|
НЕ РОПЩИТЕ, АНТИКВАРЫ
фото автора
ЧОППЕР НА ОСНОВЕ ДЕТАЛЕЙ ДОВОЕННОГО BSA
Десять лет назад я бредил тем, как поеду на чоппере, но лишь недавно состоялся первый выезд.
Его основа - двигатель с коробкой передач от BSA WM20, 1939 года выпуска. На то, чтобы мотор заработал, потратил около двух лет. Пришлось восстанавливать и КП. А рама была такая, что без слез не взглянешь.
Спасло "железо" лишь то, что английская сталь тех лет плохо поддается коррозии. После чистки и смазки увидел, что в настоящем ремонте нуждаются только роликовый подшипник нижней головки шатуна и клапанный механизм. Немало побегал, пока нашел замену роликам - подошли (после шлифовки посадочных мест) детали от подшипника КП ГАЗ-52. Втулки клапанов изготовить было нетрудно, а вот найти клапаны, размеров которых бы хватило, чтобы выточить замену длиннющим клапанам моего двигателя, оказалось сложно. И вот как-то мне подарили что-то похожее на искомое (от чего - боюсь, не узнаю никогда). Работу осложняло еще и то, что не только все резьбы - дюймовые, но и шестигранники болтов и гаек - под дюймовые ключи. А чего стоило изготовить сальники! Они и в КПП, и в двигателе либо кожаные, либо войлочные.
Карбюратор приспособил К-68 от "Иж-Ю5" с диффузором 28 мм. Почти "с нуля" изготовил сухое многодисковое сцепление. Ведомые и ведущие диски - из 2-миллиметровой стали, а затем на ведущие наклепал куски бэушных накладок вазовских дисков - новые слишком толстые. Пружины взял от "Ижа", а выжимной диск от - WLA 42.
Переднее колесо - от "Иж-ПС" в сборе с тормозным механизмом. Оно легкое, и тормоз достаточно мощный. Заднее изготовил сам, из автомобильного обода диаметром 15 и шириной 155 мм. А что с резиной? Ездить приходится не только по асфальту, а по раскисшей после дождя грунтовке на шоссейной далеко не уедешь. Установить на чоппер кроссовую? Нет уж, увольте. И установил автомобильную "всесезонку". Чтобы она как следует держалась за дорогу на поворотах, края протектора закруглил напильником. Получилось неплохо*.
Передняя параллелограммная вилка - третий вариант: на 95% она из "нержавейки". Пружины подошли от MZ, амортизатор - от передней подвески "Жигулей". Чтобы добиться нужной характеристики подвески, лишь немного перенастроил его внутренности. Ход вилки небольшой - всего 100 мм, и от ударов при пробоях ее спасают буферы - резиновые втулки от рессор "Москвича". Нижние рычаги - на подшипниках, это для жесткости. Первый вариант с металлическими втулками не прошел ходовых испытаний - вилка слишком свободно "гуляла". Амортизаторы задней подвески (они от "Днепра") спрятал под сиденьем. Расположил их горизонтально, и поэтому их поршни постоянно гоняли жидкость вперемешку с воздушными пузырями. Избавился от этого безобразия только после того, как подсоединил к ним компенсационные бачки.
Генератор приспособил "днепровский". Его расположил над КП (и соединил с барабаном сцепления - чем бы вы думали? - ремнем от стиральной машины). Мощность генератора по нынешним меркам невелика, всего 150 Вт, но и ее хватает за глаза. К тому же система зажигания, как положено довоенному мотору, работает от магнето.
Все, что на моём аппарате блестит, - либо нержавеющая сталь, либо полированный алюминий. Например, держатели руля выточены из прочной, но ржавеющей стали, а на них надеты как бы "одежки" из алюминия и "нержавейки". Признаюсь: при изготовлении кожуха цепи моторной передачи я истребил целый комплект "нержавеющей" посуды. Еще пару кастрюль превратил в корпус воздушного фильтра.
|