|
Отчаянные головорезы
Если оценивать проходимость этих мотовездеходов, то их рейтинг относительно других ATV будет невысок. Судите сами: ведущие колеса – только задние, причем с зависимой маятниковой подвеской и цепным приводом, шины небольшого диаметра, смехотворный (чуть более 100 мм) дорожный просвет. По утилитарности применения они тоже «лузеры» – ни вместительных багажников, ни фаркопа для тележки, ни комфортного сиденья-дивана. Они не блещут изысканной отделкой, световыми и контрольными приборами, нет в них фенечек. Обычно из индикаторов – только лампочки контроля нейтрали, реверса и перегрева двигателя, ни тебе спидометра, ни тахометра. Да и сразу, не напрягаясь, тронуться с места на них сможет не каждый – в этих ATV нет привычной автоматики, рассчитанной на «чайника»; мотоциклетная механическая КП с «ручным» сцеплением сочетается с очень «злым» движком. И все же соревнования именно на таких аппаратах собирают толпы на стадионах: зрелищности скоростного прохождения виражей с заносом или сумасшедших прыжков с трамплинов не даст ни один другой вид квадров. Надо заметить, наиболее раскручены гонки на ATV в США, собственно, для рынка этой страны и выпускается большинство машин.
Кубатура двигателей спортивных квадрациклов доходит до 700 смз, а литровая мощность зачастую превышает 120 лошадиных сил. Однако наиболее распространенный – класс «450». У машин с такими моторами наилучшее соотношение мощности и массы. Чтобы их облегчить, на аппараты нередко не устанавливают электростартер и передачу заднего хода. Чтобы помочь пилотам выжимать максимальную скорость на кроссовых трассах, спортивные модели укомплектовывают самыми совершенными подвесками колес с большими ходами и полным набором регулировок. Однако гонщики чаще всего заменяют штатные подвески тюнинговыми, теми, что полнее отвечают их индивидуальным особенностям пилотирования. Полный тюнинг гоночного ATV может удвоить его начальную стоимость.
Понятно, что весь этот «хай-тек» по плечу лишь самым именитым «квадростроительным» компаниям, и то не всем. Да и моделей узок круг, зато каждая по-своему шедевральна...
Новый гоночный мотовездеход от крупнейшей канадской корпорации BRP Can-Am DS450 заменил в модельной линейке 650-кубового долгожителя. Его удел – не ралли-рейды, как у предшественника, а более короткие и динамичные кроссы.
Рама изготовлена из алюминиевого сплава, она как бы составлена из двух пирамид, причем соединенных без применения сварки. Еще одна интересная деталь: передние тормозные диски – «обратные», со скобами внутри, что позволило сблизить поворотные кулаки с плоскостью колес для более точной управляемости. Если предстоят гонки по закрытым трассам, фары легко снимаются. Это самый «худенький» из «спортов» (157 кг). Выкрашенная в «экстремальный» черный цвет версия X-package оборудована усиленными колесами, амортизаторами KYB с раздельными настройками высокой и низкой скоростей сжатия.
Один из наиболее популярных гоночных аппаратов Honda TRX450R выпускается с 2003 года американским филиалом японской корпорации Honda Motor. Двигатель (один из самых мощных в своем классе) конструктивно сходен с установленным на кроссовом мотоцикле Honda CRF450R. Трансмиссия – классическая, подвески (с амортизаторами Showa) – длинноходные, задняя – маятниковая (ход 236 мм) системы Pro-Link. Новинка этого года – большой спортивный квадр Honda TRX700XX. Его особенность в том, что, помимо 700-кубового инжекторного мотора с электрозапуском, в трансмиссии заложен реверс, подвеска задних колес – независимая.
