Сборный момент – готовим мотоцикл в дорогу |
|
|
В самый разгар лета обычные поездки на любимом мотоцикле уже не приносят такой радости, как в первые дни сезона, и хочется большего – приключений, новых встреч, подвигов, в конце концов. Поговорим о практической стороне вопроса – подготовке техники к путешествию.
Не стоит выезжать в дальний путь на только что купленном мотоцикле. Это немудреное правило поможет получить от путешествия только удовольствие.
Надежный мотоцикл – залог успеха. Но многие не вполне осознают, что именно это означает. Для некоторых надежный ассоциируется с новым, для кого-то с дорогим или с максимально простым. На самом же деле важно, чтобы на момент поездки хозяин и мотоцикл уже имели определенный и желательно положительный опыт общения, чтобы хоть пару тысяч километров им удалось без проблем проехать по родным местам. В противном случае риск возникновения неожиданных неприятностей в дороге сильно увеличивается. Не стоит выезжать в дальний путь на абсолютно новом мотоцикле. Да и для обкатки это не лучший вариант. Еще рискованней возлагать надежды на только что купленный с рук аппарат, даже если вы знаете его историю. Также желательно обкатать аппарат после капремонта, замены ответственных узлов и агрегатов или установки «тюнинга» – нередко бывает, что ослабевает крепеж, перетираются неправильно проложенные провода или приходится менять неудачно подобранные жиклеры.
Основные процедуры ухода за мотоциклом необходимо изучить «на берегу», в домашнем гараже. Как правило, все они описаны в инструкции по эксплуатации, которую, к сожалению, мало кто читает. Представьте, что ночью на горном серпантине на мотоцикле перестает светить фара! Где блок с предохранителями и какой из них отвечает за какие цепи необходимо знать каждому мотопутешественнику. Также важно возить запасные предохранители, даже если раньше таких проблем не было. То же относится и к лампочкам (хотя в современных мотоциклах они служат очень долго) - выясните заранее, как их менять в фаре и в заднем фонаре. У мотоцикла нет запаски, и прокол обязательно доставит массу неприятностей, если не знать, как снимаются колеса, и не взять с собой нужных ключей (см. «Мото» №5, 2010). Ведь в шиномонтаже кроме баллонного ключа и домкрата никакого инструмента, как правило, не найти. И не экономьте на шинах! Падение из-за изношенной резины всегда обходится намного дороже, чем ее своевременная замена. Срок службы тормозных колодок на разных мотоциклах может отличаться, но общий совет – не выезжать в дорогу с колодками, изношенными более чем наполовину. Нет ситуации глупее и обиднее, чем остаться со стертыми колодками вдалеке от дома.
Компактный набор со сменными битами пригодится на любом мотоцикле. Восьми бит обычно хватает с запасом, а составить набор можно и самому - в продаже есть любые.
Где у вашего мотоцикла аккумулятор? Под сиденьем? А может быть, спереди под фальш-баком? Выясните это заранее и проверьте, надежно ли клеммы привинчены к полюсам батареи, не окислились ли. Если есть подозрения, что аккумулятор устал, – поменяйте его на новый. И проверьте зарядку на разных оборотах и под нагрузкой: напряжение на клеммах АКБ должно быть в пределах 13,5-15,5 В.
Из запчастей нужно брать лишь те, которые могут реально понадобиться и которые вы сможете заменить в походе. Сегодня никому не приходит в голову таскать с собой коленчатый вал или запасные шестерни коробки передач – лучше выезжать на такой технике, где они не потребуются. Также не стоит брать с собой цепь и звезды – лучше загодя заменить изношенные детали. Если маршрут сложный и возможны падения, лучше не запасаться рычагами сцепления и тормоза, а установить для них прочную защиту. То же относится к зеркалам – правильная регулировка на складывание убережет их от поломки. Кстати, при нужде из огромного зеркала «Газели», продающегося за копейки почти в любом придорожном магазине, можно вырезать (выгрызть пассатижами) элемент почти любой формы за 10-15 минут.
Хорошая идея – раскладывать запчасти по тем местам, где они понадобятся: запасную лампу – в фонарь (нередко там есть место, а иногда – даже специальный держатель), предохранители – в их блок или около него, свечу – под седло (если при ее замене его все равно снимать), насос – вместе с запасной камерой и т.п. Очень важно и то, куда складывать вещи. Самое необходимое (и хрупкое) – телефон, фотоаппарат, фонарик, карту маршрута, воду, салфетки для шлема, запасной визор – желательно класть в сумку на баке. При этом нужно быть уверенным, что сумка надежно защищена от влаги. Некоторые имеют внутреннюю водонепроницаемую мембрану – остальные просто укрывают сверху специальным пакетом. Я предпочитаю первые, хотя они чуть дороже. Можно сложить важные вещи в водонепроницаемый рюкзак, привязав его к заднему сиденью или к багажнику. Категорически не советую ехать с рюкзаком за спиной: позвоночник вам за это спасибо не скажет, да и удовольствие сомнительное. В качестве багажной емкости можно использовать водонепроницаемые мешки, любимые байдарочниками и рафтерами.
