Российский рынок снегоходов, в привычном для многих из нас понимании, — это рынок дорогих игрушек. Однако львиную долю этого «пирога» составляют самые недорогие утилитарные модели. «Рабочие лошадки» полярников, нефтяников, егерей, жителей Крайнего Севера... Зачастую, снегоход — единственное средство передвижения. В России утилитарники продаются десятками тысяч в год, а выбор в этом самом нижнем ценовом сегменте невелик. Рыбинская продукция да японский «викинг». Все остальные «коты», «линксы» и прочие «поларисы» — уже значительно дороже. Именно поэтому появление на рынке нового игрока — это событие более чем значимое. В прошлую среду компания «Веломоторс» представила журналистской общественности свою новую разработку — снегоход под маркой Stels. Новинка долгожданная и даже в чем-то мифическая. Первые разговоры о ней начались несколько лет назад, а прошлой осенью нам даже дали «потрогать» первый прототип во время экскурсии на завод, и вот, наконец, первые «боевые» испытания. На суд журналистов выкатили аж три модификации снегохода. Но начнем по порядку. Аппарат — полностью собственная разработка компании «Веломоторс» — об этом они с гордостью говорят. Разумеется, опытный глаз бывалого снегоходчика заметит некоторые конструктивные сходства с западными аналогами, однако руководитель инженерно-технического центра компании Влад Новиков во время презентации модели сказал: «Перед нами не стояло задачи изобретать колесо. Нашей целью было максимально его улучшить». Многие технические решения — рама, ходовая часть — были разработаны на основе опыта финских коллег. Не могу сказать, что это плохо. Проверенные годами решения и конструкции будут преподносить меньше сюрпризов в процессе эксплуатации. Такое решение наиболее рационально. Итак, рама — стальная, туннель гусеницы тоже выполнен из стали. Подвеска лыж — телескопическая — именно такую конструкцию предпочитают большинство пользователей утилитарных снегоходов. Простая и надежная конструкция не боится встреч с бревнами, камнями и прочими «подснежниками», коих в лесу и в поле предостаточно. Да и обслуживания такая конструкция практически не требует. Лыжи — производства лидера рынка — фирмы Comoplast. Помимо этого, на тестовых снегоходах были установлены расширители лыж. Ход передней подвески — 150 мм. Снегоход относится к классу SWT — super widetrack. Ширина гусеницы составляет 650 мм. Кстати, гусеница используется отечественная, ее производят в Курске. В задней подвеске применен один гидропневматический амортизатор, ход подвески составляет вполне внушительные 240 мм — можно и попрыгать! Эргономика рабочего места водителя, на мой взгляд, лучшая среди всех «дешевых утилей». И уж точно, на голову выше, чем у рыбинского оппонента — Tayga «Варяг», и на две, чем у Yamaha VK 540 VI. Высокое, широкое и мягкое сиденье, спрофилированное под пятую точку, обивка на всех трех экземплярах представленных аппаратов различалась, однако ни одна из них не оказалась скользкой. Руль установлен довольно высоко, так что езда в стойке, частенько необходимая на пересеченной местности, довольно удобна. Не приходится сгибаться в три погибели, как, например, на том же «викинге». Ветровое стекло хитрой формы довольно высокое, и, по словам производителя, его форма была взята не с потолка, а просчитана, чтобы максимально оградить ездоков от холодного ветра и снега, летящих в лицо. На практике его изгибы несколько мешают обзору, искажая «картинку», но нас уверили, что на серийных моделях (а на тест были предоставлены предсерийные образцы), качество литья ветровиков будет заметно более высоким. На все снегоходы в серийном варианте будет устанавливаться приборная панель корейской фирмы Koso. Продукция фирмы давно известна — универсальные «приборки» этой фирмы предлагает даже мото-магазин