, около 400 мотоциклистов съезжаются к месту предполагаемого слета. BVDM срочно организует снабжение прибывших всем необходимым. Этот «авангард» оставил положительное впечатление у руководства Salzburgring, и с 1979 года Elefantentreffen обретает новый дом. В этом же году определяется новый, более жесткий, формат фестиваля, призванный отпугнуть «бакланов». Все действо происходит на улице, никаких теплых помещений и удобств, проживание в палатках. Но жадные австрийцы используют популярность слета для пополнения своего кармана – повышают тарифы на размещение, цены на еду и т.п. В 1987 году, когда число гостей слета превысило 10 000, BVDM осознала, что ей как общественной некоммерческой организации не по силам такая ответственность и финансовая ноша. В следующем году лишь несколько сотен мотоциклистов по личной инициативе собираются на старом месте (рядом с Nürburgring), чтобы поддержать традицию. С тех пор каждый год частные лица организуют параллельную встречу под названием Alter Elefant («Старый слон»), обычно проходящую спустя две недели после Elefantentreffen.
Но BVDM не готов похоронить такое значимое мероприятие и упорно подыскивает новое место для его проведения. Наиболее интересное предложил Stock-Car клуб городка Solla, землевладельцы которого не против дополнительного использования их территорий. И вот в 1989 году Elefantentreffen принимает гостей в Альпийских предгорьях, недалеко от Пассау (Германия). В местечко Thurmansbang/Loh съезжаются 3700 мотоциклистов со всей Европы.
В 2002 году на слет впервые приезжает команда из России на «М-72». Константин «Каспер», Александр Рубцов, Валерий Гусев и Дмитрий «Гор» забирают приз за самый дальний пробег. Последнему из них идея зимнего мотофестиваля запала в душу, воплотившись в уже широко известный «Сноу Догс» в Тольятти. А самая большая русская команда (с полсотни человек) собралась здесь в 2006 году, когда Elefantentreffen отмечал 50-летний юбилей. Хотя правильней было бы назвать ее «постсоветской», ведь вместе с россиянами приехали и белорусы, и украинцы, и прибалты. Но для немцев мы все – русские, да и для нас самих тоже. «Я давно не испытывал такого чувства сплоченности и единения, – рассказывал позднее Александр »Вард«. – Мы действительно были одной командой».
В этом году на 55-й «Встрече слонов» тот же командный дух объединил в лагере под триколором 21 человека, прибывшего за тысячи километров из Москвы, Питера, Владимира, Тулы, Набережных Челнов, Нарвы (Эстония), Риги (Латвия)… И это не считая большой компании русских немцев, съехавшихся из разных концов Германии.
«И ведь стоит проехать 3000 км, чтобы снова встретить такие любимые, такие родные лица! – вспоминает Нина »Ежиха« из Тулы. – Встреча, радость, объятия, возлияния… Море положительных эмоций!» Тут в полной мере познаешь истинность формулы: «Чем длиннее и сложнее дорога, тем теплее и радостнее встреча».
Программа слета не слишком обширна. Причина в том, что многотысячную подвыпившую толпу сложно контролировать, и наученная горьким опытом BVDM решила отказаться от палаток-баров, музыкальных команд, конкурсов и других массовых мероприятий. Теперь гости развлекают себя и окружающих сами, кто как может. И это у них неплохо получается! Наши тоже не отставали. Олегс из Питера притащил целый гардероб и обрядил всю команду в национальные одежды, сам выступая в образе монгольского хана. Аня «Лилит» зарабатывала деньги, расхаживая в сарафане, с котелком и табличкой на груди: Spende für den Rückweg nach Russland (Пожертвования на обратный путь в Россию). Ребята из Эстонии, виртуозы приготовления пищи на костре (типа утренней яичницы на лопате), притащили чудо-агрегат в милитари-стиле по имени Dranduletto, на котором фотографировались бесчисленные желающие. А Серега «Голливуд» из Риги прямо на снегу перебрал двигатель своего «Днепра», сорвав овацию от множества наблюдавших за невиданным действом европейцев. А главное – новые знакомства и общение, общение…
Каждый год российские гости в числе призеров слета. И в этом почти все призы были нашими! Дальний пробег в мужской номинации – Валерий «Герыч» из Набережных Челнов (5600 км), а в женской – Нина «Ежиха» и Ольга «Ежоля» из Тулы (2900 км). Самый многочисленный клуб – Rolling Anarchy MCC. А в номинации «переделка» Dranduletto получил 3-е место. По общему мнению – несправедливо, но, видимо, организаторы просто постеснялись отдать все призы «русским».
У каждого мотослета своя аура, но дух «Элефанта» – это что-то особенное, неповторимое. Чистейший морозно-бодрящий воздух, смешанный с многоголосым, многоликим, многоязыким позитивом, витающим над многотысячным окутанным дымом сотен костров лагерем на склонах Альпийского предгорья. Палатки, армейские тенты, индейские типи, а порой и просто норы в сугробе, в окружении сотен затейливо переделанных под зимние условия мотоциклов. Группы людей со всех концов Европы в причудливых одеждах, мигрирующих от лагеря к лагерю, угощающих друг друга национальным алкоголем, стирающим языковой барьер. И не важно, на чем ты ездишь, будь то огромный турист, легкий эндуро или 50-кубовый «дырчик» – если ты доехал сюда на своих двоих (колесах, естественно!), то стал полноправным гражданином снежной коммуны под названием Elefantentreffen.
Легенда слета, 77-летний Хорст Хартманн, посетивший все (!) «Элефанты», высказался так: «За более чем полувековую историю изменилось многое – и участники, и машины. Но не пропало очарование тех первых встреч. Атмосфера стала более непринужденной, но мероприятие остается испытанием для каждого мотоциклиста. Хоть раз в жизни, но все же стоит посидеть среди сугробов у костра и послушать байкерские байки со всего мира».
|
|