ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Новые горизонты — горная школа Skidooking


Карелия. Перекур снегоходной колонны, едущей
в прогулочном темпе по подготовленной равнинной трассе.
Разговор владельцев Ski-Doo Summit 800 и Arctic Cat M800 Sno Pro.

— Так себе снегоход. Дерганый, неустойчивый...
— Да у меня те же проблемы. Устал с ним бороться. Вывалил кучу денег,
а снежик оказался полным отстоем...

Из подслушанного.

Да, не стоит пытаться плавать в коньках, а кататься по льду в ластах. Это, мягко говоря, неудобно. Даже если ласты последней модели, а коньки вы одолжили у Плющенко. Приведенный диалог — яркая иллюстрация нецелевого использования снегоходов. Разумеется, горник — далеко не самая удобная машина для неспешных прогулок по равнинным «утоптанным» трассам.

 

Проблема в том, что многие, в силу разных причин, не очень хорошо понимают, чем горник отличается от кроссовера, а турист — от супервайдтрака. Покупая дорогую игрушку, люди разочаровываются, получая вовсе не то, чего ждали. Но то новички, и речь не о них. Речь о тех, кто купил горный снегоход осознанно, но все равно не может получить от него всего, что тот может дать. Потому что научиться использовать весь потенциал современного горного снегохода самостоятельно — удел уникумов, а их единицы. Как и в любом деле, чтобы научиться хоть чему-то, азам, и получить правильный вектор будущего развития, нужен Учитель, будь то вождение автомобиля, снегохода, игра на баяне или плетение макраме.

 

Именно с этой идеей, вроде бы, лежащей на поверхности, первой выступила компания «Rosan», дистрибьютор техники BRP, и, естественно, Ski-Doo в России.

Горная снегоходная школа Skidooking создана для тех, кто уже знаком со снегоходом, но хочет расти и развиваться дальше. Для тех, кто хочет получить от весьма недешевой игрушки все, на что она способна, ведь глупо покупать самый навороченный смартфон и пользовать его только для звонков и смс.

 

Заполярье. Длинная ночь закончилась и солнце уже поднимается над горами довольно высоко. Хибины — рай для пешеходников и велосипедистов летом, для горнолыжников и сноубордистов — зимой. Довольно мягкий климат, просто невероятное количество снега и близость цивилизации делают это место идеальным и еще для одного вида спорта — снегоходного.

 

Нас, мотожурналистов, пригласили принять участие в школе и пройти полный курс «горного снегоходства». Естественно, мы с радостью согласились. Ведь нет предела совершенству.

Каждый из нас далеко не новичок, за спиной приличное количество километров и моточасов на самой разной технике, в самых разных условиях. Даже в тех же Хибинах каждый из нас бывал не раз именно на снегоходах.

Чего я ждал от школы? Честно говоря, не знаю. Чего-то особенного точно не ожидал. Ну будут какие-то упражнения, покатаемся, послушаем скучную лекцию об опасности лавин... В общем, ничего не предвещало.

Однако все оказалось совсем не так. С самых первых минут утренней теоретической части занятий в голове крепко обосновалась мысль: «забудь обо всем, что знал раньше».

 

Горная стропа — петля на руле, ей не нужно пользоваться в горах? Вот это откровение. Быстро в горах ездить тоже неправильно? И стоять нужно обеими ногами на одной подножке? Все с ног на голову. Весь опыт, нажитый годами покатушек, ценой проб и ошибок оказывается не верен? Учиться с нуля — сложно. Переучиваться с неправильного на правильное — сложнее вдесятеро. Что ж, будем пробовать.

После столь массированной теоретической атаки от ощущения того, что ты не знатный снегоходчик, а, внезапно, ламер и неумеха — не по себе. Даже к снегоходу подходить как-то боязно. С волнением и предчувствием чего-то непонятного, то ли чуда, то ли грядущего провала, выезжаем в горы.