Южнокорейская компания Hyosung Motors & Machinery Inc. – единственная из производителей стран «третьего мира» (в сфере мотопроизводства), сумевшая закрепиться в секторе спортивного квадростроения. Модель Hyosung TE450 (она продается у нас уже пару лет) характерна тем, что у нее современный двигатель с двумя верхними распредвалами, балансирным валом и электрозапуском, а также передача заднего хода. Квадр немного тяжелее одноклассников и у него не столь совершенные подвески. Зато цена более чем гуманная.
Японская Kawasaki в дополнение к своей модели с 700-кубовым мотором (у этого квадра автоматическая трансмиссия, а потому он не вписывается в жесткие рамки «спортов») к новому сезону представила дебютанта – Kawasaki KFX450R. Машина оборудована «боевым» мотором от кроссового мотоцикла KX450F – с двумя распределительными валами в головке цилиндра. В ATV использованы самые современные конструкторские решения. Сухой вес аппарата (165 кг) и значительные хода подвесок (216/254 мм) ставят его в ряд лучших гоночных машин.
С 2008 года в стане производителей спортивных квадрациклов появился новичок. Но не какой-нибудь марсианин, а австрийская компания КТМ SporTMotorcycle AG, завоевавшая, как всем известно, авторитет в мотокроссах и внедорожных ралли-рейдах. Две модели построены на одной базе: KTM 525XC предназначен для кантри-кроссов, KTM 450XC – для коротких кроссов. Оба созданы в канонах классического стиля: с 5-ступенчатой коробкой передач и задней зависимой подвеской с неразрезной осью. Их «фишка» – предельно малая масса и одно из лучших в классе соотношений мощности и веса. Особенность всех спортивных мотоциклов компании, которая теперь распространяется и на ATV, состоит в том, что машины в базовой комплектации уже готовы к гонкам.
Крупнейший американский производитель внедорожной техники Polaris Industries Inc. свои «боевые» квадры именует Outlaw («Преступник»), на них устанавливаются мощные моторы от кроссовых мотоциклов KTM.
Модель Polaris Outlaw 525IRS оборудована редкой для спортивного класса независимой подвеской задних колес (IRS) – она обеспечивает значительно больший, чем у других спортивных машин, дорожный просвет (280 мм против обычных 120). Стабилизатор поперечной устойчивости позволяет проходить повороты, как на спортивном квадре с неразрезной задней осью. Для любителей же классического гоночного стиля выпускается схожая модель – Polaris Outlaw 525S. Этот четырехколесник с зависимой маятниковой подвеской задних колес. Достоинство такой подвески в том, что она легче других на 9 кгѕ В канонах кроссового стиля выполнена «свежая» модель Polaris Outlaw 450 MXR. Все эти «преступники» оборудуются передачей заднего хода, а также гидравлическим приводом сцепления, облегчающим жизнь гонщиков. Запуск двигателя – с помощью электростартера (кикстартер конструкцией не предусмотрен).
Выпускает спортивные модели и концерн Suzuki, который еще в 1984 году запустил у себя класс квадрациклов. Спортивная модель Suzuki QuadRacer R450 «вооружена» инжекторным мотором от кроссового мотоцикла RM-Z450. В сравнении с одноклассниками, у этого квадра самая длинная база, широкая колея и низкое седло.
Но, пожалуй, наибольший вклад в создание спортивных ATV внесла крупнейшая японская корпорация Yamaha Motor Co. Ltd. Самый передовой спортивный квадр компании – Yamaha YFM700R. У него легкая и жесткая алюминиевая рама, мощный инжекторный мотор (с передачей заднего хода), в шасси использованы узлы от кроссовой модели YFZ450.
Обладатель многих почетных титулов – Yamaha YFZ450. Его карбюраторный двигатель с сухим картером «заряжен» по полной – с двухвальной пятиклапанной головкой цилиндра с титановыми клапанами. Это один из самых легких «бойцов» в классе (159 кг), с продвинутыми подвесками. Аппарат популярен в России, поставки тюнинговых деталей к нему не знают перебоев.
|