|
ПЕСЧАНАЯ ЦИТАДЕЛЬ
фото автора и Дмитрия ВЕРИЧЕВА
А МЫ БОЯЛИСЬ...
Готовимся к выезду. Как всегда, напряженка с машинами сопровождения. Не надо быть Пифагором, чтобы рассчитать, что на 800 км "автономки" придется везти, как минимум, по "двадцатке" бензина на каждый мотоцикл. А еще не помешает провизия, спальные принадлежности
Наш автомобиль сопровождения - "Нива", предоставленная компанией-производителем тестируемой в этом "Караване" техники, загружена под завязку. Сейчас, когда мы уже вернулись, не поймешь, как она умудрялась вслед за нами штурмовать 70-градусные склоны песчаных "крутяков"
Мотоциклистов набралось 15 человек. Для одной группы многовато, поэтому для лучшей мобильности разбились на две. Группа тестеров - команда из шести человек: трое - на мотоциклах, один - на ATV и еще двое - в машине сопровождения. Договорились так: не обремененная таможенными обязательствами (предстояло пересечь российско-казахстанскую границу), то бишь на мотоциклах с госномерами, группа идет первой, а мы, с новой техникой, на учет не поставленной, двигаемся следом. Подъезжая к таможенному посту (он посреди пустыни), готовились к волоките с прохождением пограничных процедур. Но, как ни странно, все тщательно, но быстро проверив, нас пропустили и пожелали удачи в нашем нелегком пробеге. И все равно группа, выехавшая из лагеря первой, уже успела прилично оторваться.
ПРОЩАНИЕ С ПРИВЫЧНЫМ
У железнодорожного переезда последний кусок твердой дороги - истертые временем бетонные плиты. Дальше прочной опоры под ногами и колесами на нашем почти тысячекилометровом маршруте не жди. Не сговариваясь, притормозили - простились с привычным миром. И нырнули в пески.
Чтобы не плутать зигзагами, взяли направление вдоль верного ориентира - насыпи нефтепровода. Дорога прямая как стрела. Но уж больно круты пески - по ним можно продвигаться лишь разогнавшись эдак километров под 60. Но пока разгонишься, помотает до одурения, греются моторы, греются мозги
Едем по скаченным из Интернета километровым генштабовским картам 1954 года - других нет. Впрочем, за полсотни лет мало что изменилось в пустыне: барханы и солончаки остались на месте, как и редкие места поселений людей - они "привязаны" к колодцам. Нет на картах ракетного полигона "Ашулук" и ядерного "Азгир", возникших в 60-х годах ХХ векаѕ Но многие из нас за предыдущие "караваны" изучили эти места вдоль и поперек.
Ветка нефтепровода пересекает Казанку - старую караванную дорогу, утоптанную лапами многих тысяч верблюдов. Свернули на нее - и на 2-3 метра "провалились" ниже уровня рельефа. Накатанная автомобильная колея занимает лишь третью часть старой верблюжьей тропы. Идет она на северо-восток, через самое сердце пустыни. Раньше эти места были заселены более густо. Мы видели фотоснимки с самолета - вся пустыня покрыта пятнами. Это следы стоянок пастухов, мимо которых проходили караванные пути.
Теперь же по пустыне ездят мало, предпочитают ее объезжать по периметру по асфальтированной трассе Астрахань-Атырау (Гурьев) и Атырау-Уральск. Здесь же встретишь лишь "уазики" местных жителей да редкие машины контрабандистов, везущие в обход таможни фрукты и китайские товары из Средней Азии.
Дорога помимо воли пробуждает в каждом из нас гонщика: плотные и ровные участки длиной метров по 200-300, на которых удается как следует разогнаться, чередуются с песчаными трамплинами. Адреналин капал из ушей
Миновали высоченные горы песка и утлые, наполовину занесенные тем же песком дома. Это бывший поселок Приозерный (обратили внимание на название?). А бывший потому, что семьи чабанов недавно выселили, причем против их воли: Аксарайский газоперерабатывающий комбинат купил эти земли на полвека вперед.
Казанка уходит на север, на российскую территорию, мы же сворачиваем на восток - глубже в Казахстан. Угадать, где проходит граница, можно только по GPS-навигатору и карте. Но встретим ли дальше чабанов? Прибор этого знать не может. А вопрос не праздный: есть стойбище - есть и вода. Покинутые же колодцы долго не живутѕ Нам говорили, что совсем недавно развалился казахский совхоз Курмангазы, и его люди перестали получать всякое снабжение. Когда доехали, застали свидетельства упадка - как скелеты валялись рамы мотоциклов и остовы грузовиков.
ОВЦЕВОДЫ В ХАКИ
Чем дальше на север, тем чаще встречали обломки ракет и самолетов. Эту часть полигона "Ашулук" окрестили ракетной долиной - сюда чаще всего падают сбитые на учениях ракеты. Недалеко отсюда база полигона, но она обозначена на карте как овцетоварная ферма. Вот и мы военных называли между собой овцеводами. С одной точки они запускают самолет-мишень, с другой - ракету-перехватчик. Как рассказали пастухи с фермы Караузек, испытания происходят каждый "рыбный день" - четверг. Когда-то местных жителей в этот день эвакуировали, сейчас же на это нет денег. Посмотрели на календарь: сегодня вторник, значит, можно ехать спокойно
Часами двигаемся по змеящейся дороге среди пологих возвышенностей, поросших сухими колючками, и особенно остро ощущаем абсолютное безлюдье: здесь нет жизни. Точнее, она наверняка продолжается, но наши привыкшие к городским картинкам глаза отказывались ее воспринимать Мы спешили, надеясь догнать своих, и не подозревали, что у них один мотоциклист уже сломал ногу и группа свернула с маршрута. Увы, подобные жертвы пустыне караванщики приносят практически каждый раз
|
|