ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Мирный танк: Rokon Trail-Breaker


Увидев вживую полноприводный Rokon — тот самый, с которого рисовали наш «Баксан» для покорения Эльбруса, и который отныне продается в России — я понял: без сравнительного теста не обойтись.

Как все-таки цвет меняет внешность! Выкрась БТР в конфетно-розовый или васильковый с ромашками – и уже совсем не страшно. До первого выстрела… Так и с «Роконом»: черный приземистый и угловатый мот смотрится настоящим трактором, место которому – на поле или в болоте. А защитного серого оттенка и с пластиковым кофром для ружья уже претендует на элитарность: вроде, и дерматин лучшего качества, и сварные швы гламурнее.

Но, конечно, уже то, что аппарат стоит на вооружении американской армии, обязывает. Обязывает не обращать внимания на дизайн. Вернее так: если пистолет удобно лежит в руке и точно и безотказно стреляет, значит, дизайн у него хорош. А узорчик на затворе – это от лукавого. Но все же, прежде чем отправиться «на боевое задание», изучим матчасть.

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ. Преподавал бы я в техническом ВУЗе, посоветовал бы приобрести Rokon в качестве наглядного пособия по курсу «трансмиссия». Кажется, здесь собрали все типы мотоциклетных приводов. Цепи? Их есть у нас – идут к колесам и спереди, и сзади. Карданный вал – тоже пожалуйста, причем карданный шарнир пересекает ось поворота переднего колеса. Воображаемую, конечно: чтобы дать место валу, рычажная вилка поворачивается на двух шаровых опорах. Хотите угловой редуктор – и такой имеется. Нет тут, пожалуй, только гидропривода, на который в 2002 году (совместно с Ohlins) сделала ставку Yamaha – но экономически проект провалился.

С коробками передач – тоже порядок. Помимо трехступенчатой вальной (с переключением на месте, «ручкой от бачка» — трактор ведь!), на «Роконе» установлен и вариатор с гидроприводом. Чтобы до него добраться, достаточно открутить два самореза левой крышки. Вариатор – с открытым ремнем. Как-то он будет работать в болоте и в воде? Посмотрим! (А я-то знаю, что ему приготовил – как раз по горлышко, то есть по воздухозаборник справа над заводной ручкой).

Кстати, о ручке. Поскольку двигатель здесь, скажем так, от силовой техники, то система пуска шнуром сохранена. Кожух удалось разместить сравнительно неплохо, хоть он и выступает за идеальный для посадки силуэт мотоцикла. Зато дергать удобно (забегая вперед, скажу, что аккурат перед штурмом бездорожья электростартер умолк и затаился, но разве такая мелочь остановит боевую машину? И настоящего… хм, искателя приключений?).

Итак, моторчик Kohler скромного рабочего объема всего в 208 см³ выдает не менее скромные 7 л.с. (впрочем, есть и версия Ranger c «хондовским» пятисильным мотором), но и вес аппарата небольшой – по нашим замерам всего 103 кг в полной боеготовности, но без топлива. С первого взгляда в это поверить трудно, глядя на стальную раму, цепи, редукторы, валы, огромные колеса. Правда, немало сэкономлено на глушителе (и, несмотря на его крошечный размер, он имеет омологацию для эксплуатации в лесу – «у них» обязательную) и задней подвеске. Ее нет вообще, зато под водительским седлом – огромный амортизатор с внушительной «переменной» пружиной. Мне (вес в экипе 70 кг) продавить его не удалось ни на миллиметр. Как и переднюю подвеску, где работает его близнец – такой же неуступчивый.

С одной стороны, это хорошо – клиренс (за 30 см) не уменьшается. С другой – зачем тогда нужна подвеска вообще, если она практически не работает? Для прыжков – еще куда ни шло, но прыгать на тракторе категорически не рекомендуется: полный привод такого может не выдержать. Хотя конструкция фантастически надежна – по заявлению производителя, из всего парка «Роконов», выпущенных за 50 с лишним лет в США, около 85% до сих пор в строю.

