ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Мушкетер мотомира: конструктор Клод Фьор


Десять лет назад разбился на своем легком самолете Клод Фьор, один из самых оригинальных конструкторов мотоциклов. Его характерная передняя рычажная подвеска скопирована во многих странах – от Британии до Новой Зеландии – и послужила основой для BMW Duolever, самой удачной замены традиционной телескопической вилки.

Клод Фьор родился в Южной Франции – как и герой романов Дюма д’Артаньян. Как и мушкетеры, Фьор всю жизнь боролся с заурядностью и косностью – но не шпагой, а карандашом и циркулем. С их помощью он создавал необычные машины, доказывавшие, несмотря на вечно ограниченный бюджет, правоту его радикальных идей на гоночных трассах. Маленькая мастерская Fior Concept, расположенная у девятого поворота трассы Ногаро, демонстрировала инновации, возведенные в ранг искусства.

Свою карьеру конструктора-новатора Фьор начал еще в 1964 году, в возрасте девяти лет. Тогда он переделал мопед Velosolex своего старшего брата, справедливо рассудив, что расположение мотора над передним колесом – не самое выгодное для гоночной техники; он поставил двигатель над задним. Закончив школу, Клод два года проработал механиком во французской команде F3. Там он настолько хорошо освоил искусство обработки и сварки легких металлов, что в 1976 году, в возрасте всего 21 года, открыл в родном Ногаро компанию по поставке компонентов из этих материалов для процветавшей в то время французской гоночной индустрии. Но у этого предприятия была и сверхзадача: финансировать спортивную карьеру самого Фьора, который не на шутку увлекся мотогонками. Успехи во французских национальных состязаниях вдохновили его в 1978 году на переход на следующую ступень – в гонки World Endurance (многочасовые заезды на выносливость). Он финишировал в ведущей десятке в таких престижных соревнованиях, как 24-часовые гонки Ле-Ман и в Барселоне, а лучшим его результатом стало третье место на австрийском 1000-километровом этапе чемпионата в 1980 году – на 1000-кубовой Honda c рамой собственной конструкции. «В 1978 году я выступал в Ле-Ман на Yamaha XS1100, переделанной с карданного на цепной привод, — рассказывал мне как-то Фьор. – Хотя мы заняли второе место в классе Silhouette, во время гонки я постоянно мучился с нестабильностью передней части машины. Так что решил спроектировать оригинальную переднюю подвеску, используя свой богатый опыт работы с гоночными автомобилями. В итоге родилась вилка Fior, и, опробовав ее на 50 различных мотоциклах, гоночных и дорожных, я уверен в ее превосходстве над «телескопом». Единственная причина, по которой до сих пор широко применяют телескопические вилки, в том, что люди – рабы привычки: они боятся всего необычного, даже если оно работает лучше».

В 1979 году Фьор занял восьмое место в 24-часовой гонке Ле-Ман на Yamaha XS1100 с вилкой собственной конструкции – превосходный результат, если учесть, что впереди были только заводские машины. К следующему сезону Клод построил более мощный аппарат с двигателем Honda RSC1000, спроектировав для него не только вилку, но и раму. Мотоцикл получился настолько удачным, что Фьор решил сосредоточиться на шасси, изготовив серию гоночных байков с моторами Yamaha TZ250. Успешные выступления этих машин в чемпионате Франции сподвигли местного импортера Yamaha, компанию Sonauto, заказать Клоду шасси для заводской команды – с ним должен был выступать Марк Фонтэн в «пятисотках» в сезоне 1981 года. Увы, японских боссов напугала столь радикальная конструкция, и они наложили вето. «Sonauto хорошо заплатила мне за эту работу, — вспоминал Фьор, — но все же я был разочарован. Лучше бы я не получил денег, но увидел бы свое детище в гонках!» Ну что же, гонорар от Sonauto позволил Клоду построить собственный 500-кубовый гоночный аппарат – с двигателем Suzuki RG500. На нем чемпион Endurance Жан Лафон в сезоне 1982 года выступил в нескольких гонках «пятисоток» — на Гран-При Франции (который, правда, топ-команды проигнорировали из-за плохого состояния трассы) он даже лидировал, но, увы, упал незадолго до финиша.

Еще более инновационную конструкцию, с алюминиевой диагональной рамой в стиле Кобаса, Фьор построил к сезону 1983 года. Решив, что двигатель Suzuki исчерпал свои возможности, к 1984 году Клод подготовил мотоциклы с трехцилиндровым мотором Honda RS500. На одном из них швейцарец Марко Джентиль, близкий друг Фьора, стал лучшим гонщиком-частником в «пятисотках», опередив всех выступавших на Honda RS500 с рамами обычного типа. Клод строил и 250-кубовые аппараты, с двигателями Yamaha и Rotax. Шасси Fior-Rotax представляло собой логическое завершение эволюции диагональной рамы: длинный тандемный двухцилиндровый мотор заключен, как в бутерброде, между двумя алюминиевыми боковинами. Мотоцикл получился чрезвычайно вертким и очень легким, так что для достижения действовавшего тогда минимального ограничения в 90 кг его пришлось догружать балластом.