 

Ложбинка где-то в низине. Этакий маленький цирк с невысокими склонами метров по десять-пятнадцать. Своего рода «песочница» перед выездом в «настоящие» горы. Команда «вольно». Свободная программа. Можно просто покататься, попилить склоны, попрыгать на кочках. Глядя, как легко и непринужденно наш инструктор буквально взмывает на гребень, мужское начало берет свое, и бравая банда школьников-снегоходчиков начинает всячески доказывать себе и окружающим, что «я, на самом деле не такой уж и неумеха». Через пять минут под ухмылки инструкторов вся братия дружно вытаскивает из снежного плена свои застрявшие наглухо снегоходы. Действительно, никто ничего толком не умеет. Отличное упражнение перед началом настоящих занятий — окончательно сбивает гонор и выпендреж.

 

Стоит поподробнее остановиться на технике. Что такое, по сути, горный снегоход? Чем он отличается от прочих? Горник должен, во-первых, обладать изрядным запасом мощности, чтобы штурмовать крутые склоны. Должен иметь хорошую проходимость и зацеп, ведь снега бывает очень много. Он должен быть максимально легким, легко «роняться» на бок — вставать на одну лыжу, и быть хорошо контролируемым в таком положении. В данном случае, это не прихоть выпендрежника, а основной элемент техники езды. Позже поймем почему. При этом поворачиваемость для горника — штука далеко не первостепенная. Исходя из этих вводных, получаем следующую компоновку: легкий и мощный двухтактный двигатель, очень длинная и узкая гусеница со здоровенными снегозацепами, узкая колея лыж и мягкая подвеска. Снегоход получается весьма неповоротливый, очень валкий и даже нервный. Вернемся к эпиграфу к статье — именно на это и ругались незадачливые владельцы горников, катаясь по равнине. Для плоских утоптанных трасс, конструкция — хуже не придумаешь.

 

Наши снегоходы — наши школьные «парты», самые настоящие, а никакие не учебные. Ski-Doo Summit X 154 800R E-TEC. Горные машины 2013 модельного года — последнее слово техники. Именно с ними мы и будем постигать азы езды в горах.

В чем же фишка и главная идея горной езды? Начнем с очевидного — горы не плоские. Ездить приходится и вверх, и вниз. Логично, что простейший путь к вершине или наоборот, в низину — прямой. Перпендикулярно склону. Но далеко не всегда этот путь доступен. Склон может быть слишком крутым, чтобы снежик мог форсировать его «в лоб». На пути могут быть камни, скалы, снежные наносы, деревья... что угодно. Даже простой спуск вниз по гладкому склону не всегда возможен. Сцепления гусеницы с поверхностью снега не хватает, и даже с заблокированной гусеницей аппарат неконтролируемо съезжает вниз. А если там пропасть или даже безобидная березка? Погнутый или сломанный в горах рычаг передней подвески — и все может запросто закончиться фатально. Пешком через горы до цивилизации, в снегу по пояс — задача далеко не тривиальная.

 

Словом, главная задача — постоянный ни на секунду не прерывающийся контроль над техникой. Но это в общем, а в частности — умение контролировать снегоход не только в «исходной позиции» — на трех точках опоры, но и на двух. Зачем? При движении по маломальскому уклону даже под небольшим углом к перпендикуляру склона, то есть траверсом, снегоход стремится опрокинуться, что вполне закономерно. Как широко не расставляй лыжи, не опускай центр тяжести, все равно склоны круче 15-20 градусов будут для него неприступными. Значит, нужно ехать так, чтобы снегоход сохранял более-менее горизонтальное положение, двигаясь вдоль склона. Иными словами, ехать нужно на одной лыже, удерживая аппарат в балансе. Для этого-то горники и делают такими валкими.

Более того, помимо прямолинейного движения, необходимо уметь менять направление, причем не туда, куда снегоход поедет, а точно туда, куда нужно. Все те же камни, пропасти и прочие неприятности убегать с траектории не умеют, а цена ошибки, зачастую, жизнь и целостность техники.

 

Вот тут-то и начинается самое интересное. Еще один нюанс — любая ошибка, передозировка газа, слишком сильный наклон, неправильное положение на подножках, неверно выбранный угол входа на склон — приводят к неизменному результату. Снегоход просто зарывается зубастой гусеницей в снег и мертво садится.