Louis. Качество, читаемость и набор функций не хуже, чем у топовых снегоходов ведущих марок. Разумеется, снежик оборудован регулируемым (двухпозиционным) подогревом рукояток руля и курка газа, А форма и алгоритмы работы рулевых переключателей позаимствованы у снегоходов BRP. Не очень патриотично, зато практично. Разумеется, в наличии такие обязательные для любого утиля мелочи, как пассажирская спинка, сцепное устройство, весьма объемный багажник сзади, вместительная подседельная емкость и возможность установки лебедки как спереди, так и сзади. Ну и «на сладкое» — силовые установки. В данный момент имеется три варианта силовых установок. Два двухтактника и четырехтактная V-образная двойка. 520 Самый «младший» в линейке — двухтактный двухцилиндровый двигатель принудительного воздушного охлаждения, объемом 521 см3, производства немецкой фирмы Hirth. Немецкий производитель позиционирует этот мотор как идеальный по соотношению масса-мощность и рекомендует к использованию на сверхлегких и экспериментальных летательных аппаратах. Так что за надежность движка можно не переживать. При собственном весе в 31 кг двигатель развивает мощность 52 л.с. при 6500 об/мин и 60 Нм при 5700 об/мин. Двигатель имеет никасилевое покрытие цилиндров, электронную систему зажигания и электростартер. За питание отвечает карбюратор переменного разрежения Bing — простой и надежный агрегат. По общему мнению всей журналистской общественности, именно этот двигатель наиболее рационален в контексте снегохода Stels. С ним снегоход ощущается очень легким (снаряженная масса «пятьсот двадцатого» — 256 кг). Именно с ним подвески работают в оптимальном режиме, да и по легкости управления и послушности этот вариант заметно обходит своих более кубатурных сородичей. При этом, мощности и крутящего момента хватает с лихвой. Снегоход бодро берет с места и набирает приличную скорость. В нем хватит сил, и чтобы подняться в крутую горку, и чтобы буксировать нарты с пассажирами или грузом. Максимальная расчетная скорость аппарата — 75 км/ч, а максимальная масса буксируемого прицепа — 300 кг. Трансмиссия — классический вариатор с понижающим и повышающим рядами и реверсом. Детали вариатора поставляются из Китая и Тайваня, а самая главная деталь — ремень — японский. Его производит компания Mitsuboshi Belting Ltd. Приводные ремни — основная специализация фирмы. При этом, помимо выигрыша в массе и небольшого расхода топлива (контрольный расход — 12 л/100 км), этот вариант наиболее прост и дешев в обслуживании. Здесь даже нет системы раздельной смазки, хотя и присутствует возможность ее установки. «520-й» наиболее легок в управлении. В общем, выбор редакции Мото@Mail.Ru по соотношению цена-ходовые качества-простота и стоимость обслуживания — это именно младший Stels. Ориентировочная розничная стоимость снегохода Stels 520 — 180 000 руб. 625 Среднее положение в линейке занимает двигатель объемом 625 см3. Он тоже производится фирмой Hirth. Как и 520-й, этот агрегат тоже двухцилиндровый двухтатктник принудительного воздушного охлаждения, разве что за питание отвечают два карбюратора Dellorto. При сходной с «520-м» массе, всего 31 кг, этот двигатель развивает 65 л.с. при 6300 об/мин и 73 Нм при 6000 об/мин. Однако на практике этой прибавки в мощности не ощущается, а вот субъективное ощущение утяжеления морды аппарата присутствует. Из «бонусов» этого двигателя — раздельная система смазки. Из недостатков, пожалуй, повышенный расход топлива за счет применения двух карбюраторов и не очень радостная перспектива довольно трудоемкой процедуры их синхронизации при обслуживании. Мало того, что это требует специфических навыков, но еще и наличия прибора — синхронизатора-вакуумметра, который водится далеко не в каждом гараже. Однако же есть еще один нюанс — этот двигатель может поставляться и с системой впрыска топлива вместо карбюраторов. В компании «Веломоторс» сейчас рассматривают возможность установки именно впрысковой «625-ки» на свой снегоход. На наш взгляд, в таком варианте машина должна получиться очень интересной и по ходовым, и по экономическим характеристикам. Но пока, увы, только карбюратор. Ориентировочная розничная стоимость снегохода Stels 625 — 190 000 руб. 800 Топовая версия снегохода комплектуется четырехтактным впрысковым V-образным двигателем жидкостного охлаждения рабочим объемом 800 см3. Мощность силовой установки — 59,8 л.