|
ПОКОРЕННАЯ МОНГУН-ТАЙГА
Она не из тех вершин, на которую взойдешь, гуляючи. Впервые на купол Монгун-Тайги поднялись алтайские спортивные туристы-пешеходники в 1982 году, которых готовил и вел мастер спорта СССР по альпинизму Александр Торощин (он погиб в 1996 году при восхождении на Эверест). В то время у него была «Ява», и идея подняться на Монгун-Тайгу на мотоциклах принадлежит ему. И он же предложил осуществить эту затею мне. Однако опыта для подобного восхождения не было, и мы начали готовиться. Команда из Барнаула предприняла отчаянную попытку пройти из Алтая в Саяны – никаких дорог в то время здесь еще не проложили. На перевале Узун-Хем нас засыпало снегом, когда повернули на обходной маршрут по реке Барлык, так заливало водой, что один мотоцикл просто унесло течением. И мы отступилиѕ В 85-м сборная Барнаула, Москвы, Калуги и Тайшета смогла впервые пройти из Алтая в Тувинскую котловину. Путешествие по сложности и драматизму мы назвали «Походом века № 1». Тогда навсегда осталась в горах «Ява» Ивана Ксенофонтова, Наталья Кузнецова попала на операционный столѕ Потом были «Походы века № 2, № 3, № 4» – вокруг Байкала, по Западному Алтаю и Памиру... Но этот навсегда остался Первым в прошедшем столетии. В 1999 году мы снова вернулись сюда – в составе мотоэкспедиции журнала «Мото» (первопрохождение перевала Шапшал – о нем в журнале можете прочитать в № 10-1999). И вновь только издалека любовались величавым куполом Монгун-Тайги. В те дни окончательно дозрела бредовая идея подняться на него на мотоциклах. А успех восхождения на Эльбрус команды «Мото» в 2003 году окончательно лишил спокойствия.
Подготовка заняла четыре года – изучали карты, подходы к вершине, провели две мотоэкспедиции – выбрали места под базовый и штурмовые лагеря...
На старт вышли восемь команд, представлявших Алтайский край, Новосибирскую и Иркутскую области. Публика собралась разношерстная – от маститых мастеров мототуризма и триала до «зеленых» третьеразрядников. Техника для восхождение самая разнообразная: «Ямахи», «Хонды», «Ижи», «Явы», ЗиДы, «Бета», квадроциклы «Поларис».
Израненный Рекс-восходитель
Ищем подход в скалах
Базовый лагерь разбили на берегу красивейшего высокогорного озера Эски-Тоолайты на высоте 2381 метр над уровнем моря, отсюда поднялись в штурмовой. В каждой команде по одному мотоциклисту и три помощника-«шерпы», которые тащили на себе продукты, бензин, снаряжение, страховали на особо сложных участках. Уже на этом этапе караван понес потери – упал в пропасть и превратился в груду металла «Юпитер» команды из г. Черепаново, пробоина образовалась в картере мотоцикла новосибирской
команды. Неудачники превратились в зрителей – команд осталось шесть.
Изнурительная работа продолжалась весь день. Огромные камни, «сыпуха», броды, крутые подъемы и спускиѕ За Рексом, верным псом Владимира Ломоносова из Новосибирска, по камням стлался кровавый след, но он упорно тащился за хозяином. «Оставшиеся в живых» собрались в штурмовом лагере на высоте 3500 метров. Но Монгун-Тайга не желала покоряться – ей было мало этой крови. Ночью разыгралась буря, температура упала до минус пяти, пошел снег. Палатки валило ветром – стойки ломались как спички. Двое суток мы держали оборону – холод загнал всех в палатки. Томительное ожидание лучшей погоды скрасило солнечное затмение 1 августа. Казалось, в этот момент обрушившейся темноты природа сжалась в комок, притаилась, готовясь нанести неотвратимый удар... Ощущение тревоги закралось в наши души.
На третий день природа угомонилась, и мы отважились на атаку. До вершины – 15 км, пять из них – по леднику! На штурм пошли налегке – взяли только минимальный запас продуктов. Каждый килограмм стал тяжелее в несколько раз – не хватало кислорода и нашим легким, и моторам – они потеряли в мощности и выбрасывали на склон шлейфы голубого дыма. Группы растянулись по дистанции – каждая команда выбирала свой, на их взгляд, наиболее безопасный и оптимальный путь к вершине.
Через пять часов новосибирская команда СТК «Триал» во главе с Владимиром Ломоносовым на Beta первой достигла вершины Монгун-Тайги. Второй – команда «Орион» из Черепаново на «Планете-5» (капитан команды – дама, Маша Белина, пилот – Сергей Сериков). С минимальным отрывом третьим финишировал барнаульский филиал «Панавто-Новосибирск» с автором этих строк на новинке отечественного мотопрома – «ЗиД-200 Лифан».
Температура воды...Нет, это вам не Рио-де-Жанейро Радость покорителей, фото на память, обед на леднике – и вниз, к теплу. Стоял легкий морозец, смачно хрустел под колесами твердый снег. Пахло веснойѕ Очень пожалели, что не взяли с собой горные лыжи – покатушки получились бы классные! Только радость от достигнутого и неисчерпаемый оптимизм нас поддерживали. Но силы уже на исходе. А кроме того, на спуске заклинило мотор байка молодежной команды «Орион», четвероногий Рекс окончательно выдохся, и его пришлось нести на руках... Только к концу дня вернулись в базовый лагерь.
А дальше? Дальше – спуск флага соревнований, массовое ликование, заслуженный день отдыха. И по домам по намеченным маршрутам. Не сомневаюсь, каждый из этих отрезков пути заслуживает отдельного рассказа: новосибирцы и иркутчане ушли через Тувинскую котловину, Усинский тракт, Шушенское, Красноярск. Барнаульцы на квадриках – через Кош-Агач и Чуйский тракт. Группа из Барнаула на «Ямахах» и «Лифанах» решила поискать приключений на первопрохождении маршрута из Тывы в Алтай.
|
|