ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



По дорожке и одежка: все о защитной экипировке


Защиты много не бывает – это ясно как дважды два. Но чтобы лучше разобраться в ее свойствах, рассмотрим экип по «специализации».



Никакая экипировка не гарантирует полное отсутствие травм, но существенно снижает тяжесть их последствий!


«На каждый день» большинство выбирает что попроще, подешевле, полегче. При этом многие задаются вопросом «ЧТО?», не ответив на вопрос «ЗАЧЕМ?». А ведь для разной техники (и техники езды) и рекомендации тоже разные.

ВНЕ ДОРОГ. Поездки и соревнования вне асфальта, по естественным и искусственным трассам и без дорог вообще требуют специфического подхода. Главное внимание защите тела, головы и конечностей от ударов о твердые предметы (камни, деревья, сам мотоцикл, грунт при неудачном приземление после затяжного прыжка и т.п.). Кроме того, техника пилотирования подобного мотоцикла подразумевает активные движения пилота, включая использование ног для опоры. Зато сравнительно невысокая скорость и относительно низкий коэффициент сцепления с грунтом позволяют отнести повреждения кожных покровов при скольжении в результате падения на второй план. Мы уже писали о выборе «грязного» экипа («Мото», №9–2010), но повторение с уточнениями не помешает.

  1. Внедорожный шлем должен обеспечивать хороший обзор, его внутренности – легко сниматься для чистки, а козырек - защищать от грязи, веток и солнца. Желательно вместе со шлемом выбирать и очки, чтобы добиться их плотного прилегания.
  2. Жесткая защита шеи снижает риск хлыстообразного перелома шейного отдела позвоночника, особенно при запрокидывании головы. Правда, она несколько ограничивает подвижность головы, а существующие на сегодняшний день конструкции возможны только для вертикальной посадки: например кросс, эндуро, тяжелые эндуро.
  3. Мягкая защита шеи - компромисс между полным ее отсутствием и жестким «ошейником». Легче, удобнее, дешевле, но и уровень защиты ниже.
  4. «Панцирь» или «черепаха»? Сколько спортсменов, столько мнений. «Панцирь» лучше защищает тело от тупой и острой травм живота, ребер и органов грудной клетки в в пределах защищенных участков, но хуже - пояснично-крестцовый одел позвоночника (частично это решается использованием защитного пояса). Для него необходимы отдельные налокотники.
  5. У «черепахи» хорошо развита защита локтевого и плечевого суставов, позвоночника. Заметно хуже защищены ребра и органы грудной клетки. Иногда тесная сетка несколько снижает циркуляцию крови в верхних конечностях, что приводит к усталости и онемению рук. Вопрос выбора неоднозначен. Но есть общее правило – чем сложнее трасса (или агрессивнее езда), тем жестче защита. При этом защита позвоночника как правило лучше, так как по-сути это вариант шоссейной «спинки», а у некоторых моделей защиту спины можно отстегивать и использовать независимо от «черепашки». При выборе защиты позвоночника (в составе "черепахи" или отдельно) стоит ориентироваться на специфику использования изделия. Нередко эндуристы покупают более "продвинутый" асфальтовый экип, но потом упираются "хвостом" в седло - ведь посадка на эндуро более прямая, чем "на спорте", где длинная "спина" - только на пользу.
  6. «Бронетрусы» защищают крестцовый отдел позвоночника и копчик, а также верхнюю треть бедер от ударов. Переломы и вывихи копчика оставляют в сознание мотоциклиста (а также его родственников) неизгладимые впечатления: от месяца до полугода на больничной койке. Использование «бронетрусов» в известной мере снимает часть проблем. Защита в них бывает мягкая и жесткая. Последняя надежнее.
  7. Наколенники снижают тяжесть повреждения коленного сустава. Двухшарнирные «колени» обеспечивают максимальную защиту, заметно компактнее и в большей степени копируют биомеханику коленного сустава по сравнению с одно- и без шарнирными. Но они и дороже. Хотя и несравнимо дешевле эндопротезирования коленного сустава, которое стоит от 10 000 евро – такая вот арифметика. Помните, что травмы зависят не только от применяемого экипа, но и от техники езды. Например, дорогие "фиксирующие" наколенники защищают от разрыва крестообразной связки только в том случае, если нога хоть немного согнута в суставе. Если же она выпрямлена, как часто бывает в мотокроссе, ничто не помещает суставу провернуться вокруг продольной "оси ноги" с риском разрыва связки.
  8. Принцип: чем сложнее трасса, тем жестче защита – актуален и для мотобот. Они подразделяются на кроссовые и эндурные, каждый из видов имеет и подвид: для спорта и «так покататься». Понятно, что самая жесткие и неудобные для ходьбы – кроссовые спортивные. Зато такая обувь серьезно снижает вероятность растяжения связок голеностопа, переломов голеностопа, больше- и малоберцовой костей, костей стопы при ударных и скручивающих нагрузках. Кроме того, жесткая подошва и энергопоглощающая стелька позволяют заметно снизить и перераспределить нагрузку на стопы при приземлении после столов и трамплинов. Разнообразные «вариации на тему» комфортнее, но с меньшей защитой. Из таких компромиссов стоит обратить внимание на боты для супермото с шарниром в области голеностопа: в них больше свободы при вертикальном движения стопы, но горизонтальные и скручивающие движения ограничены.
  9. У перчаток для кросса уровень защиты немногим выше, чем у простых строительных. Последние, однако, лучше греют и быстрее сохнут! Но сегодня появились перчатки типа «супермото», которые можно считать универсальными: они предотвращают от стирания и повреждения кисти при скольжении по асфальту и при ударных нагрузках, не ограничивая, однако, подвижность кисти.

