ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



О ''Явах'' с любовью...


Во времена нашей молодости одна половина мужчин на вопрос: «Что такое «Ява»?» отвечали «мотоцикл», вторая – «сигареты» (количество вспоминавших остров было столь ничтожно, что можно не принимать во внимание). Стоит ли говорить, что первая половина была большей и лучшей?


Но времена изменились, и теперь на вопрос: «Что такое «Ява»?» скорее вспомнят остров. Сигареты и мотоциклы этой марки стали такой экзотикой, что число «действующих явистов» в России намного меньше побывавших в далекой Индонезии. А ведь это так несправедливо по отношению к бренду, который во всем СССР долгие десятилетия воплощал в себе двухколесную мечту, статус, свободу передвижения, в конце концов!

Пора исправить несправедливость и рассказать о «Яве» новому поколению мотоциклистов. Тем более что и повод хороший есть: чешским мотоциклам – уже 80 лет. А поскольку прошлое – это фундамент для будущего, мы обратились к исполнительному директору компании Jawa Владимиру Засадилу c просьбой рассказать о том, что ждет эту марку и ее поклонников в ближайшие годы.




Иван Ксенофонтов


Случилось так (или, как говорят философы, должно было так случиться), что моим первым мотоциклом оказалась «Ява». В то время (на дворе стоял 1974 год) подавляющее число мотоциклистов СССР считали изделие из дружественной социалистической Чехословакии лучшим из доступных. Мечтая и копя деньги на первый свой мотоцикл, я рассматривал и другие варианты, ведь «Ява» была дороже других (730 руб.), уступая по цене разве что «оппозитам» – «Уралу» и «Днепру». Но те выпускались с колясками и фактически заменяли домовитым товарищам недоступный в то время автомобиль: на авто стояли в очереди годами, а тяжелый мотоцикл с коляской было купить проще, хотя тоже не без труда.

Итак, что же было доступно из мототехники в 70-е советским людям? Про мопеды (по цене до 200 руб.) не говорю, их было в избытке, и обычно с них начинали свой путь в Большой Мотоциклизм. Мотороллеры двух видов («Вятка Электрон» и «Тула»), как ни странно, особой любовью не пользовались и стояли свободно в магазинах «Спорттовары» за 270 и 450 руб. соответственно. Думаю, главная причина их непопулярности – в маленьких колесах, ведь все понимали, какие у нас дороги. Особо их не рекламировали (собственно, никак не рекламировали: СССР – не буржуазная Италия), и красивые гламурные девушки на них не разъезжали. Да и вообще, в те времена женщина за рулем, неважно каким, воспринималась в штыки, как полная дура и вдобавок потенциальная убийца. Минский мотоцикл стоил около 300 руб., но он считался аппаратом для "чайников" и колхозников, и в городах их было мало. «Восходов» (450 руб.) было побольше, но опять-таки смущали небольшие 16-дюймовые колеса. А вот 175-кубовый мотор по своим показателям уже воспринимался всерьез, он мог разогнаться до «сотни», а с такой скоростью и автомобили не всегда ездили. «Ижи» в то время имели славу сугубо провинциальных и сельских мотоциклов, хотя их мощностные и скоростные показатели были на уровне чешских изделий. Считалось, и не без основания, что их качество ниже, а дизайн (тогда это слово уже знали), как бы сейчас сказали, отстойный. Лишь появившийся позже «Иж ПС» с японскими комплектующими и мощным мотором поколебал это представление, но ненадолго: перешли на наши детали, мощу урезали, а потом и вовсе сняли аппарат с производства. Очень привлекательна была 250-кубовая «Паннония»: как тогда казалось, стильного дизайна, на 19-дюймовых колесах и, самое главное, не такая дефицитная, как «Ява» (о чем чуть позже). На этих венгерских мотоциклах ездили с высоко поднятой головой (иномарка все-таки!), и довольно быстро и динамично. Особенно если удавалось заменить мотор на «явский» – он подходил по креплениям и, самое главное, перестановку официально разрешали гаишники. К тому же ряд привлекательных узлов «Паннонии» с удовольствием использовали даже «явисты»: «короткая» катушечная ручка газа, пластмассовое (и от того легкое) переднее крыло, модной формы задний фонарь и запираемые на ключ бардачки, которые хромировали и ставили на дуги как запасные емкости. Более продвинутые использовали при тюнинге «Явы» для офф-роуда спицы и 19-дюймовые обода. Стоила «Паннония» 600 рублей и в Москве продавалась в той же «Мото Яве», где и чешские аппараты. Бывало так: когда не доставалась «Ява», покупали венгерский мотоцикл.





Теперь о «Явах». В 1974 году, о котором идет речь, продавалась одна лишь модель «360-00», которую позже окрестят «старушкой». Раньше поставлялись и 250-кубовые «Явы» (их ласково называли «чекушками» - кто не знает, так же тогда именовали четвертьлитровые бутылки водки, стоившие, если память не изменяет, 1руб.49 коп.). У нас продавали две модели: 353 и 559 (кстати, цифры вовсе не обозначали кубатуру). Первая, с 12-сильным мотором – более ранняя, отличалась «низким» цилиндром (часть ребер размещалась на алюминиевом картере), а вторая – с высоким чугунным цилиндром, мощность - 14 л.с. Впоследствии я поколесил на «чекушках» (на чужих и своих), общая их характеристика – спокойные, чрезвычайно тяговитые аппараты, но тихоходные и с сильными вибрациями. Недаром бывалые «явисты», обладатели 2-цилиндровок, называли их «вибростендами».

