|
ЛУЧШИЙ ИЗ ДОВОЕННЫХ
фото автора и Алдиса АТХОЛДСА
ТИЗ АМ-600 - ЗНАКОМЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ
ТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов советского производства. История их создания типична для того периода мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему 3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям советских дорог зарубежный прототип - английский 600-кубовый BSA. Для этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым.
Рабочие чертежи мотоцикла, получившего индекс АМ-600, составили в 1935 году. Хочу подчеркнуть, что, вопреки существующему мнению, литеры "АМ" не означают "армейский мотоцикл". Некоторые исследователи, упорно повторяя эту версию, даже не хотят задуматься о том, как бы они расшифровали в этом ключе литеры "БМ", присвоенные перспективным 1200-кубовым машинам этого же предприятия. Могу предложить вариант: "Бытовой мотоцикл". Это, конечно, шутка, на самом же деле "АМ" и "БМ" были, видимо, просто литерами, обозначавшими тип машины.
Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом. Например, верхний треугольник рамы, литой у прототипа, на ТИЗ был изготовлен из двух труб и двух литых соединительных узлов. Передняя вилка взята от BSA, но явно другой модели, большей кубатуры.
В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения. В соответствии с канонами этой школы, коробка передач находилась в отдельном картере, а щиток приборов располагался в бензобаке. Запуск кикстартером осуществлялся только "через декомпрессор". Руль мотоцикла крепился к вилке через резиновые амортизирующие втулки. На нем располагались кнопка сигнала и переключатель света, две вращающиеся рукоятки - справа дроссельной заслонки, слева опережения зажигания, две манетки (левая - декомпрессора, правая - воздушного корректора) и рычаги переднего тормоза (справа) и сцепления (слева). Педаль заднего тормоза - слева по ходу мотоцикла. Интересно, что на рабочих чертежах на виде сверху изображен спидометр типа Smith, установленный на верхней траверсе передней вилки над фарой. Однако в тот момент советская промышленность так и не освоила производство этого точного механизма, и спидометр - совершенно другой конструкции - появился на мотоциклах ТИЗ лишь через три года.
Двигатель мотоцикла - 1-цилиндровый, нижнеклапанный, рабочим объемом 595 см3, с наклоненным вперед цилиндром. Коленчатый вал разборный. Система смазки комбинированная - под давлением и разбрызгиванием. Отдельная масляная магистраль смазывала направляющую втулку впускного клапана.
Карбюратор МК-17 типа Amal имел вполне современную для той поры конструкцию. Его корпус поначалу изготавливали из бронзы, позднее - из легких сплавов.
4-ступенчатая коробка передач практически полностью повторяла конструкцию BSA. Сцепление - многодисковое, сухое: семь фрикционных дисков расположены между металлическими ведущими и ведомыми. На левой цапфе коленвала установлен пружинный демпфер для сглаживания рывков в трансмиссии, смазка цепи - через специальный патрубок, служащий одновременно и сапуном двигателя. Весь механизм первичной передачи заключен в защитный кожух.
С самого начала конструкторы предусмотрели использование в системе электрооборудования магдино, т. е. объединенных в единый агрегат магнето и генератора ("динамо" по терминологии тех лет), однако из-за задержек в освоении этого узла пришлось временно устанавливать простое магнето. Поэтому на мотоциклы на заводе монтировали электропроводку, предусмотренную для схемы с магдино, а часть незадействованных проводов укладывали под щиток приборов. Упоминания о магнето в заводской инструкции нет, зато в "Наставлении по войсковому парковому обслуживанию мотоцикла "АМ-600" от 1938 года можно найти специальный раздел о правилах ухода за аккумуляторными батареями, который начинается с фразы: "Отсутствие на мотоциклах "АМ-600" динамо требует особо тщательного ухода за аккумулятором". То есть формально на всех чертежах и во всех инструкциях магдино было, а фактически все электрооборудование, кроме системы зажигания, работало от аккумулятора, который приходилось периодически подзаряжать. Магдино МД-132 появилось, видимо, не ранее 1939 года.
Интересно, что проводка мотоцикла выполнена очень качественно, и на каждом проводе крепилась латунная бирка с его номером.
|
|