ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



ЛУЧШИЙ ИЗ ДОВОЕННЫХ


ЛУЧШИЙ ИЗ ДОВОЕННЫХ


фото автора и

Алдиса АТХОЛДСА



ТИЗ АМ-600 - ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ



ЛУЧШИЙ ИЗ ДОВОЕННЫХ. "За Рулем" www.zr.ruТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов советского производства. История их создания типична для того периода мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему 3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям советских дорог зарубежный прототип - английский 600-кубовый BSA. Для этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым.

Рабочие чертежи мотоцикла, получившего индекс АМ-600, составили в 1935 году. Хочу подчеркнуть, что, вопреки существующему мнению, литеры "АМ" не означают "армейский мотоцикл". Некоторые исследователи, упорно повторяя эту версию, даже не хотят задуматься о том, как бы они расшифровали в этом ключе литеры "БМ", присвоенные перспективным 1200-кубовым машинам этого же предприятия. Могу предложить вариант: "Бытовой мотоцикл". Это, конечно, шутка, на самом же деле "АМ" и "БМ" были, видимо, просто литерами, обозначавшими тип машины.

Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом. Например, верхний треугольник рамы, литой у прототипа, на ТИЗ был изготовлен из двух труб и двух литых соединительных узлов. Передняя вилка взята от BSA, но явно другой модели, большей кубатуры.

В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения. В соответствии с канонами этой школы, коробка передач находилась в отдельном картере, а щиток приборов располагался в бензобаке. Запуск кикстартером осуществлялся только "через декомпрессор". Руль мотоцикла крепился к вилке через резиновые амортизирующие втулки. На нем располагались кнопка сигнала и переключатель света, две вращающиеся рукоятки - справа дроссельной заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая - декомпрессора, правая - воздушного корректора) и рычаги переднего тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза - слева по ходу мотоцикла. Интересно, что на рабочих чертежах на виде сверху изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе передней вилки над фарой. Однако в тот момент советская промышленность так и не освоила производство этого точного механизма, и спидометр - совершенно другой конструкции - появился на мотоциклах ТИЗ лишь через три года.

ЛУЧШИЙ ИЗ ДОВОЕННЫХ. "За Рулем" www.zr.ruДвигатель мотоцикла - 1-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочим объемом 595 см3, с наклоненным вперед цилиндром. Коленчатый вал разборный. Система смазки комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Отдельная масляная магистраль смазывала направляющую втулку впускного клапана.

Карбюратор МК-17 типа Amal имел вполне современную для той поры конструкцию. Его корпус поначалу изготавливали из бронзы, позднее - из легких сплавов.

4-ступенчатая коробка передач практически полностью повторяла конструкцию BSA. Сцепление - многодисковое, сухое: семь фрикционных дисков расположены между металлическими ведущими и ведомыми. На левой цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в трансмиссии, смазка цепи - через специальный патрубок, служащий одновременно и сапуном двигателя. Весь механизм первичной передачи заключен в защитный кожух.

С самого начала конструкторы предусмотрели использование в системе электрооборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат магнето и генератора ("динамо" по терминологии тех лет), однако из-за задержек в освоении этого узла пришлось временно устанавливать простое магнето. Поэтому на мотоциклы на заводе монтировали электропроводку, предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов укладывали под щиток приборов. Упоминания о магнето в заводской инструкции нет, зато в "Наставлении по войсковому парковому обслуживанию мотоцикла "АМ-600" от 1938 года можно найти специальный раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, который начинается с фразы: "Отсутствие на мотоциклах "АМ-600" динамо требует особо тщательного ухода за аккумулятором". То есть формально на всех чертежах и во всех инструкциях магдино было, а фактически все электрооборудование, кроме системы зажигания, работало от аккумулятора, который приходилось периодически подзаряжать. Магдино МД-132 появилось, видимо, не ранее 1939 года.

Интересно, что проводка мотоцикла выполнена очень качественно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Другое


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free