Фирменный набор инструмента BMW смотрится солидно и элегантно. Но и его подчас не хватает, чтобы отвернуть перетянутый крепеж – не усердствуйте при затяжке.
Инструмент для простейшего ремонта нужно брать обязательно. Вкратце перечень выглядит так: отвертка (для японских мотоциклов под крест, для отечественных и очень пожилых также шлицевая), рожковые ключи (для "японцев" обычно на 8-10-12-14-17, для "европейцев" добавляются на 13,15, можно взять и ключ на 6 для спиц), внутренние шестигранники для "японцев" (от 3 до 6 мм) и звездочки torx для "европейцев" (15-40), ключи для снятия колес, свечной ключ (желательно с резинкой внутри, чтобы не повредить изолятор) и ключ для сливной пробки картера, хорошие пассатижи (лучше острогубцы, ими можно и предохранитель вынуть, и стопорное кольцо снять), острый перочинный нож. Дополнительно рекомендую взять моток армированного скотча, четыре полутораметровых ремня со стяжками, пластиковые хомуты (желательно несколько одинаковых – их можно при необходимости состыковать), пару кусков медного провода (и для фиксации, и для «прикуривания»), набор для ремонта камер (для эндуро) и покрышек (тот, что с баллончиками со сжатым воздухом и жгутиками). В дальних поездках, даже для мотоциклов с бескамерными шинами, может пригодиться камера, маленькие монтировки и портативный электрический насос (упаковывая его, имейте в виду, что манометр - самая нежная его часть). Не забудьте про смазку цепи. Если длинные ключи не умещаются в футляр (штатный отсек), их можно распилить пополам. А в качестве удлинителя использовать свечной и другие трубчатые ключи.
Возьмите за правило - смазки, клеи, лампочки и другие хрупкие предметы держать отдельно от ключей и всегда прокладывать резиной. Кстати, резиновые кольца или старая камера выручат во многих ситуациях. Впрочем, все металлические предметы, включая банки с пивом, колой и прочими напитками, необходимо тщательно упаковать, иначе они протрутся и намочат все содержимое сумки. Как ни странно, такое случается у многих, и, поверьте, это настоящий кошмар. Открываешь кофр, а там благоуханное пивное озеро, в котором плавают ваши сменные вещи!
Для путешествия по дорогам описанного выше набора средств более чем достаточно. Совсем другое дело – автономная поездка по проселочным дорогам или внедорожный рейд. Такое приключение требует более серьезной подготовки и водителя, и мотоцикла. Крепление поклажи должно быть очень надежным и проверенным в тестовом режиме. Помимо инструмента и мелочей для ремонта с собой на мотоцикл берется только самое основное и практичное обмундирование, палатка, примус, прочная веревка (репшнур) и ролики для нее, топор или струнная пила. В такие путешествия лучше всего ехать группой и на одинаковой технике. Тогда груз инструмента и запчастей можно распределить на всех участников.
Этот внушительный набор необходимого и достаточного инструмента умещается в стандартный на многих «японцах» пенал - 160х75х40 мм. И стоит всего около 500 рублей.
В путешествии как никогда актуально правило «Не мешай технике работать!». Мелкие неисправности лучше устранять на привале, при хорошем свете, а то и вовсе оставить до возвращения. Ведь сколько жиклеров было потеряно, сколько шпилек порвано, сколько резьб смято в попытках отрегулировать, подтянуть, проверить и т.п. Исключения - ситуации, способные серьезно повредить мотоцикл и делающие нормальное движение невозможным. Например, попавшая в масло вода, пробитый картер, подтекающий кран бензобака. Кстати, бывалые путешественники порой выпаривали воду из масла в котелке - и заливали обратно в двигатель. А что делать - ведь эмульсия прикончит двигатель в момент! А от мотоцикла в дальних походах порой зависит и сама жизнь.
И последнее. Сборы в дорогу почему-то всегда происходят в ночь перед поездкой. Попробуйте нарушить этот закон и собраться заранее. Это будет хорошим залогом успешной поездки. Выспитесь как следует и прекрасным солнечным утром выкатите свой полностью готовый, заправленный, чистый и исправный мотоцикл из гаража и начните самое увлекательное приключение этого сезона.
Счастливого вам пути!
|
|