|
Кто не падает — тот не ездит. Эта аксиома, истина, не требующая доказательств. Именно поэтому вопрос подбора экипировки и особенно вопрос ее каждодневного использования стоит довольно остро перед каждым, кто садится на два колеса. Тем не менее, даже самым отъявленным экипопоклонникам иногда не везет. Тема травм и способов их предотвращения поднималась неоднократно, в частности и на нашем портале. Но в этот раз мы решили взглянуть на проблему с другой стороны и пригласили для беседы практикующего травматолога-ортопеда Центральной клинической больницы Российской Академии Наук Василия Борисовича Шишкина. | Василий Борисович Шишкин, травматолог-ортопед Центральной клинической больницы Российской Академии Наук | Первый вопрос непосредственно связан с нашим тестом защитных коленных брейсов фирмы CTI. Насколько, с медицинской точки зрения, они эффективны в плане защиты коленей мотоциклиста? Нужно понимать, что брейсы CTI в большей степени рассчитаны (и были изначально разработаны) для реабилитации, то есть для восстановления после травм, а не для противодействия их появлению. Если углубляться в медицину, то существует два основных вида травм (применимых к мотоциклам) — это прямая и непрямая. К прямой мы относим непосредственное воздействие — удары, сдавливания и т.п. К непрямым — всевозможные вывихи, растяжения и травмы, вызванные движениями суставов, выходящими за пределы запрограммированных степеней свобод. С этой задачей CTI, да и все прочие брейсы справляются хорошо, ведь они рассчитаны именно на то, чтобы ограничивать движение сустава в «запрограммированных» природой пределах, снимая большую часть нагрузки со связок. Но, к сожалению, большинство мотоциклетных травм — это высокоэнергетические, ударные травмы, от которых подобный «экзопротез» защитить не может. Яркий пример: в критической ситуации многие, особенно новички, выставляют ноги, стараясь «поймать» мотоцикл, однако даже небольшой скорости движения будет достаточно, чтобы стопа, столкнувшись с каким-то препятствием на дороге или даже просто асфальтом, передала удар через берцовую кость в колено. В результате получается, что берцовая кость «выдавливает» бедренную, и происходит перелом. От подобных травм брейсы, к сожалению, не спасают. В общем, вывод простой: даже самые лучшие системы защиты колена не способны гарантировать полную безопасность сустава. Некоторые виды нагрузок, возникающих при падениях, остаются вне поля «действия» брейсов, защитных щитков и вставок в брюки. Да, можно, в общем, ездить и в гипсе, он спасет от переломов, ударных нагрузок, вывихов и прочих травм, но ведь это неудобно... Выходит, не всегда наиболее жесткие и «дубовые» мотоботы и самые современные брейсы — это лучшая защита. Есть еще один нюанс: излишне жесткая защита по всем «фронтам» может сработать «наоборот». Все тело человека работает как амортизатор. В каждом суставе есть некоторая степень свободы, гасящая энергию, к примеру, вращения (результатом которого может стать вывих сустава). Излишне жесткая фиксация определенных частей тела (голеностоп, колено) может привести к тому, что вместо того, что тело само отработает и погасит вращение, произойдет винтовой перелом — ведь все запрограммированные «люфты» суставов окажутся зафиксированными защитой. А если обратиться к статистике, какие части тела страдают у мотоциклистов чаще всего? Нижние конечности. Голень и все, что выше. Голеностопный сустав? Нет, именно голени и колени. В Москве (напомню, что наш собеседник работает в ЦКБ РАН, и вся статистика, полученная из личной практики, относится к Москве) мотоциклисты берегут свое здоровье, и большинство используют не только обязательный, согласно ПДД, шлем, но и другие элементы защиты, в частности, мотоботы. Поэтому проблемы с голеностопом у московских байкеров встречаются нечасто. А вот винтообразные переломы большой берцовой кости часто, со смещением, и переломы мыщелков случаются регулярно. Мыщелки — это части бедренной кости, которые и формируют, грубо говоря, верхнюю часть коленного сустава. Возникает такая травма либо от бокового удара в область колена, либо при уже упомянутом ударе со стороны стопы. Восстанавливать такие переломы очень сложно и долго. Может быть, сможете дать какие-то рекомендации, чтобы избежать или хотя бы минимизировать вероятность появления травм, и описанных, и всех прочих? Сложно давать какие-то конкретные советы. Пешеходам в таких случаях советуют просто запрыгивать на капот «сбивающей» их машины. Главное