Репортаж из боксов «Имолы» |
|
|
Трек, на котором 25-27 сентября проходил очередной этап гонок WSBK, поистине легендарный. Одно название – Enzo e Dino ferrari – заставляет благоговейно трепетать сердце. И тут всё дышит гонками. Но сейчас речь пойдёт не о самих гонках, а о том, чем наполнен гоночный уик-энд для гонщиков и зрителей.
Официально этап начинается в пятницу, но, понятное дело, накануне гоночные команды прибывают в паддок и обустраиваются – а это процесс нешуточный. Такое количество фур со скарбом втиснуть на весьма ограниченное пространство без сноровки не получится. Хотя, конечно, организаторы всё планируют заранее. Помимо обустройства самих гоночных боксов команды организовывают «хоспиталити» – зоны, где работники и гонщики команды питаются, отдыхают, устраивают всевозможные шоу и презентации, встречаются с прессой и ВИП-персонами и просто тусуются. Попасть сюда «с улицы» весь уик-энд практически невозможно, необходимо приглашение.
В паддоке в пятницу зрителей ещё мало, а всё свободное пространство плотно забито трейлерами и «хоспиталити» команд.
На билетах и пропусках указано, куда обладатель может беспрепятственно попасть – на какую-то конкретную трибуну, паддок или даже пит-лейн – цена, соответственно, растёт по мере роста «виповости» билета. На специальных щитах наглядно разъяснены права обладателей каждого вида – не запутаешься. Журналистские пропуска, безусловно, дают массу преимуществ, но во время воскресных гонок доступ на пит-лейн и в боксы прекращается – по понятным причинам.
С раннего утра и до полудня в пятницу техническая комиссия проверяет мотоциклы на соответствие всем требованиям; проверяют и гонщиков – их лицензии, экипировку. Потом начинаются свободные заезды, тут преимущество по времени у WSBK, гонщикам трасса предоставляется на один час для свободной тренировки, и после свободных тренировок классов STK 1000 (45 минут) и WSS (час) ещё час тренировки, которая уже может идти в зачёт квалификации. Завершает день получасовая тренировка класса STK 600.
Но гонщики не просто освежают в памяти все особенности трассы – идёт напряжённая работа по подбору настроек и резины. За время, отпущенное на тренировку, многие успевают по несколько раз заехать в боксы, где механики быстро меняют настройки под весок, «мозгов» или давление в колёсах, иногда даже резину. И куда же без даталоджинга! – инженеры команд сидят за компьютерами и непрерывно анализируют данные о работе бортовых систем «подшефных» мотоциклов. Интересно наблюдать за работой механиков – всё делается очень быстро и слаженно, почти как в F1. Забавно, но для снятия глушителя и на «высшем уровне» пользуются киянкой…
Даже в «мировых» гонках – без молотка никак!
Иногда в ходе тренировки приходится менять и мотоцикл (правда, это относится только к SBK, где почти у всех стоит наготове запасной). «Дублёр» может быть с изменёнными настройками или с другой резиной.
У «звёздных» гонщиков, как, например, у Троя Корсера, по два мотоцикла – один запасной – мало ли что…
В паддоке и на трибунах зрителей в пятницу почти ещё нет, торговцы сувенирами только разворачивают палатки и раскладывают товар. В субботу действо продолжается уже на более высоком уровне. В девять утра начинается получасовая свободная тренировка класса STK 1000, потом 45 минут катаются пилоты WSS и следом – квалификационная тренировка элитного класса SBK (тоже 45 минут). Завершает первую половину дня получасовой «фри практис» STK 600. К этому моменту все основные настройки «пойманы», резина подобрана.
Зрителей уже много, особенно на фан-трибунах. А счастливые обладатели билетов с допуском в паддок получают возможность 25 минут (строго!) погулять по пит-лейну и поглядеть на живых гонщиков и их мотоциклы в боксах. Потом охрана очень ловко и быстро вытесняет зрителей с пит-лейна обратно в паддок. В паддоке жизнь тоже уже кипит вовсю – можно покататься на гоночном симуляторе в «хоспиталити» Hannspree, поучаствовать в лотерее, где приз – право сфотографироваться с Максом Бьяджи.
Мальчишки и взрослые в зоне Hannspree могут покататься на супербайке в безопасном режиме – травмы исключены!
Можно и просто поглазеть на красочные танцевальные шоу паддок-гёрлз разных команд. А можно и перекусить – всевозможных закусочных и снэк-баров – пруд пруди. В командах тоже обедают.
«Pit walk» - прогулка по пит-лейну, любой обладатель специального билета может подышать атмосферой гоночных боксов.
Меня пригласили пообедать в «хоспиталити» команды Suzuki Alstare Brux, где я оказался за одним столом с Юкио Кагаямой. В ответ на вопрос о причинах весьма средних результатов он пожаловался на задержки зарплаты и недостаточное финансирование развития мотоцикла. Да, техника без постоянных финансовых вливаний прогрессировать не будет, «гонка вооружений» на месте не стоит. Не всё гладко даже здесь, в элитных гонках...
