Репутация у марки КТМ неоднозначная. Одни их считают лучшими из современных мотоциклов. Другие называют дорогими капризными погремушками. В любом случае на российском рынке других новых 250-кубовых эндуро попросту нет. «Китайцы» не в счет.
Эндуро бывают разные. Они делятся на путешественников, спортсменов и нечто среднее между ними. КТМ 250 EXS-F (он же EXS Racing) относится к последней категории, хотя его отличия от спортивной модели невелики. Все они направлены на то, чтобы сделать его более дружелюбным для разнопланового использования. С таким же объемом выпускается модель с двухтактным мотором, но это совсем другая история. Так что речь у нас пойдет о четырехтактном мотоцикле, омологированном для движения по дорогам общего пользования. То есть с полным комплектом оптики: фарой, поворотниками и задним фонарем. И само собой, с ПТС, дающим право постановки на учет в ГАИ. По этим позициям модель вне конкуренции. Потому как других 250-кубовых эндуро, имеющих право ездить по асфальту, к нам официально нынче не поставляется.
Почему речь идет именно о 250-кубовых эндуро, или, как их еще называют, «четвертушках»? Да потому что они представляют собой компромисс. Хороши на бездорожье благодаря маленькому весу. Позволяют ездить по асфальту, не быстро, конечно, и не далеко. Хотя некоторые товарищи с железной пятой точкой используют их и для дальнобойных поездок. А еще на них удобно и довольно рослым людям. Ну а главное, они подойдут как новичку, так и опытному мотоциклисту, подхватившему вирус «эндурнины».
РАЗДУШИТЬ ПРОСТО
В стоковом, то есть стандартном, исполнении EXS-F выдает более чем скромные 15 л. с. Но это потому, что он зверски задушен. В карбюраторе стоит ограничитель. На воздушный фильтр надет специальный колпак с маленьким входным отверстием. Да еще и глушитель заткнут. Все ограничители легко демонтируются, и устанавливаются новая дозирующая игла карбюратора и комплект жиклеров. Вот после подобной операции «четвертушка» обретает полную силу, почти в два раза превышающую изначальную. Кроме этого, в коробке с новым мотоциклом идет дополнительный набор звезд. После их замены передачи укорачиваются, что весьма ценно для неспешной езды по бездорожью. Ну а для совсем неторопливых можно поставить заднюю звезду с еще большим числом зубьев, благо конструкция позволяет. Также в придачу предлагается другой хвост – без крепления под номерной знак и фонаря. Так что переодеть мотоцикл для езды вне дорог совсем несложно.
ВООРУЖЕН, НО НЕ ОПАСЕН
К несомненным достоинствам КТМ 250 относится очень богатое базовое оснащение. Спереди и сзади тормоза Brembo с волнистыми дисками. Гидравлическое сцепление (то, чем обычно могут похвастать лишь большие мотоциклы) Magura делает рычаг настолько мягким, что его можно выжимать одним пальцем. Мощная передняя вилка-перевертыш WP с неслабым диаметром пера в 48 мм. Многочисленные регулировки подвески. Колеса Exсel с толстыми спицами, причем заднее в отличие от спортивной модели 18-дюймовое. Цифровая электронная приборная панель с функциями трип-компьютера помимо прочего отображает и моточасы. Электростартер продублирован кик-стартером, что весьма ценно при севшем аккумуляторе и особенно зимой. Зажигание также автономное. В общем, то, что на других мотоциклах получается только после дорогого тюнинга, у КТМ уже есть.
КАК ЗДОРОВЬЕ?
КТМ постоянно модернизирует свои мотоциклы, внедряя самые современные решения. Не иначе как этим обстоятельством объясняется несколько подмоченная репутация компании. Но поскольку речь у нас идет о конкретной модели, скажем, что нет у «четвертушки» выраженных проблемных мест. Разумеется, при соблюдении периодичности обслуживания и выполнении регламентных операций. Цена расходников доступная. Хотя более серьезные детали отнюдь не бюджетны. Колодки стоят 1500 руб. за пару, масляные фильтры, а их там два, не считая сеточки, – 300 руб. за штуку, звезды – 3000 руб. за комплект, цепь – 4000 руб. Воздушный фильтр, многоразовый поролоновый, требует лишь регулярной очистки и пропитки специальной жидкостью. Доступ к большинству узлов удобный. Слабым звеном считается откручивающийся крепеж, а борются с этим применением фиксатора резьб. Например, на экземпляре, ставшем нашей фотомоделью, потерялся рычаг кик-стартера.
ДОБРЫЕ ВНУТРИ
Несмотря на свою почти спортивную сущность, этот КТМ не злой. Он мягкий, послушный в управлении и очень прогнозируемый. Вот что про него говорят тренеры по мотокроссу: «Смотришь на новичка, все он делает неправильно. Но КТМ ему прощает ошибки». Кстати, падения он переносит легко. Пластик прочный, лапки переключения передач и заднего тормоза не гнутся, радиатор не торчит. Правда, рычаги сцепления и переднего тормоза погнуть или сломать просто, но для этого существует тюнинговая защита.
Солидный дорожный просвет в 385 мм достигается еще и большой высотой по седлу. А эта самая высота седла – камень преткновения для людей компактных размеров. Впрочем, меня с ростом 164 см этот параметр не напряг. Высоковато, но терпимо. Само седло жесткое, но до категории «полено» оно чуть-чуть недотягивает.
Для путешествий с поклажей эта «четвертушка» не подходит. Закрепить груз на ней попросту негде. Так же как и взять пассажира. Нет, теоретически он поместится, но подножек ему не видать как своих ушей. Их там нет по определению.
Интересные игрушки быстро не надоедают, и КТМ 250 EXS-F, безусловно, к ним относится. Вот только игрушка эта недешевая – за 320 тыс. руб. можно взять и более мощную японскую технику. Вопрос только в том, нужно ли.
Текст: Евгения ЛЮБИМОВА
Фото: Виктории ИЛЬИНСКОЙ