Но вернемся к модели «360» образца 1974 года, которую, естественно, тогда никто «Явой-старушкой» не называл. Это был верх технического совершенства. Чуть позже, с конца 1974 года пойдет семейство «634» – машины на 18-дюймовых колесах, с прогрессивной дуплексной рамой, 2-кулачковым передним барабанным тормозом и существенно модернизированным двигателем. Ну, а у «старушки» - одинарная рама с близко расположенными точками крепления маятника (отчего груженый аппарат колбасило в виражах), 16-дюймовые колеса, двигатель с округлыми цилиндрами и старомодными сигарообразными глушителями. Мощность двухцилиндрового 350-кубового мотора составляла 18 л.с., что позволяло разгоняться до 125 км/ч. А дизайн был настолько вылизан, что казалось, ничто более совершенное не может появиться на свет.





Но мало было мне, студенту Московского автомеханического института, знать все эти нюансы, надо было еще купить мотоцикл. А сделать это было отнюдь не просто: в единственном магазине «Мото-Ява» на Хорошевке (теперь это просп. Жукова) существовали многонедельные очереди, отмечаться в которых надо было каждое утро. Правда, мотоциклы «выбрасывали» и в других столичных спортивных магазинах, но угадать где и когда было невозможно. Существовал и такой сервис: на вокзалах таксисты, вычисляя прибывших за «Явой» по шлему в руках (хорошие шлемы тоже были в дефиците, их выпускали только в Риге, и истинные мотоциклисты из других городов везли эти ценные головные уборы с собой, так же как и электролит для заправки сухих аккумуляторов), предлагали отвезти к нужному магазину. Стоил такой сервис по тем временам бешеных денег – 50 руб., но для иногородних это было удобнее, нежели пару недель жить на вокзале (слова «бомжевать» тогда не было в лексике, как и самих бомжей).





Понятно, что для меня такой вариант был неприемлем, и я предпочел отмечаться каждое утро, прогуливая первую «пару» в институте. И вот где-то на вторую неделю мытарств, когда запястье левой руки уже стало синим от записываемых и стираемых трехзначных цифр, соседка по очереди, отмечавшаяся для сына, сообщила потрясающую новость. Ее сын узнал, что ожидается несколько «Яв» в одном спортивном магазине. Не буду описывать подробности покупки, это особая история. И вот вечером 12 апреля (дату я запомнил, потому что в то время, когда выгружали мотоцикл из грузовика у дома, был салют – не по поводу покупки, а в честь Дня космонавтики) вишневое чудо техники прописалось в квартире. Но ненадолго – на следующей неделе я его выкатил, чтобы сдавать экзамен по вождению. И сдал с первого раза – надо сказать, что «Ява», хоть и была тяжелее экзаменационных «Минсков» и «Восходов», но прекрасно слушалась руля и вписывалась в фигуры.

Мотоцикл этот послужил буквально «путевкой в жизнь», пробежав в общей сложности более 90 000 км. Пять лет он решал в семье хозяйственные вопросы (так, я на нем возил на дачу телевизор и небольшой холодильник «Морозко», и это без коляски), вынес несколько дальних туров на Украину и в Прибалтику, а главное – познакомил с единомышленниками, которые в то время собирались в церквушке у Кремля (в клубе МосКАМТ) и на площадке в Лужниках. Там же я прибился к энтузиастам ежегодных слетов «Друзья Явы», которые проводили чехи совместно с нашим ДОСААФом и журналом «За рулем». Собственно, это были не такие «пивные» сборища, как принято сейчас, а довольно жесткие спортивные рубилова на дорожных чешских мотоциклах, в которых выступали лучшие водители из всех без исключения республик СССР, всего около 120 человек. Призы были серьезные: новенькая «Ява», коляска «Велорекс», моторы и другие агрегаты, и даже поездка в ЧССР. В программу, которая год от года была неизменна, входили скоростное фигурное вождение, спринт "Ле -Манн", триал и полоса препятствий. Шесть лет участвовал в этих соревнованиях в составе московской сборной, мы ездили своим ходом (это было одним из условий слетов) в Тбилиси, Баку, Полтаву, Харьков, Владимир и даже Прагу. Для соревнований подготовил другой, более приспособленный мотоцикл, еще один был для путешествий, на котором изъездил все республики, за исключением Армении и Молдавии.

В то время именно «Ява» считалась туристическим мотоциклом №1 – на них ездили далеко и надолго, уповая на надежность, достаточно высокий ресурс деталей, а в случае чего – прекрасную ремонтопригодность. Бывало, что в дальних походах «половинили» моторы и потом продолжали путь своим ходом, и не помню ни одного случая, чтобы возвращались в кузове автомобиля. Один мой попутчик, Володя Лапчевский из Тайшета, скопив отпуска за два года, проехал по стране за один присест 15 000 км. У меня на «Явах» в год выходило тысяч по 20 (ездил и зимой с третьим колесом), а в общей сложности намотал на чешских мотоциклах - а их было более десятка, от 175-кубовой до последней «638-ой» модели - где-то тысяч 300. Но память о той, самой первой «вишневке», храню до сих пор...

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Урал Ява Экипировка Минск Днепр триал Jawa Тула


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free