О колхозе и навозе: дёрт-кастомы |
|
|
Если бобберы – тренд уходящий, а кафе-рейсеры сейчас, что называется, на пике моды, то мода ближайшего будущего… нет, скажу осторожнее: основная восходящая тенденция – внедорожная тема.
Во всех ее проявлениях, от скремблеров и стрит-трекеров до кроссовых покрышек и рулей с перемычкой на самых что ни на есть чопперах. В самых разных сочетаниях, включая ну совсем, казалось бы, несочетаемые.
Прыщавые покрышки на «биг-твине» – понта ради или пользы для? А вот не скажу! Поскольку сам не понимаю, чего здесь больше. С одной стороны – как говорит к месту и не к месту моя теща, «абсурд до предела». Но эклектика в кастомайзинге (да и в тюнинге тоже) всегда была почитаема. Хотя бы потому, что грамотный фьюжн – удел немногих мастеров. Тут ведь как: просочетал все правильно и со вкусом – восторг и наличман (или, выражаясь по-научному, крупнолистовой цветной откат) от клиентов гарантированы; чуть ошибся – убийственное клеймо «кал-хоз» долго будет сиять на твоем незадачливом лбу. И чем контрастнее сочетание – тем эффект (или, соответственно, вероятность наловить несвежих помидорчиков) больше. А что может быть контрастнее, нежели общая композиция мотоцикла, рожденного для гладких бесконечных хайвэев – и элементы аппаратов, созданных для г… грязи?
Впрочем, не модой единой жив чопперист. Есть в новой моде и практический резон. Все же многим таким аппаратам – особенно тем, что чересчур хардкорны для дальнобоев по хайвэям, но недостаточно гламурны, чтоб ездить только от трейлера к подиуму и обратно – приходится помногу передвигаться по грунтовым площадкам всяческих байк- и кастом-пати, вроде нашенских «Малоярославца» и «Автоэкзотики». А там немал соблазн отвинтить ручку, поразив нетрезвых дружбанов эффектным дрифтом прямо посреди палаток с портвейном да бутылок со спальниками. Так что «злая» резина, кроссовые рули и прочий офроуд-антураж еще и подспорье в главной миссии кастомайзера – создании вау-импульсов в густонаселенном понимающей публикой пространстве. Особенно, если кроссовая покрышка надета на карбоновый обод…
Некоторые кастомайзеры пошли еще дальше в грязь (настолько, что ни одним трактором не вытащить) – и сваяли кастомы ну совсем на «грунтовую» тему. Из свежих экспириенсов уместно вспомнить Тодда Силикато: на его аппарате спортстеровский движок вставлен в шасси, вылепленное строго по канонам современных спидвейных мотоциклов – вплоть до короткорычажной вилки и характерного заднего крыла. Вот только база поболе, фара имеется, задний тормоз наличествует (хоть и объединен с ведомой звездочкой), седло имеет-таки пружины да отсутствует горизонтальный брызговик. Последнее логично: на таком кастоме нужно не минимизировать поток грязи из-под заднего колеса, а, напротив, щедро пескоструить зевак и их мопеды.
По новой моде начали выступать – правда, пока в эпизодических масштабах – даже весповоды! С каждым пати и кастом-шоу все больше бывших скелетонов и cut-down«ов, переобутых в кроссовую, или, на крайняк, «универсальную» резину, обрезанными а-ля кросс (или же как у авиадесантируемой Vespa T.A.P.) передними крыльями, а частенько и торчащими вверх оконечностями «саксофонов». И хотя о возрождении «грязных гонок» речи еще не идет (хотя как посмотреть – стартовый список на ледовом побоище в Линце с каждым годом все внушительнее), тенденция, как говорится, на лице.