К сожалению, защиты от перелома ключицы нет ни у какой экипировки. Существующие элементы могут защитить от прямого удара сверху по защитному элементу, но при падении на область плечевого сустава ключица не защищена.



При падении на спину «черепаха» обеспечивает более эффективную защиту по сравнению с «панцирем».



При падениях такого рода основная опасность в ударе ребрами о руль мотоцикла. «Панцирь» защищает от этого как нельзя лучше.


НА «КОЛЬЦЕ». Асфальт весьма абразивен и при падении с высокой скорости почти сразу протирает текстильную экипировку до нежного тела самого мотогона. Сама техника управления «спортом» или спорттуристом не предполагает таких активных перемещений по мотоциклу, как в оффроуде, так что пилота можно довольно плотно затянуть в кожаный комбинезон

  1. Именно комбез или система куртка-штаны с надежной фиксацией в значительной степени предотвращает переломы, ушибы и истирания при падении. Плотно подогнанная "шкура" не позволяет перемещаться встроенным и внешним защитным элементам-слайдерам.
  2. Собственно слайдеры спасают от истирания колени пилота при характерной для трека езде со свешиванием и прохождением поворотов «на коленке».
  3. Защита спины бережет грудной и поясничный отделы позвоночника от всевозможных травм. Поза «эмбриона» позволяет максимально закрыть спину чуть не до копчика, а вот на дорожнике или, хм, на чоппере такая «спинка» лишь доставит массу хлопот и неудобств, упираясь хвостом в седло байка – там нужен «хребет» покороче.
  4. В обычном комбезе защиты груди нет в принципе. Она предохраняет от возможных травм мягких тканей, ребер, органов грудной клетки. Вместе с защитой спины образуют каркас, где комбез – лишь оболочка.
  5. Спортивные перчатки. Высокая скорость диктует требование максимальной безопасности. Толстая кожа, фиксация мизинца и безымянного пальцев, великое разнообразие защитных элементов как с внешней стороны перчатки так и с внутренней предохраняют от травм костей и связок кисти пилота.
  6. Спортивные мотоботы не предполагают опоры на ногу в прохождении поворотов. Задача спортивной обуви - защитить от истирания, ограничить подвижность голеностопа в вертикальном направлении и зафиксировать в поперечном во избежание переломов и вывихов при падении.

В этом случае скольжение может продолжаться до 15-20 метров, и только правильно подобранная кожаная экипировка защитит от возможных травм.


НА ДОРОГЕ …как известно, все равны. Все мы, от «скутерастов» до «пластиков» и «голдоводов», накручивая километры по дорогам общего пользования, при выборе экипировки идем на компромисс между защитой, удобством и, конечно же, «дресс-кодом»

  • Шлемы. Что выбрать: Flip-Up (с откидной челюстью), Jet (открытый) или интеграл – зависит от скорости и предпочтений. В открытом прекрасный обзор и обдув, но минимальная защита. В «откидном» можно курить и общаться, не снимая «скорлупы», уровень защиты ближе к интегралу, но он и тяжелее всех.
  • Текстиль или кожа? С точки зрения защиты кожа лучше. Даже потеряв внешний вид, она продолжает работать. Только летом в пробке чувствуешь себя в ней как в селедка в собственном соку. Текстильный экип дешевле, легче, лучше «дышит», но при этом фактически одноразовый - после серьезного падения он превращается в лохмотья. Есть и комбиринованные варианты - текстиль плюс кожа. Тут уж вам решать, в зависимости от специфики эксплуатации.
  • Обувь. Кроссовки, берцы или все же мотоботы? Надо понимать, с какой бы скоростью ты ни ехал, при падении голеностоп наиболее подвержен травмам. Соответственно, в дорожной обуви должна быть фиксация голеностопа, защищен мысок и подошва. Ни кроссовки, ни казаки такими свойствами не обладают.
О любителях сланцев и маечек.



Истории с мотофорумов (авторский текст сохранен):











РЕЗЮМЕ. Если вы думаете, что с вами уж точно ничего не случится, что вы ездите медленно и осторожно, что вас все видят и, конечно же, любят, вынужден разочаровать. На наших дорогах все еще справедлива догма: не ты, так тебя! Ну а провести сезон за рулем любимого байка, или наблюдая за ним из окна больничной палаты – персональный выбор каждого. Ведь было достаточно просто надеть экип.


Андрей Уткин, главный врач мед.центра «Спасские ворота-мед», главный врач чемпионата России по ШКМГ 2008–2010, серебряный призер Кубка МФР по супермото 2010.
Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Экипировка


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free