|
Паломничество в Чистое
Паломничество в Чистое Нельзя проехать мимо Сергиева Посада – заглянул в обитель святого Сергия: просил благословения в многотрудное путешествие. Без вышней помощи его всяко не одолеть. Очень опасно ездить на скутере по нашему отечеству: приходится внимательно всматриваться в дорогу, чтобы не угодить в открытый колодец или яму, не врезаться в бревно или камень... «Добра» этого у нас предостаточно.
Видать, мало молился. На два дня застрял в Ростове Великом – пролежал в больнице. Перед отъездом переживал за технику, а подкачал сам – на второй день путешествия проснулся с температурой.
Паломничество в Чистое После Костромской области предстояло добраться до детского дома в Коткишево, иначе пришлось бы ночевать в лесу. Расстояние – 235 км. Для автомобиля это ничто, но не дай Боже вам ездить на 50-кубовой технике больше 200 км в день! «Пилить» пришлось почти полдня. Глаза слипаются, голова не работает, организм подчинен одной цели – доехатьѕ В Коткишево я познакомился с одним священником. Уникальный человек! Сослали его туда в конце 90-х, и «от скуки» батюшка создал общину, построил церковь и стал на выходные брать к себе детей из ближайшего детского дома. Но вскоре понял: чтобы воспитать ребят стоящими людьми, нужно менять их постоянное окружение. Хотел взять детей на воспитание, да ему отказали. Тогда нашел верующую семью, которая согласилась принять к себе восемь мальчиков. И вот теперь, спустя пять лет, несколько ребят поступили в духовную семинарию, хотя к этому их никто не понуждал. Живут в большом доме, в хозяйстве конюшня, коровы, пасека и даже псарня с ездовыми собаками. Все ради того, чтобы детям было чем заняться, чтобы они росли здоровыми и счастливыми.
А потом я искал старинную усадьбу в Нероново. Найти поместье очень непросто, а стоило – в нем еще один беспокойный человек основал староверческо-языческую общину. Обитала она где-то в глуши, вдали от больших дорог. Последние 15 км до усадьбы приходилось добираться по непроходимым лесным дорогам. По пути в деревню расспросил путь у мужичка. «А просто: все время ехать прямо и никуда не сворачивать». Да дорога оказалась не прямой – сплошные изгибы и развилки. А ухабы! Уверен, что второй такой дороги мой скутер не знал за всю предыдущую 15-летнюю японскую жизнь и, надеюсь, больше не узнает. После двухчасовой тряски, трех падений в грязь я понял, что заблудился.
Спасло меняѕ тарахтение трактора. Я пошел на звуки. Тракторист, пораженный моим появлением в лесу в столь поздний час, указал, в какой стороне Нероново. К часу ночи, затолкав скутер на какую-то безумно крутую
гору, наконец попал в усадьбу.
Труды не остались бесплодными: в какую же благодать попал! Кто мог ожидать, что в такой глуши можно увидать нечто подобное – каменную церковь 17 века в прекрасном состоянии, огромный барский дом с колоннами тех же времен, рядом с ним другие сооружения. Когда попадаешь в них, где за последние несколько веков ничего не изменилось, тебя посещает необычайное спокойствие и умиротворение.
Паломничество в Чистое При храме сохранилось старинное кладбище. Очистив от мха одну из могильным плит, я разобрал надпись: «Под сим камнем погребено тело полковника командора и кавалера Димитрия Петровича Черевина скончавшегося 12.01.1818 жизни его было 50 лет».* Вот это да! Почти двести лет пролежала здесь эта плита, ее не разбили в годы смут и безверия, не пустили под фундамент какого-нибудь сараюшки или какие другие нужды. Редкое долготерпение для Руси!.. На обратной стороне плиты высечена другая надпись. Она сообщает, что жена полковника, Варвара Ивановна, скончалась через три месяца после мужа. И далее: «Сей памятник любви признательности слезной воздвигли сироты отцу нежнейшему и матери любезной пускаясь без вождя в путь бед и суеты они склоняются к гробнице сей сердцами молят вышнего: Ты отнял все у нас: Мир, благо, радости прошли в единый час, но мы не сироты коль Ты пребудешь с нами».* Вот что за сила хранила сей камень столько лет – любовь детей. А я, наивный, списывал все на здешнюю глухомань.
Страннику нельзя надолго останавливаться, потому что нарушается ритм путешествия. Его трудно восстанавливать. Погостив пару дней в Нероново, отправился дальше. Только выехал – спугнул зайца. Серый мирно сидел на краю дороги и при моем появлении шмыгнул в лес. Если бы он перебежал дорогу, это был бы плохой знак, и мне следовало бы тогда повернуть назад.
Не успев начаться, дорога сразу закончилась, осталась только тропка. По следам увидел, что по ней проезжал мотоцикл. Ехал я строго по его колее. Вернее, не столько ехал, сколько шел. Места там влажные и болотистые, скутер часто приходилось толкать. Путь перегородил ручей, мостика нет. Перешел вброд... Чем дальше продвигался, тем уже становилась тропа и выше трава. Молил Бога, чтоб путинка совсем не пропала, иначе заблудился бы я в лесах тех диких.
Время от времени доставал мобильный телефон: не появилась ли связь? Есть связь – есть цивилизация. А места, между тем, вокруг сказочные, того и гляди, покажется за деревом избушка на курьих ножках или волк серый выпрыгнет. Всего ожидал я, но только не упавшего дерева. Для нас со скутером это была серьезная преграда, ибо слева и справа – лес стеной. Дерево обходил почти полчаса.
|