|
КОНЦЕПТ-ТЕСТ КВАДРАТ НЕСТЕРОВА
фото Дмитрия ТЮРИНА
Двигатель 745 смз | Макс. мощность 40 л.с. | Макс. скорость 85 км/ч | Масса 380 кг | Ориентировочная цена 150000 - 180000 руб.
База этого ATV и расстояние между передними колесами одинаковые - 1250 мм. Равносторонность бросается в глаза: машина очень широкая и приземистая, эдакий кряжистый силач!
Уник разработали и создали два башкирских мотоциклиста - инженер Владимир Нестеров и Олег Челышев, президент байк-клуба "Мотодор". Над проектом работали три года, построили прототип в 2005-м.
У "Акаваза" (так называется квадр - в честь башкирской речки) крупные формы, мощная рама, строгий "взгляд" фар. Облицовка аккуратная, выступающих швов и бугристых стыков не видно. Любитель чопперов оценит форму бензобака (который на самом деле фальшбак, настоящий же - под седлом). И колеса хороши - но только в анфас. В профиль же просматривается автомобильная привходящая.
Строили машину только из отечественных узлов и агрегатов. Какой выбрать двигатель? Нужен простой и тяговитый четырехтактный, укладывающийся в российские нормы экологичности выхлопа. Этим требованиям отвечают ирбитские движки. И ремонтопригодность оппозитов не вызывает сомнений. В "Акаваз" установили стандартный 750-кубовый мотор с карбюраторами Keihin и ирбитским электростартером. Коробка передач - обычная "ураловская": четырехступенчатая с задним ходом. Остужает мотор принудительное воздушное охлаждение: установили вертикально два больших электровентилятора и закрыли их пластиковыми кожухами, направляющими воздух на раскаленные цилиндры.
Ходовая часть - собственная разработка от начала и до конца. Трубчатую сварную раму проектировали с запасом прочности - чтобы выдержала нелегкий мотор, 120 кг груза, водителя и пассажира. Геометрия подвесок тоже собственная: передняя - четырехрычажная, на автомобильных пружинно-гидравлических амортизаторах, с регулировкой поджатия (три положения: "дубово", "нормально", "диван"). Задняя подвеска зависимая. Ходовая получилась жесткая, что вкупе с "квадратностью" машины делает "Акаваз" устойчивее лесоукладчика. Даже резко оттормозив с 80 км/ч, сильно накренить или пустить квадр в занос не удастся - будто тормозишь бронепоезд! Колеса цепляют за асфальт и в юз не идут. На охране водителя от неприятностей два тормозных диска от "Оки" на передних колесах, сзади - барабаны. Отменные тормоза!
Но слаб в "Акавазе" задний привод. Разработчики уверяют, что это недостаток временный - парни уже разрабатывают 4WD-версию. На опытном образце крутящий момент передается на "жигулевский" задний мост. Традиционный для "Уралов" привод конструкторы модернизировали: на вторичном валу коробки передач установили автомобильный ШРУС, вращающий карданный вал, и добавили демпферную муфту собственной разработки. Полноприводная машина получится не намного сложнее: привод передних колес будет осуществляться через цепной редуктор смещения карданного вала и раздаточную коробку.
Может быть, квадр 4WD заинтересует военных. Недорогой, мобильный, тяговитый и проходимый, простой и ремонтопригодный. Правда, боевой машине нужен бензобак повместительнее, широкие колеса и глушитель получше. С ним-то и возникли осложнения во время испытаний на автополигоне НАМИ: квадр прошел все тесты, но не уложился в нормы по шумности выхлопа. Авторы машины помозговали, "покрутили гайки" - опытный образец сдал-таки "музыкальный" экзамен и прошел сертификацию для серийного производства.
|