|
НЕ УБИЙ ИСТОРИЮ
фото автора, Евгения ПЕВЗНЕРА и BMW
О РЕСТАВРАЦИИ И ИМИТАЦИИ
О восстановлении старинных мотоциклов и автомобилей написано много, однако не всегда, на мой взгляд, понятно. Приходится удивляться тому, как превратно многие толкуют само понятие "реставрация". Приведу цитату - она важна для разговора. В "Толковом словаре русского языка" под редакцией С.И. Ожегова сказано: "Реставрация - восстановление обветшалых или разрушенных памятников искусства, старины в прежнем, первоначальном виде". Последние слова выделены не случайно - в них и заключен смысл работы, именно они и являются аксиомой, то есть положением, не требующим доказательств. Все то, о чем говорится ниже - следствия этой аксиомы.
Первое и самое важное следствие: цель реставрации проистекает по определению - максимальное приближение облика мотоцикла к тому виду, какой он обрел в момент выхода из заводских ворот. Но с оговоркой: иногда очень важно воссоздать машину как раз не в заводском виде. Пример - военные мотоциклы, поступавшие на фронт. Дооборудовали и перекрашивали их уже в полевых условиях. Так вот интересны они именно в таком виде.
Существуют и просто мемориальные экземпляры: их хозяин, в прошлом какой-нибудь известный человек, внес в конструкцию изменения, и в память о нем мотоцикл лучше сохранить именно таким. Обязательное условие: все эти подробности должны быть документально подтверждены и обоснованы.
И тут мы плавно переходим к следствию второму: для успешной реставрации необходимо добыть всю информацию о конкретном экземпляре. Любую работу со старой техникой правильно начинать только после того, как удается раскопать фотографии и технические данные, по возможности историю образца, а если повезет - и техническую документацию. Стоит поговорить с предыдущим владельцем, а если есть возможность, то и несколькими из них: наверняка всплывет что-то интересное и о мотоцикле, и о своеобразии мотоциклетной жизни той давней эпохи, в том числе об одежде. Упоминаю об облачении, экипировке не просто так. На слетах антикварщиков иной раз поражает совершенно дикое несоответствие в военной униформе выступающих на армейских машинах (облачиться в нее - не столько особый шик, сколько свидетельство глубоко и тщательно проведенного восстановления). Но, к сожалению, многие из моих коллег не задумываются о том, что стиль их наряда тоже входит в понятие реставрации - ведь технике нужны фон и антураж.
Следствие третье: еще перед началом работы надо решить, с какой целью восстанавливаешь машину. На мой взгляд, лучший вариант - аккуратно хранить отреставрированный мотоцикл и регулярно выезжать с ним на мероприятия, иногда ездить просто "для души". Если же постоянно эксплуатировать ретро-мотоцикл (не важно - в силу того, что не обзавелся другим транспортом или из желания "круто выступить" в компании), то, скорее всего, потребуются переделки и усовершенствования, несовместимые с понятием "реставрация". Установка современных осветительных приборов, колес, а то и силового агрегата приводит к появлению на свет репликара или предмета, прошедшего процедуру "тюнинга", - но не памятника истории.
|