правило — стараться максимально сгруппироваться, прижать руки и ноги к туловищу. Расслабленная конечность, во-первых, играет роль рычага, под воздействием которого она же и будет повреждена. Во-вторых, можно запросто заработать множество ударных травм, вплоть до потери пальцев, если речь идет о руках), ну и главное, пожалуй, — это то, что когда тело сгруппировано, мышцы играют функцию дополнительной фиксации (в помощь связкам). А значит, меньше шансов заработать травмы суставов, мышц и связок. Ну и, разумеется, следует держаться подальше от твердых и «железных» машин и мотоцикла. Иначе говоря, при неизбежности аварии, стараться максимально быстро отделиться от мотоцикла. Еще есть какие-то рекомендации, может быть, более общие советы? Да, к сожалению, практика показывает, что травмированные люди не сразу обращаются за помощью. «Я просто ушибся, через пару дней пройдет», «Некогда идти в больницу, и так дел полно, да еще и мотоцикл теперь чинить» и так далее. Зачастую перелом или травмы сухожилий неочевидны в первые минуты и даже часы после ДТП. Плюс, общее шоковое состояние, которое заметно повышает болевой порог. Люди обращаются за квалифицированной помощью только тогда, когда становится понятно, что «что-то не так». Бывает, что через несколько дней, бывает, что и через пару недель. Затягивать с посещением больницы, даже если сперва кажется, что все в порядке, ни в коем случае нельзя. Последствиями такой безответственности оказываются образование «ложных» суставов, неправильно сросшиеся кости и прочие очень неприятные вещи, на лечение которых уходит гораздо больше времени, сил и денег. Причем посещение травмпункта зачастую не значит, что «можно успокоиться и ждать, когда все заживет». Поток людей в таких местах довольно велик, и основной задачей врача является оказание первой квалифицированной помощи. «Гипс — зеленка — домой». Стоит, все же, обратится к врачу в профильное отделение той или иной больницы для более тщательного обследования и выбора лечения. А разве не везде у нас сценарий «гипс-зеленка-домой» является основным и бесплатным? Насколько я знаю, отечественная бесплатная медицина, в части лечения костей-связок и всего, с этим связанного, ограничивается именно этим? К счастью нет. Во всяком случае, в Москве. Современные тенденции в медицине, как мировой, так и отечественной — это максимально быстрое возвращение функциональности травмированной конечности. Быстро зафиксировали, к примеру, перелом, быстро начали восстановительные процедуры, главное в которых — движение. То есть сам по себе гипс никак не ускоряет заживление кости. Но зато мышцы и связки, обездвиженные на несколько недель, теряют подвижность, деградируют, и после снятия повязки приходится тратить много времени на разрабатывание сустава, восстановление тонуса мышц и эластичности связок. Поэтому сейчас стараются применять именно оперативное вмешательство и установку фиксирующих пластин, винтов и прочих «крепежных» элементов. Это позволяет сохранить подвижность суставов и, как следствие, сократить срок реабилитации. А что касается повреждения связок? История такая же? Здесь все наоборот. При травме связок главной задачей становится обеспечить поврежденному суставу полную неподвижность. Делать это можно по-разному — гипсовой повязкой, лангетой, ортезом или фиксировать сустав на время реабилитации при помощи пластины. Другое дело, что и здесь гипс оказывается «вчерашним днем» медицины. Но ведь это не бесплатно? Не совсем так. Несколько лет назад московские больницы отошли от устаревших советских стандартов лечения. Больницы закупают необходимые материалы для подобных операций, однако же их количество ограничено. Если больнице положены, допустим, пятьдесят комплектов пластин в год, то большего ждать им не придется. Всегда есть шанс оказаться пятьдесят первым, и тогда, увы, или бесплатный гипс, или платная медицина. Нужно отметить, что далеко не все больницы закупают импортные расходные материалы, ведь закупки проводятся на основании тендеров. Зачастую в распоряжении врачей есть только материалы отечественного производства, которые они могут использовать в рамках бесплатного лечения. И вот здесь однозначно лучше оказаться тем самым «пятьдесят первым» и самостоятельно купить импортную пластину и расходники, чем получить бесплатное, но не самое качественное лечение. К сожалению, сейчас отечественные производители довольно сильно отстают от зарубежных коллег. Качество нашей продукции оставляет желать