ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Основы паркового искусства


Основы паркового искусства



Мотопарк-2008
Сколько раз предпринимались попытки изменить классическую компоновку – не счесть. Многие из этих экспериментов можно воспринять как более-менее разумные, но некоторые – совершенно не от мира сего. Чего стоит, например, немецкая Megola 20-х годов – с 5-цилиндровым звездообразным двигателем в переднем колесе (см. «Мото», № 10-2007). У мотоцикла не было сцепления, так что инструкция рекомендовала водителю, если тот увидит красный свет светофора, выписывать круги. Сюжет для абсурд-шоу.



Вот более практичные новации. В начале 70-х годов гонщик и конструктор Питер Уильямс спроектировал для John Player Norton раму-монокок. Фактически он использовал технологию производства гоночных автомобилей – объединил раму и бензо- и маслобаки. Так сложилось шасси, намного перекрывавшее возможности почтенного 2-цилиндрового мотора воздушного охлаждения – классический пример блистательного британского изобретательства в отсутствие должных инвестиций. Уильямс выиграл гонку «Турист-Трофи», но в следующем году был вынужден перейти на менее эффективную пространственную стальную раму. Механики, видите ли, жаловались, что рама-монокок очень уж неудобна в обслуживании. (Интересно, в команде Ducati посмел бы кто-нибудь требовать упрощения победного аппарата Кейси Стоунера?)

Для ведущих конструкторов мотоциклетных шасси создание альтернативного варианта передней подвески – словно поиски Святого Грааля. Талантливые изобретатели – Нико Баккер, Клод Фьор, Пьерлуиджи Маркони, Джон Бриттен, а также и целые компании – BMW, Yamaha добились впечатляющих спортивных, а иные и коммерческих успехов на этом поприще. Но потерпели поражение в главном: так и не убедили широкую публику в своей правоте. Байкеры очень консервативны: если нечто не выглядит как обычный мотоцикл, не полезут за кошельком. «Интересно?» – «Да!» – «Берете?» – «Нет!»


Мотопарк-2008
Оптимисты заявят: так ведь спицованные колеса уступили же место литым, подвески с двумя амортизаторами – подвескам с моноамортизатором, барабанные тормоза – дисковым. Значит, прогресс неизбежен и в мототехнике! Но с каким трудом он берет свое! Оцените: системы впрыска топлива на мотоциклах стали общепринятыми на десять лет позже, чем в автомобилях. А как обожглась Yamaha, запустившая в серию лет 15 назад модель GTS1000 с революционной передней подвеской конструкции Джеймса Паркера! Покупатели не спешили раскошелиться. А все потому, что слишком уж у машины был непривычный вид. Плевать на технические преимущества – нам подавай то, к чему привыкли!



Блестящая находка специалистов BMW: они свои новшества... замаскировали. Внешне мотоцикл с передней подвеской Telelever или Duolever выглядит так, словно у него обычный «телескоп» – технические революции укрыты облицовками! И тот факт, как их ввел в конструкцию BMW, один из крупнейших мотопроизводителей Европы, доказывает: мы не против новаций. Вот толькоѕ не показывайте их, ладно?

В мире мотогонок – совсем другое дело: важна не внешность. Гоночные команды и спонсоры приветствуют любые новации, если они дают результат. Желательно – немедленно. Здесь ценнее маленький шажок команды, чем гигантский скачок человечества.* Прыжок пыталась совершить богатейшая корпорация ELF, но не хватило терпения довести до ума (и побед) многообещающий проект гоночного мотоцикла с поворотной ступицей переднего колеса. Вот испанский инженер Антонио Кобас, который на переломе 70-х и 80-х годов революционизировал конструкцию шасси гоночного мотоцикла, поступил мудрее. Свои новшества он внедрял постепенно, шаг за шагом – не ошарашивал публику, а приручал ее.

Алюминиевая диагональная рама, передняя вилка перевернутого типа, задняя подвеска с прогрессивной характеристикой – Кобас переходил к следующему изобретению, лишь доведя до ума предыдущее.


Мотопарк-2008
Сам-то я заядлый техно-фрик, и мне повезло: я гонялся на мотоциклах самых экзотичных конструкций. Порой это оборачивалось провалом. Так, первая конструкция Джона Бриттена – Denco V2 оказалась птицей не для полета. Что же, сам виноват: ведь знал, что киви** не летают. Зато на SAXOn Triumph с авангардной передней подвеской SaxTrax я выступал куда как удачнее – и на трассе «Монца» надрал Britten V1000 как котенка. На эти успехи обратила внимание даже BMW – и силами своего инженерного корпуса преобразовала SaxTrax в ставший знаменитым Telelever. Причем ее изобретатель, Найджел Хилл, не получил ни цента! Один ушлый парень, обнаружив, что Хилл не запатентовал идею, патент оформил на себя, а потом продал его немцам. Вспомните об этом, когда увидите на трассе BMW.



Два сезона я гонялся на Bimota Tesi и получил бесценный опыт: управление с поворотной ступицей хорошо работает лишь тогда, когда все подобрано под нее. В том числе и передняя шина – ведь при такой схеме «передок» сильно нагружается в поворотах. Активное торможение на вираже (невозможное на мотоциклах с телескопической вилкой) ускоренно изнашивает резину. То же относится и к вилкам типа Fior. Посмотрите, сколько падений случалось в серии BMW K1200R Power Cup, пока гонщики не подобрали подходящие шины. Что учит нас одному: мотоцикл – это сумма агрегатов, и введенная в аппарат революционная идея хороша лишь тогда, когда все компоненты на нее работают. Этот урок истории объясняет, почему Yamaha купила Ohlins, KTM – WP, а Валентино Росси так настойчиво добивался перехода на шины Bridgestone. Интересно, как он оценивает их сейчас – не прогадал?
Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Экипировка Турист BMW Bimota Ducati KTM Triumph Yamaha


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free