с. при 5500 об/мин, крутящий момент — 73 Нм при 4000 об/мин. Очень неплохие показатели для утилитарной машины. Двигатель в данный момент поставляется из Тайваня, однако на заводе «Веломоторс» в Жуковке полным ходом идет подготовка к началу производства этих двигателей собственными силами. Полностью локализовать производство обещают к 2015 году. Этот мотор тоже не новинка. За основу тайваньцы взяли проверенный и надежный агрегат фирмы BRP начала 2000-х годов. Словом, если с качеством изготовления и сборки будет все в порядке, сюрпризов движок преподносить не должен. Снегоход с этим мотором наилучшим образом подойдет для использования на больших открытых пространствах и длинных перегонах. Стезя его использования — зимнее такси или буксировка тяжелых грузов. Тяговитый экономичный двигатель с легкостью тащит за собой два снегохода и троих седоков — на себе. Мало кто из конкурентов сможет посоперничать! А вот езда по пересеченке или по лесу — ему дается гораздо хуже, чем «младшим братьям». Массивный двигатель заметно утяжеляет переднюю часть машины, и активно маневрировать на ней довольно утомительно. Снегоход с этим двигателем становится инертным и довольно неповоротливым. Да и снаряженная масса аппарата вырастает до значительных 320 кг, что на 64 кг больше, чем «520-й». Так что этот вариант стоит рассматривать, например, тем, кто большую часть времени перемещается с санями по замерзшим водоемам и хоженым маршрутам, «таксует» рыбаков и охотников в отдаленные от цивилизации районы и редко выезжает с наезженных трасс на целину. У перегруженной передней части есть и свои плюсы. За счет большой массы, уровень комфорта пилота и пассажира на голову выше, чем у легких модификаций. Инертность массы снегохода делает поездку даже по довольно разбитой трассе плавной и мягкой. По повадке он схож с туристическими моделями. В общем, это действительно снегоход для дальних поездок. Ориентировочная розничная стоимость снегохода Stels 800 — 210 000 руб. Итог и прогноз Снегоход, даром что первый, получился вовсе не комом. Это действительно вполне сбалансированная машина, способная составить серьезную конкуренцию нынешним игрокам. А уж учитывая заявленные цены, конкурентам, возможно, туго. Другое дело, памятуя опыт фирмы с квадроциклами, первые годы их техника не выдерживала никакой критики в плане надежности и управляемости, и лишь спустя время качество и потребительские характеристики стали выходить на приемлемый уровень. Здесь же все несколько сложнее. Утилитарный снегоход — это не игрушка для дачных покатушек, а чаще всего — рабочая лошадь, от которой требуется надежность, в первую очередь, и все остальное — во вторую и третью. Стоит чуть-чуть недоработать, и рынок будет потерян. В общем, впереди еще полгода до начала активных продаж снегоходной техники к сезону 13-14 года. Надеюсь, в «Веломоторс» успеют закончить все предсерийные доработки, вылечат все детские болезни и выйдут на рынок с готовым оформленным продуктом. Снегоход, пусть и в виде прототипа, мне понравился. Серьезная заявка если не на победу, то на весьма немаленький кусок рыночного пирога. Благодарим компанию «Веломоторс» за организацию теста. Экипировка CastleX предоставлена интернет-магазином www.castlerus.ru.
|