Создатели «Баксана», покорившего Эльбрус в августе 2003-го (см. «Мото», №10-2003) тоже внимательно изучили «Рокон», но от сложной в изготовлении схемы с карданным валом и угловым редуктором решили отказаться – в пользу цепной передачи с промежуточным поперечным валиком с карданными шарнирами. Да и силовой агрегат взяли отечественный — 80-кубовый ЗиД. В отличие от «Трейл-Брекера», у «Баксана» наличествуют обе подвески, значительно больше база и чуть ниже высота по седлу. Зато нет места для пассажира. Почти одинаковые колеса и сравнимая мощность мотора. Итак, вперед!

ПО ВОЛНАМ, ПО ГОВНАМ. На Rokon усаживаешься, как в кресло «биг-босса», сразу проваливаясь в мягкое, почти до самого деревянного его основания (да-да, под поролоном – дерево, экологически чистый материал. И плавучий, замечу!). Управление простенькое: кроме света, две клавиши – зловещая KILL (по-нашему «стоп двигателя») и Engine sтоp (подключенная – куда бы вы думали?— к сигналу!). Причем первая – слева на руле, вторая – справа. Наверное, чтобы враг не догадался. Ну да это мелочи, главное – замок зажигания на чопперный манер расположен у правого колена на пластмассовом кожухе. Как выяснилось, в оригинале он отсутствует, но установлен в соответствии с нашими требованиями сертификации. Мой совет – снимайте сразу, выкидывайте или переносите в другое место. Здесь он, во-первых, больно врезается в ногу (если та не в мотоботе), во-вторых, гнется об нее же и, в-третьих (и это самое неприятное), на спуске постоянно цепляется за бот, поворачивается и вырубает двигатель. А кнопки пуска-то — нееет… И — вариатор: с горки не заведешься. Так что вреден сей девайс.

У «Баксана» все просто: отечественные «ковровские» пульты, работают кондово, но четко. «Старт-стоп» есть, электростартера нет – да и не нужен. У «Рокона» он первый день исправно работал, а во второй – еще до водных процедур – умолк. Подозреваю все тот же замок.

Первый этап – болото. Купание двух коней – черного и желтого. Желтого купать нужно осторожно, поскольку забор воздуха у него снизу, у колеса. В горах болот нет. А Trail-Breaker я окунал по самый верх колес. Достал дно или нет – не знаю, поскольку ATV’шные шины не столько цеплялись за грунт, сколько гребли. К тому же, колеса алюминиевые, полые и герметичные – потому всплывают. Но при желании их можно утяжелить – хоть водой в качестве НЗ, хоть бензином. Емкость каждого – 19 л. И еще один плюс колес-баков – они не пачкаются и ничего на себя не наматывают.

О грязи стоит сказать отдельно. Если «Баксан», преодолев болото, радостно отряхивался, как мокрый пес, покрыв пятнами грязи и мой рюкзак, и экип (даже на визор залетало), то Rokon оказался удивительным чистюлей: «правильные» крылья и большая подушка пассажирского сиденья позволяют водителю не стирать экип после «бури в болоте» — достаточно лишь надевать бахилы от ОЗК или Л-1. Бахил, кстати, хватает на раз — выступающие части мотоцикла за день протерли их насквозь в разных местах.

Несмотря на наличие пассажирского сиденья, его, скорее, стоит рассматривать как emergency seat – если кому-то и вправду невтерпеж. Оно без подвески, с высоко расположенными подножками – сидишь на нем как лягушка и подпрыгиваешь на каждой едва заметной кочке. Лучше уж заказать грузовую платформу (такая опция имеется).

На асфальте, на проселке и в поле Trail-Breaker способен передвигаться «на все деньги», что по GPS соответствует 50 км/ч. Управляемость на такой скорости вполне приличная, но ерзающее сиденье (на уже упомянутом моноамортизаторе) снижает балл. А на горных тропках вообще заставляет придерживать его мышцами бедер. «Баксан» на «отжиг» не рассчитан. И из-за низкого седла «ямочкой», и из-за плохой курсовой устойчивости, и из-за паразитной реакции на руле при открытии газа (у «Рокона» такого нет). Действительно, нечего ему делать на равнине!