О, это прекрасное и незабываемое время, которое я провел сидя посреди склона с зарывшимся по самое сиденье снегоходом! Вниз — до того места, где стоит группа, — метров двести-четыреста по пояс в снегу. Вверх — до плоского, тоже немало. И, главное, в большинстве случаев никто не может прийти тебе на помощь, потому что остановиться рядом — значит, засадить еще один снегоход. Только ты, сила воли и двести килограммов железа и алюминия, намертво засевших в метровом снегу. Прелесть и сказка!

 

Самый верный способ достать из снежного плена снегоход — это перекувырнуть его через бок. Так он окажется на нетронутом снегу и сможет начать движение. Звучит довольно просто? Еще раз: двести килограммов пе-ре-вер-нуть. В одиночку. С учетом того, что эти двести «кэгэ» примерно на полметра врыты в плотный снег. При этом перевернуть аккуратно, потому что если просто упереться и дернуть, снегоход, под действием импульса и силы притяжения укувыркается вниз по склону в уже упомянутые «камни-пропасть-березу».

 

Уже на пятый раз подобное упражнение не оставляет практически никаких сил. Сколько раз пришлось проделать это нехитрое «высокоинтеллектуальное» упражнение, я не знаю. Сбился со счета на втором десятке. Любая, самая незначительная ошибка — застрял, перевернул, отдышался, «проклял тот день, когда сел за баранку этого пылесоса», поехал пробовать еще раз. Не забываем еще и то, что даже на высоте в километр кислорода в воздухе гораздо меньше, чем на уровне моря. Чтобы начать задыхаться, достаточно просто попрыгать на месте, не говоря уж о «тяжелой атлетике». Именно здесь, в сто двадцать пятый раз «выплюнув легкие» на снег, начинаешь понимать, что вкладывали инструкторы во фразу «полный постоянный контроль».

Вот так, раз за разом, попытка за попыткой, с потом и кровью мы постигали премудрости снегоходной науки. Подняться на склон, сделать поворот на 90 градусов. Спускаясь со склона, развернуться на 180 и подняться на исходную, «нарисовать» на склоне восьмерку, пройти траверсом максимально возможное расстояние, подняться на склон сквозь лесочек, объезжая деревья...

 

И снова, и снова выкапывать снегоход. Но с каждой попыткой, когда не осталось физических сил, вынимая застрявший аппарат волей и хорошей спортивной злостью, иногда в одиночку, иногда с помощью друзей, пробовать еще и еще. Вот тогда понимаешь, что аплодисменты инструкторов и коллег после удачно выполненного упражнения — это не фарс и не стеб, а заслуженный орден на грудь. И вот уже сам, искренне радуясь за успех друга, улюлюкаю и хлопаю заснеженными перчатками, глядя, как он, с победой, скатывается со склона. Теперь этот склон не круче, чем он!

 

Вечером группа похожа на пленных немцев под Москвой. Мятые, тихие, со слегка серым цветом лиц. Нет сил даже на то, чтобы разговаривать. Очень непривычно для нашей шумной и вечно гогочущей компании. Ужин, душ, койка, темнота, будильник. Вроде даже глаза не успел закрыть, а второй день горной школы Skidooking уже ждет в свои объятия.

Умение правильно и точно ездить в горах — далеко не все, что нужно знать горному снегоходчику-бундокеру. Очень важно понимать, куда ехать можно, а куда лучше не соваться вообще. В этом залог счастливого возвращения домой. Еще один навык, без которого не обойтись в горах, — умение правильно действовать в том случае, когда кого-то все же угораздило попасть в беду. А главная опасность зимних гор — это лавины.

 

Помимо отрабатывания упражнений на технику езды, сегодня мы занимаемся основами противолавинной подготовки. У каждого за спиной объемистый красный рюкзак. Это система R.A.S. — removable airbag system. Знакомое слово, не правда ли? Но здесь тот самый эйрбэг призван не смягчать удар. Если вдруг попадаешь под сход лавины, нужно незамедлительно дернуть ручку вроде парашютной на лямке рюкзака. За спиной надуется большой красный мешок, который повысит шансы оказаться на поверхности снежного потока, а не глубоко под ним.