Чрезвычайно похожим на вилку Фьора оказался узел, разработанный английским инженером Норманом Хоссаком. Хоссак даже запатентовал это решение в 1984 году – правда, потом он потерял права на патент, так что BMW не платила ему отчислений. Но, справедливости ради, заметим: Фьор никогда и не пытался получить патент, а когда Хоссак сделал свою первую вилку, Клод с узлом такой же конструкции уже выступал в гонках.

У вилки конструкции Фьора немало преимуществ по сравнению с обычным «телескопом»: разделение функций управления и подвески (так что при торможении в повороте вилка не становится «дубовой»), отсутствие «клевка» при торможении, прекрасная отзывчивость и возможность широких настроек (не только гидравлики, но и геометрии шасси). К тому же у такой вилки лучше соотношение масса-жесткость и меньше неподрессоренные массы. «У моей вилки выше жесткость несущих нагрузку компонентов, — рассказывал мне Клод, – и лучше чувствительность, поскольку внутренне трение у нее меньше, чем в «телескопе». Короткая база, высокий центр тяжести и малый вылет, характерные для моих мотоциклов, позволяют быстро проходить повороты и менять направление движения. Единственное, что не позволяет выжать из этой конструкции все возможное – недостаточная жесткость боковин передней шины. Шинные компании не хотят разрабатывать специальные шины для мотоциклов с нетрадиционными передними подвесками – от этого же страдали ELF и Bimota Tesi».

По крайней мере, Фьор осуществил еще одну мечту: построил полностью французский гоночный 500-кубовый мотоцикл с четырехцилиндровым двухтактным двигателем собственной конструкции на основе сайдкаровского мотора JPX. На этом аппарате два сезона успешно выступал Марко Жентиль – в 1989 году он опередил даже Рэнди Мамолу на заводской Cagiva. Увы, зимой того же года Жентиль разбился, и в 1990 году Фьор перешел в класс 250 см³. Итальянская компания Aprilia купила права на использование передней подвески Фьора, что позволило Клоду построить мотоцикл для француза Алана Броне – с V-образной «двойкой» Aprilia. В том сезоне их соперником был столь же радикальный аппарат итальянской компании OZ (той самой, что делает колеса для гоночных Aprilia), и хотя OZ использовала мотор в заводской спецификации, а Фьор – в клиентской, Броне по итогам чемпионата опередил итальянцев. А в следующем году на машине OZ-Aprilia стояла точная копия вилки Фьора! Увы, серийных Aprilia с этим узлом мы так и не дождались…

Но дорожных мотоциклов с шасси конструкции Фьора все же сделано больше сотни! Правда, не под его именем и без его радикальной передней подвески. Клод делал алюминиевые рамы для мотоциклов французской компании Boxer Bikes: 60 аппаратов Vecteur c моторами Kawasaki в 1983 году, 30 Sensor с двигателями Honda VF1000 в 1985 году, 40 мотоциклов Lamborghini с моторами Kawasaki GPZ900R в 1986-1988 годах. Фьор также строил для Boxer Bikes единичные прототипы, самые примечательные из них – Henriette 1989 года, с рычажной вилкой Fior и выпуском через маятник задней подвески, Gladiateur c двигателем Triumph Daytona 1000 и Scrambler с одноцилиндровым мотором от Aprilia Pegaso; впоследствии эта модель послужила образцом для одноименного серийного Voxan.

Впрочем, интересы Фьора не ограничивались только мотоциклами. Он строил гоночные велосипеды, карты и багги, планеры и самолеты (один из них, с роторным двигателем Norton, побил рекорд высоты для аппаратов с массой менее 1000 кг). Но самый большой коммерческий успех его компании – изготовление гоночных автомобилей Formula Campus, c 1400-кубовыми моторами Renault Clio. Он строил и прототипы для французского концерна – в том числе и Renault Spider, который после пошел в серийное производство.

Клод Фьор был редким человеком: одаренный конструктор, разносторонняя личность, душа компании. Кажется, он не воспринимал жизнь всерьез, но умел наслаждаться каждым ее мгновением. Мы всегда будем помнить тебя, мушкетер!


Гоночный мотоцикл конструкции Клода Фьора с трехцилиндровым двигателем Honda RS500.


Для гоночных машин с мотором Yamaha TZ250 Фьор спроектировал не только вилку, но и оригинальную раму.


В мотоцикле Fior-Rotax 1984 года узкий и длинный тандемный двигатель, как в бутерброде, заключен между двумя элементами диагональной рамы.


Полностью французский гоночный мотоцикл – 500-кубовый Fior с четырехцилиндровым двигателем, разработанным Клодом Фьором.


Клод Фьор (слева) и Марко Жентиль (справа) у гоночного Fior 500.


Подвеска BMW Duolever чрезвычайно похожа на вилку конструкции Клода Фьора.


Экспериментальный Boxer BA737 с шасси, спроектированным Фьором.


Разработанная Клодом Фьором рама использована и в Boxer Gladiateur.


Вилка Fior применена и на новейшем концепте Boxer Superbob.


По сравнению с телескопической вилкой подвеска Fior обладает лучшим соотношением жесткость/масса, меньшим внутренним трением и стабильностью геометрии.



Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Экипировка Aprilia BMW Bimota Cagiva Honda Kawasaki Suzuki Triumph Voxan Yamaha


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free