Юкио Кагаяма: «Как платят, так и еду!»
Обед закончился, и класс «Суперспорт» выезжает на 45-минутную квалификационную тренировку. Затем также 45-минутная свободная тренировка «Супербайка» – последние уточнения настроек, ведь впереди «Суперпоул» – квалификация.
«Специальный» человек «моет» шею Мишелю Фабрицио после свободной тренировки.
Интересна схема проведения квалификационных заездов SBK. Всего их три, по 12 минут, с 7-минутным перерывом. К участию в первом «Суперпоуле» допускаются 20 пилотов, показавших лучшее время во время квалификационных тренировок. Во втором заезде участвуют 16 лучших пилотов из первого, в третьем – восемь из второго. По результатам и «выстраивается» стартовая решётка завтрашней, воскресной гонки SBK. Ничего не напоминает? Правильно – по тому же принципу с недавних пор составляется стартовая решётка в «Формуле 1». После двадцатки располагаются не попавшие в «Суперпоул» пилоты – места согласно показанным во время «квалифайинг практис» результатам.
Нориюки Хага ещё надеется стать чемпионом WSBK…
Интересно, что как только набежали подозрительные тучки, в боксах тут же обули запасные мотоциклы в дождевую резину. Завершают день получасовые квалификационные «практики» STK 1000 и 600.
В воскресенье проехать на трассу – та ещё задачка. Пробки начинаются за десять километров от трека. Хотя их пробки против московских – так, баловство. По подсчётам организаторов, к началу заездов на трибунах собрались 67 000 зрителей – не рекорд, конечно, но для небольшого городка Имола это очень много.
В воскресенье перед началом гонок в паддоке в буквальном смысле яблоку упасть негде.
Как проходят воскресные гонки, многие видели по телевизору, напомню лишь, что во всех классах, кроме STK 600, сначала проходят «прогревочные сессии», 20-минутные для WSBK и WSS и 10-минутная для STK 1000. На них производятся «самые-самые» последние уточнения настроек. Всё, больше мотоциклы не трогать: «лучшее – враг хорошего». Перед началом гонок обладателей специальных билетов опять пускают на 20 минут на пит-лейн – можно из-за ленточки посмотреть, что происходит в боксах, как гонщики настраиваются на гонку.
В перерыве, во время «pit walk» стант-райдеры заводят публику.
Народу в паддоке – не протолкнуться, музыка со всех сторон. Но как только начинается первый заезд в «Супербайке», моментально все исчезают, рассасываясь по трибунам.
«Команда» пресс-центра обеспечивает журналистов оперативнейшей информацией весь гоночный уик-энд.
А смотреть гонку лучше всего в пресс-центре: тут мониторы транслируют «картинки» со всех камер на трассе, тут и удобное и информативное онлайн-табло. Плюс сопереживания коллег-журналистов очень эмоционально дополняют «картинки» с трассы.
Указатель солиден, но не информативен – в паддоке интересных мест гораздо больше.
Все заезды закончились, паддок начинает сворачиваться. Зрители еще кучкуются, живо обсуждая все перипетии, гонщики раздают автографы, фан-клубы чествуют кумиров. К вечеру автодром пустеет – ещё один этап завершён.
Марко Симончелли только что «обидел» Макса Бьяджи, чуть не «вынеся» того с трассы.
«НАША ЗАДАЧА – ВЫРОВНЯТЬ ИГРУ.» Джорджио Барбьер отвечает за гоночную программу компании Pirelli. А поскольку Pirelli – монопоставшик резины для WSBK, получается, что весь супербайковский чемпионат зависит от работы его команды. Нам удалось побеседовать с «гоночным директором», и вот что он рассказал о взаимодействии с командами и нюансах подбора шин.
Джорджио Барбьер – человек, от которого зависят результаты всего чемпионата.
На гонку в Имоле мы привезли 5600 покрышек для всех четырёх классов WSBK. Для STK 600 и 1000 это «контрольная» резина (для них поставляется только один компаунд (SC2), одинаковый для всех гонок на всех этапах) стандартного 17-дюймового размера (180/55 для «шестисоток» и 190/55 для «литров»). Для этих классов также предусмотрен один тип «промежуточной» дождевой резины (он хорош на слегка влажном асфальте) и один – «полноценной».
Для более мощных Supersport 600 мы привозим два, иногда три вида покрышек с разным компаундом (размер 180/55), чтобы пилоты могли выбирать, подстраиваться под различные погодные условия (твёрдый и мягкий компаунд). Здесь различаются и конструкции мотоциклов, и стили пилотирования – то, что хорошо для одних, не подходит для других.