лучшего. В таком случае, может быть, есть какие-то больницы, лечиться в которых предпочтительнее? Понятно, что есть «склиф», первая градская, «67-я»... Эти больницы — на «переднем краю». Туда везут сразу с места происшествия, из-под колес... Но, на самом деле, все зависит от загрузки. Если, конечно, речь не идет о жизни и смерти, то человек встает в «живую» очередь. Пациентов много, количество операций, которые больница проводит в сутки, ограничено. Поэтому, может повезти, а может нет. Придется ждать. Более адекватно по срокам работают ведомственные больницы. Там поток не такой большой, в такие места не везут всех подряд, условия и общее отношение в них, конечно, получше. Но ведь вопрос как раз и упирается в то, что «не всех туда везут». Как туда попасть? Если вы не относитесь к такой больнице непосредственным образом (не работаете в той или иной структуре, имеющей собственную больницу), пожалуй, наиболее простой и надежный способ — это добровольное медицинское страхование. Опять же, не бесплатно, именно в этом и заключается смысл страхования. Если вернуться к лечению связок. Травмы подобного рода у мотоциклистов случаются довольно часто, а заживают долго. Кроме того, зачастую срастаться просто нечему. Что лучше, искусственные связки или свои же, взятые из других мест собственного организма? Конечно, лучше свои. Все же искусственные материалы, даже самые современные, все равно со временем ветшают, растягиваются, в общем, имеют свой срок службы. А «родная» связка, как часть живого организма, имеет регенеративные функции. Иными словами, искусственный заменитель рано или поздно даст о себе знать, и придется уделять ему внимание вплоть до замены, а своя связка, если, конечно, операция сделана хорошо и не возникло осложнений, будет работать всю жизнь без потери функциональности. Другая проблема заключается в том, что далеко не все врачи и не каждая больница умеют работать с такими травмами. И здесь мы возвращаемся к предыдущему вопросу о качественном выборе мед. учреждения, врача и ДМС. Отвлечемся от рук и ног и обратимся в сторону наиболее «дорогого» — головы. Есть ли какие-то рекомендации по выбору защиты головы с медицинской точки зрения? В последнее время получает все большее распространение защита шеи — брейсы, ограничивающие подвижность головы относительно корпуса. Очень рекомендую обзавестись такой штукой, особенно если приходится кататься по оффроуду или участвовать в каких-то внедорожных соревнованиях. Хотя, конечно, и на дороге такая штука может выручить. Переломы шейного отдела позвоночника — очень тяжелые травмы, могущие вызвать много неприятностей вплоть до паралича. Что касается шлемов, главное — это наличие и функциональность сминаемой зоны внутри шлема. Мозг человека — это, по сути, желе в твердой коробке. Повредить его при ударе довольно просто. Бывали даже случаи, когда музыканты, играющие металл, сами устраивали себе сотрясение мозга, просто мотая головой. Чего уж говорить об ударах. Именно поэтому так важно, чтобы при столкновении гашение скорости, с которой движется голова и ее содержимое, происходило максимально плавно. Принцип тот же, что и у автомобильной подушки безопасности. Скорость гасится не мгновенно, а постепенно. Ну и, конечно, очень желательно, чтобы шлем был оборудован хоть какой-то защитой нижней части лица. Что ж, главное, на мой взгляд, это то, что отечественная медицина не стоит на месте. Принимаются новые стандарты и методы лечения, больницы, пусть медленно, но верно отходят от методов, изобретенных еще в позапрошлом веке. Все же, какое резюме? Многие мотоциклисты часто говорят и даже спорят о том, какой период мотосезона наиболее опасен. Начало, когда навыки подзабыты, а автомобилисты отвыкли от мотоциклов на дорогах, разгар сезона, когда приходится ездить больше всего, или конец, когда остывает асфальт, даже дни становятся серыми и видимость падает. Могу сказать, что количество пострадавших в ДТП мотоциклистов примерно одинаково буквально с первых теплых дней весной и до первых заморозков. То есть, в течение всего сезона уровень аварийности среди мотоциклистов более-менее ровный. Поэтому не стоит расслабляться никогда. Шанс угодить в неприятности одинаков в любой период. Ну и, конечно, не стоит игнорировать экипировку. Пусть никакие, даже самые дорогие и современные средства защиты не могут гарантировать абсолютной безопасности, они способны заметно облегчить последствия падений и столкновений. Будьте внимательны и берегите себя!
|