|
Мотоциклы войны
Мотоциклы войны На фото, сделанном на кладбище, рядом с крестами лежит гражданский автомобильный номер. При чем тут мотоциклисты? Другое фото: бригада парней в одинаковых комбинезонах без погон и знаков различия возле БМВ с гражданским номером – какой же это дорожный пикет?.. Смотрите дальше. На похоронке четкая надпись «гренадер Йозеф Хамперль». Гренадер – то есть пехотинец, а вовсе не мотоциклист. Очки на шее? Так их надевали многие водители открытых штабных кюбельвагенов и полугусеничных тягачей. А уж где на мотоцикле с абсолютно гражданской коляской американец обнаружил противотанковое сооружение, вообще загадка: ни пушки, ни связки фаустпатронов что-то не видноѕ Я сделал эти поправки ради исторической правды – читатель «Мото» должен ее знать. Всякий автор может ошибиться, но ошибки не грех исправлять.
Мотоциклы войны Мотоциклистам на войне, и правда, не сладко, как, собственно, и всем водителям. Мало того, что страшно (война же!), так ведь пехота когда-никогда после боя отдыхает, а тебе прикажут – и вперед, хоть днем, хоть ночью. Снег, грязь – кого из командиров это волнует? На войне круглый год ездовой сезон. А ведь еще надо поспевать и технику обслуживать, иначе в самый неподходящий момент она «кончится». Что будут трактовать как невыполнение боевого приказа, и за что господин обер-лейтенант, равно как и товарищ старший политрук таких вклеит!.. Нашим приходилось сложнее: кроме всего прочего, и политучеба! Как будто без нее не обойтись: ведь раз боец на фронте, он и так уже патриот дальше некуда!
А мотоциклисты и у нас воевали, а как же! К началу Великой Отечественной войны, по некоторым данным, было развернуто более 30 специальных мотоциклетных полков, которые фактически выполняли роль драгунских частей старой армии. Во французской армии, кстати, мотоциклетные части так и именовались – драгунские.
Кроме специальных частей, мотоциклов хватало и в иных подразделениях. Использовались они либо как транспорт для связных, либо как разъездной для всяких штабных надобностей. В основном в нашей армии на вооружении были мотоциклы ТИЗ-АМ-600 и М-72 с колясками. «Ижи», понятное дело, да «Красные Октябри», но эти в меньшей степени – капризные они да ненадежные.
Мотоциклы войны Потом потянулись трофеи. Первое массовое «поступление» мотоциклов, отбитых у врага, случилось после битвы под Москвой. На мотозаводах в Москве и Серпухове был развернут ремонт трофейной техники – много ее фашисты тогда побросали. А там и ленд-лиз пошел – «Харлеи» да «Индианы»ѕ Помню, раздается звонок, и голос пожилого мужчины спрашивает, как бы связаться с фирмой «Индиан». Я отвечаю, что фирма свернула производство в 1953 году. И слышу: «Как жаль-то! Классные были мотоциклы, мы на них полвойны прошли!..»
Меньше известно о поступлениях в СССР английских мотоциклов. А они были – БСА, «Нортон», «Велосетт», «Мейчлес», АЖС, «Ариэль», «Триумф». Великобритания присылала и гражданские мотоциклы, сданные населением в виде помощи союзникам. Ветераны-мотоциклисты говорили о крупной партии двухколесной техники, известной как «Подарок английской королевы». К сожалению, подробностей об этом собрать пока не удается.
Мотоциклы войны В самой армии союзников – англичан и американцев можно было встретить все что угодно. Иногда попадаются такие «знойные» предметы – хоть стой, хоть падай! Чего стоят хотя бы мотороллеры «Кашмэн»! Интересно, что США поставляли свои мотоциклы не только нам, но и англичанам. Причем «Индианы» и «Харлеи» выпускались по английским стандартам – с «правильным» для Великобритании расположением рукояток на руле, с 19-дюймовыми шинами, а также не принятым в американской армии расположением фонарей и подфарников.
Еще одна страна, массово поставлявшая в войска мотоциклы, – Италия. «Бьянки», «Бенелли», «Джилера», «Мото Гуцци», ММ, «Сертум» – всех фирм не перечислить. Итальянские военные мотоциклисты носили громкое название «берсальеры» и отличались, кроме знаков различия, лихими шлемами с пышными перьями – то ли индюшиными, то ли непонятно от каких пернатых. Выглядело это роскошно! Но применение этот род войск в войне не получил: мотопехота – и все тут. Много их сгинуло на необъятных просторах России и Украины, где до сих пор нет-нет да и всплывают итальянские двухколесные раритеты времен второй мировой.
|
|