 

Также в рюкзаке имеется легкая разборная снеговая лопата, и лавинный щуп — сборный шест длиной под четыре метра. На груди каждого висит маленький желтый прибор — лавинный датчик. Это своего рода радиомаяк, с функцией приема сигнала.

В нормальном, походном положении, он работает на передачу, но как только кто-то оказывается под снегом, остальные участники группы или поисковики переключают свои приборы в режим приема, а дальше, как в кино, — по громкости и интенсивности сигнала находят более-менее точное расположение пострадавшего под снегом. Далее в дело вступают щупы и лопаты.

В общем, ничего сложного, но если не знать что и в какой последовательности делать, можно упустить последний шанс на спасение. Счет жизни человека под снегом идет на минуты.

 

Все это кажется далеким и «не из этой жизни», однако наши тренировки по поиску «заваленного» снегом «пострадавшего» рюкзака инструктора проходили на совсем свежей, сошедшей несколькими днями ранее лавине. Под ней погиб человек. Всего несколько дней назад вот этот самый, белый, мирный и вроде бы незыблемый снег, переливающийся на солнце искрами, погубил человеческую жизнь. Осознание этого очень здорово возвращает с небес на землю. Горы — не шутка. И хоть мы здесь под постоянным контролем опытных инструкторов, произойти может все что угодно. Все — взаправду, а не понарошку. Очень отрезвляет.

 

Третий день школы. Студенты уже совсем не те, что были еще позавчера. Конечно, до прожженных горных снегоходчиков нам еще далеко, но то, с какой скоростью мы превратились из практически полных «нулей» во вполне уверенно едущих бундокеров, — удивляет даже нас самих. Это заслуга, несомненно, не наша, а тех людей, которые эти три дня показывали, рассказывали, объясняли, заставляли еще и еще выполнять упражнения, — наших инструкторов. Зачетные заезды по «экзаменационным» склонам. Сложные связки упражнений даются не с первого раза, но всем. Засевших по склонам снегоходов сегодня заметно меньше, чем в первый день. Прогресс! Конечно, пришлось покопать и здесь. Снова потеть, пилить мешающие высвобождению кусты и березки, снова копать и кувыркать снегоходы. Но все же мы едем! Причем едем там, куда позавчера даже смотреть было страшно.

 

Меня больше всего поразило то, насколько мало я знал о технике вождения снегохода не только в горных условиях, но и вообще, в целом. Столько лет, и практически никакого развития. И вдруг мне открыли новый мир. Конечно, я не стал мастером спорта по «горному снегоходству». Чтобы достичь действительно серьезных высот, нужно много и упорно тренироваться, и в спортзале, и в горах, со снегоходом. Но зато мой взгляд на возможности любого снежика изменился кардинально. Даже известный вдоль и поперек, скучный как валенок утилитарник Yamaha VK540, на котором пришлось покататься после участия в школе, заиграл совершенно новыми красками. Оказывается, он тоже о-го-го сколько может, просто мы, зачастую, не умеем пользоваться этим скрытым арсеналом.

 

Подводя итог, хочется сказать только одно: если вы любите снегоходы, у вас за плечами не одна зима в седле, и вы считаете себя опытным снегоходчиком, то курс школы именно для вас. Даже если вы никогда не были в горах и не собирались на регулярной основе кататься в Хибинах, Альпах или Карпатах, все равно, школа Skidooking даст больше, чем вы могли бы предположить. После трехдневного курса вы совершенно по-новому взглянете на свой аппарат и удивитесь, как он, оказывается, умеет ездить.

 

А учитывая то, что стоимость курса сопоставима с ценой половины комплекта среднестатистической экипировки, можно прикинуть, насколько такой опыт окажется ценным во всех смыслах слова. Ну и стоит упомянуть, что в данный момент, кроме школы Skidooking, подобных программ в России не предлагает никто. Школа быстро набирает популярность. Хоть снегоходный сезон на Кольском полуострове и длится почти до середины апреля, мест в группах практически не осталось. Так что стоит поторопиться, авось повезет? Ну или бронировать места на следующую зиму.

Более подробную информацию можно получить на официальной странице школы.

Благодарим компанию «Rosan» и дилерский центр BRP «Газ до отказа» за предоставленную возможность участия в школе Skidooking.

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Yamaha


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free