В классе Superbike ситуация с покрышками существенно лучше: на этой гонке у команд и гонщиков есть выбор из четырёх передних и четырёх задних покрышек. Типов дождевой резины тоже больше – два, и столько же «промежуточной». В Superbike в сухую погоду, в отличие от других классов, используются слики. Здесь, в Имоле все семь команд SBK участвовали в предсезонных тестах, на которые мы привезли 20 разновидностей покрышек. Из них большинством и были выбраны оставшиеся четыре, которые теперь и участвуют в гонках. Иногда случается, что какая-то команда по итогам тестов останавливает свой выбор на покрышке, от которой отказываются все остальные. И мы её исключаем из «пула», потому что выбираем, исходя из средних результатов, а не из отдельных лучших. Странно? Но такой метод отбора позволяет избежать ошибок, хотя и разочаровывает многих.
Такой принцип отбора мы впервые ввели в 2004 году, привезя на первый предсезонный тест более 80 разновидностей покрышек суммарно для всех классов чемпионата. Теперь мы сократили начальное количество типов до 40, концентрируясь на шинах, работающих в более широких диапазонах условий. Сначала даже пилоты жаловались, что выбор слишком широк, велика вероятность ошибок. В результате сейчас все колёса доезжают до финиша, раньше с этим не всё было хорошо. Тогда многие жаловались, что резина слишком быстро изнашивается и её не хватает на гонку, пилот теряет места из-за покрышек. Вот по сегодняшней гонке можно сказать, что Suzuki и Kawasaki проигрывали не из-за резины, а из-за того, что уровень развития мотоциклов отстаёт от других. То же и с компанией BMW, делающей все возможное, чтобы вписаться в чемпионат, что пока ещё не совсем получается. Я хочу сказать, что турнирная таблица сейчас очень достоверно отражает уровень развития мотоциклов. А в MotoGP производитель может вкладывать миллионы в разработку мотоцикла, миллионы в гонщика и проиграть гонку из-за какой-нибудь глупой проблемы с покрышками. Хотя бы потому, что в MotoGP команды самостоятельно каждый раз выбирают из двадцати типов покрышек наиболее подходящую именно для предстоящей гонки.
Нам приходится уважать конкурентную борьбу пилотов и вести себя корректно по отношению ко всем. То есть наша самая сложная задача – не помочь какому-то конкретному пилоту или команде, а стараться выровнять игру, чтобы все были на равных. Что касается доверия, то его очень тяжело было завоевать. В том же MotoGP шинные производители поддерживают конкретные команды, а мы должны избегать такой ситуации всеми силами, иначе нам перестанут доверять. Да и доверие к чемпионату в целом может быть подорвано, если мы будем помогать кому-то конкретному. А проиграем в таком случае мы все.
Получая информацию от команд на протяжении всего сезона о работе покрышек, мы постоянно совершенствуем и компаунды, и каркасы, и профили покрышек. Иногда даже удаётся найти радикальные решения, в результате которых модели целиком меняются. Так и появляются новые марки резины.
Здесь, на треке у нас работают 30 человек, из них 20 заняты монтажом. Представители постоянно находятся в боксах команд, информируя о готовности колёс, разъясняют всевозможные тонкости. В пятницу утром, когда, собственно, и начинается гоночный уик-энд, наши представители-инженеры вместе с командами решают, с чего начинать подбор покрышек для воскресных гонок, наиболее подходящих для этой трассы и для этих условий. У них есть таблицы, в которых подробнейшим образом расписана применяемость каждого типа покрышек в зависимости от разных условий. На протяжении всех тренировок наши инженеры работают вместе с командами и гонщиками, помогая подобрать оптимальный тип покрышек.
WSBK Work Area – рабочая зона Pirelli, а попросту – гоночный шиномонтаж.
После каждой тренировки мы проводим совещания, где инженеры докладывают результаты, получаемые из команд. Для нас, как для производителя, информация, получаемая из команд, просто бесценна. Мы передаём её в центральный офис, где наши разработчики используют её при подготовке производства новых моделей.
Если мы знаем, что какая-то конкретная покрышка работает хорошо у большинства пилотов, то, выпустив её гражданскую версию на рынок, мы будем уверены, что и большинство покупателей будут довольны. Это и есть наша главная цель, и поскольку мы должны постоянно думать о рынке, в результате идём вперёд более мелкими шагами, но более надёжными.
Безусловно, в командах во время тренировок не только пробуют разные типы колёс, но и экспериментируют с давлениями. И тут большую роль играет честность наших иженеров – эта информация не может передаваться конкурентам. Хотя, конечно, Спис спрашивает, на чём гоняется Хага, а Хага, в свою очередь, интересуется, что выбрал Спис… Мы полностью открыты с каждой командой, но ни в коем случае не передаём информацию между ними.
Но это правило действует до гонки, после неё вся резина поступает обратно к нам, и любой человек может посмотреть, насколько износилась покрышка Хаги или Списа. Подчеркну: мы собираем обратно в воскресенье вечером все покрышки, полученные командами в ходе гоночного уик-энда, в том числе и неиспользованные. Такое правило установлено федерацией и смысл в нём есть – никто не должен иметь преимущества за счёт резины.
Вот так, запросто – на тележке «ездят» по паддоку чемпионские колеса.
|
|