Однако в горах и «Рокон» не спасовал. Несмотря на то, что на крутых спусках его разматывает, а на подъеме он, кажется, вот-вот остановится, нет и намека на пробуксовку на 30-градусной (и немного более) «сыпухе», где тренируются только «квадрики». «Баксан» злее, но скорость его не выше. Вариатор, на мой взгляд, намного безопаснее: открыл газ на полную — и не закрывай, знай рули себе! Можно даже передачу перепутать – и на первой, и на второй русские горки «американец» берет хоть и медленно, но уверенно. Правда, загружать передок (а на спуске – зад) все же надо, иначе колесо отрывается от земли и – прощай, полный привод.

Существенный недостаток «Рокона» – отсутствие горного «стояночного» тормоза. Если «Баксан» на уклоне можно оставить на передаче, то «американец» катится вниз при любом раскладе – кроме как лежа на земле. Или придется фиксировать один из рычагов «липучкой» – способ хоть и «колхозный», но простой и эффективный.

По лесу проходимость обоих аппаратов ограничена радиусом разворота, у «Баксана» в большей степени. Так что бурелом не для них.

А вот брод достался в единоличное пользование «американцу» (у «Баксана», напомню, низкий воздухозаборник). Заявленную глубину в 61 см он преодолевает на ура. Но из-за положительной плавучести на большой воде его сносит течением. Что же, тут — как решит водитель (или капитан?): либо плыть, либо открыть кингстоны (пробки колес) – и ехать. Замечу, уверенней всего броды он проходит на второй передаче.

В экспедиции, конечно, важна не только надежность техники, но и расход топлива. Залив утром 10-литровый бак, к обеду я выработал половину. Вполне достойно, учитывая, что на длительные рейды вдали от тыловых служб его будущие владельцы вряд ли рассчитывают, да в колесах можно запасти еще аж 38 л!


Rokon Trail-Breaker: внедорожный, 2011 г., 208 см³, 7 л.с., 99 кг, от 330 000 руб.



«Баксан»: внедорожный, 2003 г., 80 см³, 9,5 л.с., н.д.



Со снятой правой крышкой: слева виден подседельный амортизатор и ручка переключения передач. Их три, с нейтралями между ними. С непривычки можно запутаться, а индикации нет. Главное, не завестись на передаче, иначе может включиться вариатор, и мотоцикл уедет один. Ключ зажигания и верхний рычаг («подсоса») цепляются за ногу. А, может, обрезать эти «выступы», да и все дела?



Со снятой левой крышкой: аккумулятор снизу – это хорошо, ниже центр тяжести. Справа вверху видны задний редуктор и дисковый тормоз. А вот открытый ремень вариатора – стремно. Но болото и брод проехали, хотя местами и с пробуксовочкой…



Карданный вал проходит через ось поворота вилки. Шарниры хорошо доступны.



«Лодочный» индикатор уровня топлива – дешево и сердито.



Глушитель крошечный, но с работой справляется.



Левый пульт. KILL-свич есть, а вот «старта» — увы! – нет.



«Не верь глазам своим». Stop engine – сигнал, причем справа!



Подставка длинная, с хорошей «пяткой», но доставать ее очень неудобно ни ногой, ни рукой.



Подножки водителя на месте, но порой – в болоте или в высокой траве – складываются, но не раскладываются – пружины нет. Приходится останавливаться и вручную откидывать их. На спуске стремно.



Сиденье слишком мягкое, а дощечка и амортизатор под ним слишком жесткие. Хотелось бы наоборот…



Передний багажник – нужная опция, особенно, если задней платформы нет. Под ним – редуктор привода переднего колеса с дисковым тормозом.



Зачетные колеса: не пачкаются, плавают, да еще и бензин можно запасти! Подвеска явно не от этого мотоцикла – чтобы сжать пружину, на багажник надо загрузить кабана. А, может, и вправду – надо?



Ключ то ли от почтового ящика, то ли от чемодана, но только не от мотоцикла. И замок не на месте.