Но все эти изыски – писи сиротки Хаси рядом с растущим, как на дрожжах, поголовьем крупного зубастого скота, именуемого скремблерами. Очередная волна рысканья по закоулкам гаражей вытаскивает на свет божий и эндуры 70-х, и BSA 50-х, и кроссовые аппараты. В ход идут даже такие уникумы, как рамы Metisse (состарившиеся, но еще бодрые братья Рикманны под это дело даже возобновили производство, выкупив с помощью анонимного спонсора старые цеха) – как и встарь, с британскими движками. Впрочем, все чаще в качестве базы выступают мотоциклы вполне современные. Причем не только стилизованные «под старину», как Triumph ThunDerbird, или ею и являющиеся, вроде Royal Enfield и Sportster (вы удивлены таким вариантом перевоплощения «Харлея-для-бедных»? Я - нет!) – но и, казалось бы, совсем неподходящие для «грязификации» среднекубатурные родстеры. Причем, не без резона рассуждая, что Машу каслом не испортишь, в некогда устаканенные каноны стиля успешно внедряется и «линзованная» оптика, и моноподвески, и даже «прямотоки» с карбоновыми корпусами. Все же внедрить контрастный элемент – вариант безошибочный, в отличие от рискового фьюжна, особенно когда тот не замешан на прямом противопоставлении «враждебных» стилей.
Интерес к скремблерам начал возрождать и забытую моду на ретромотарды. Напомню, что данные чудища строятся одним из двух способов. Первый – мотардизацией (часто с использованием литых колес и короткоходных подвесок) скремблеров либо эндур 70-х вроде ХТ500. Либо же «обычный» мотард обвешивается баком, седлом и прочими вкусностями родом из 60-70-х – благо UFO по сей день выпускает олдскульные «обвесы» для эндур и кроссачей 70-х. В обоих случаях эффект получается не для широкой публики, но люди понимающие оценивают такой аппарат по достоинству. А Джесс Рук и Гард Холлингер построили… кастом-мотарды с «инчевыми» движками. Причем в первом случае на месте заднего цилиндра компрессор и коробка передач, во втором силовой агрегат на месте, зато задняя подвеска на двух амортизаторах, а спереди – спрингер.
На волне всенародной любви к грязи всплыли и дерт-трекеры, срочно переименовавшиеся в стрит-трекеры. Впрочем, они особо никуда и не девались, прекрасно себя чувствуя в своих клубных резервациях. Характерное для стиля полутораместное седло в сочетании с широким и высоким (прямо как у рокерских «Яв» 80-х) рулем, мелкой фарой и скремблерными «концами» регулярно всплывают на тюненых классиках, не говоря уже о Sportster (с гоночных версий которых все и пошло), а в крайние годы добрались и до харлеевских «биг-твинов». Смотрится последнее, надо сказать, не хуже кафе-чопперов, а строится проще. К тому же никакой эклектики здесь нет, все каноны стиля отточены десятилетиями. А значит, никакого риска «не угадать» с пропорциями и сочетанием трудносочетаемого, что грозит переименованием тебя из «кастомайзера славного» в «калхозника презренного».
С другой стороны, риск этот не только чреват, но и заманчив. И желание поэкспериментировать, миксуя стили и эпохи, регулярно западает в сердце как матерых кастомайзеров (ну да, Роланд Сэндс и тут регулярно отмечается, как и Джесс Рук, и австралийцы из Deus), так и амбициозной школоты. Хиллклимберы из TW200, помесь ретромотарда с каферейсером из KLR650, «ниггер-чоппер» из CR250, чоппер-трекер-мотард из SR500… Самые безумные идеи встречаются на ура уже не только жюри кастом-шоу, но и вполне респектабельными клиентами вроде Билли Джоэла (владельца, к слову, собственного кастом-ателье, но при этом не брезгующего заказывать аппараты для себя на стороне). А потому прогресс продолжается, и смею надеяться, что из нынешней пока что мутноватой волны «офроудизации» вырастет не одно направление в кастомайзинге, а может, и в дизайне. Что поделать, кризис жанра в «большом» мотопроме многих производителей вынудил заимствовать свежие идеи «на улице». Свежайшее чему доказательство – самый что ни на есть дерт-круизер, красовавшийся на недавнем миланском мотосалоне на стенде Husqvarna.
|
|