Испытав его во всех возможных стихиях средней полосы, хочется воскликнуть: «Да на нем пахать надо!» Только дорогой овес получится.



«Большой железный мотоцикл» оказался неожиданно легким и вполне управляемым.



Тот, кто хочет проходимости квадрика и легкости мотоцикла, найдет их в «Роконе».





ИТОГ.
Trail-Breaker – уникальный для нашего рынка аппарат. Но вряд ли он станет массовым, хотя на Западе его используют и военные, и спасатели. Бороться за место на рынке ему предстоит и с настоящими эндуро, и с квадриками. Его плюсы – великолепная проходимость (тяговая и геометрическая), низкая посадка, малый вес. Минусы – низкая максимальная скорость и не очень низкая цена.

Rokon Trail–Breaker (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год 2011
Снаряженная масса, кг 98,8 (103*, без топлива)
Длина, мм 2007
Ширина, мм 762 (730*)
База, мм 1295 (1260*)
Высота по седлу, мм 800 (820*)
Дорожный просвет, мм 381 (350*)
Объем бензобака, л 10
Топливо бензин с О.Ч. не ниже 91
Максимальная скорость, км/ч
на 1-й передаче 16
на 2-й передаче 32
на 3-й передаче 56 (50,5*)

ДВИГАТЕЛЬ

Тип 1-цил., 4Т
ГРМ OHV
Рабочий объем, см³ 208
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 70×54
Степень сжатия 8,5:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин 7/3600
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 12,4/2800
Система питания карбюратор
Система охлаждения принудительная, воздушная
Система запуска электростартер + шнур с рукояткой

ТРАНСМИССИЯ

Тип постоянный полный привод
Коробка передач 3-ступенчатая + вариатор
Главная передача комбинированная: цепью — к заднему колесу, карданным валом (проходящим в верхней трубе рамы) и цепями – к переднему колесу

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама трубчатая, полудуплексная, стальная
Передняя подвеска рычажная, с одним амортизатором
Задняя подвеска
Тормозная система раздельная, гидравлическая
Передний тормоз дисковый (на валу редуктора главной передачи)
Задний тормоз дисковый (на валу редуктора главной передачи)
Колеса полые, герметичные, сварные, алюм. сплав
Шины 26×8 R12 (Goodyear Rawhide MT/R)
*Измерено в «Мото».

Баксан-2 (данные производителя)

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Модельный год 2003
Снаряженная масса, кг (96*, без топлива)
Длина, мм 2130
Ширина, мм (830*)
База, мм 1500 (1510*)
Высота по седлу, мм (780*)
Дорожный просвет, мм 390 (330*)
Объем бензобака, л 4
Топливо бензин с О.Ч. не ниже 91

ДВИГАТЕЛЬ

Производитель ЗиД
Тип 1-цил., 2Т
ГРМ лепестковый клапан на впуске
Рабочий объем, см³ 80
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 48×44
Степень сжатия 11:1
Макс. мощность, л.с. при об/мин 9,5/7500
Система питания карбюратор Dell’Orto Ø16 мм
Система охлаждения воздушная
Система запуска кикстартер

ТРАНСМИССИЯ

Тип постоянный полный привод
Коробка передач 5-ступенчатая
Главная передача комбинированная: цепью — к заднему колесу, карданным валом (в поперечной плоскости мотоцикла) и цепями – к переднему колесу

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Рама трубчатая, полудуплексная, стальная
Передняя подвеска рычажная, с регулируемым моноамортизатором
Задняя подвеска маятниковая, с регулируемым моноамортизатором
Тормозная система с приводом на переднее колесо, гидравлическая
Передний тормоз дисковый
Колеса сварные, сталь
Шины 25×8 R12 (Dunlop KT131)
*Измерено в «Мото».
Мотоцикл Rokon Trail-Breaker предоставлен на тест компанией moto-center.ru.

Видовая фотосъемка производилась на территории и с любезного разрешения ЗАО «Спортивно-экологический комплекс «ЛАТА ТРЭК».
Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Yamaha Rokon


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free