|
Шестой официальный чемпионат мира по кастом-байк-билдингу прошел в начале августа в байкерской Мекке – легендарном Стерджисе, что в Южной Дакоте. На него съехались мастера из двух Америк, Евразии и Австралии. Съехались, себя показали, на других посмотрели, да и разъехались по домам довольные (а кое-кто и не очень – в зависимости от результата). И каждый при этом наверняка думал: «Ага, теперь-то я знаю, чем порвать всех в следующем году!» И каждый, на самом деле, этого не знал! Ибо, по большому счету, знать, что будет в следующем году, человеку не дано.
…Вздувайте горн и куйте смело,
Пока железо горячо!
«Интернационал»*
Я вам так скажу: уж не знаю, что нынче некоторые кастомайзеры вздувают или вдувают, но куют они смело! И такого, бывало, накуют, что сами, похоже, диву даются. Вот и нынешний чемпионат мира – тому подтверждение.
Дейв Кук не скрывает радости: «А перстенек-то чемпионский и у меня теперича имеется!» Да уж, эта «гайка» дорогого стоит. Причем во всех смыслах – там, вроде как, и брюлики понатыканы.
Представители тринадцати стран (включая на этот раз и Россию) померялись силами на главном кастом-мероприятии года. А в том, что оно действительно главное, сегодня уже мало кто сомневается. Надо признать, что организаторам из английской компании AMD удалось-таки выделить свой конкурс в ряду подобных событий, в немалой степени – за счет его профессионального акцента, своего рода «академичности».
Rambler Дейва Кука – кастом-чемпион 2009 года. Мастерская Cook Custom Choppers из Милуоки – производитель штучного товара. Начиная с 2000 года, она строит ежегодно не более пяти-шести байков в год. Но каких! Вот и на этот раз Кук откровенно порадовал.При первом же взгляде на силовой агрегат на ум приходят классические американские «четырехгоршочники» с продольным расположением цилиндров конструкции Уильяма Хендерсона (Henderson, Ace, Indian Four). Основой для 550-кубового мотора, названного Дейвом Куком International, послужила развернутая «по ходу» рядная «четверка» от Honda CB550 1973 года. Четырехступенчатая коробка передач от BMW R75 размещена в корпусе трехступенчатой от BMW R25. Рама типа риджид – «паяная», из нержавеющей стали. Рейк – 35o. Вилка-гердер – Cook Banana. 21-дюймовые колеса – Cook. Шины – «стодвадцатки» Avon. Тормоза – периметрические, с дисками Cook и суппортами Jaybrake. Широко использованы полированная нержавейка, никелирование (хром – моветон), бронза и ценные породы древесины (ручки, подножки).
В конкурсной программе приняло участие 83 работы – на полтора десятка больше, чем в прошлом году. Классов, как обычно, было четыре: основной, Freestyle, из которого выбирается «Топ-10» во главе с чемпионом, и три «младших» – Modified Harley, Production и Metric. Во «Фристайле» заявлено 46 мотоциклов, в «Модифицированных Харлеях» – 25, в «Серийных» – 12. В розыгрыше призов «метрической» номинации принимали участие заявленные во «Фристайле» аппараты, оснащенные неамериканскими, то бишь не «дюймовыми», а «метрическими» моторами.
«Серебро» чемпионата, звание «метрический чемпион» и приз Partner Pick Of Excellence от городского совета Стерджиса – такой урожай наград собрал американец Крис Кром (Kris Krome Customs) с помощью этого странного, с позволения сказать, мотоцикла под названием Re-flex-tion. 650-кубовая «двойка» и коробка передач – от Triumph T120 Bonneville. Рама-риджид – из нержавеющей стали (здесь вообще «ни капли» хрома – сплошь полированная нержавейка). Передняя подвеска – типа Elastamerick. Стоп! А вилка где? И вообще – как «это» управляется? Ручки-то к раме приварены! А вот тут-то и кроется главная фишка. Если присмотреться, можно увидеть шарнирные соединения в двух точках – перед двигателем и под сиденьем. Условная прямая между ними – по сути и есть рулевая колонка. То есть чтобы повернуть, надо «завалить» всю верхнюю часть рамы. Рейк получается зверский – 75o, но мотоцикл с грехом пополам рулится. Колеса – 23-дюймовые. Шины – «стотридцатки» Avon. Задний тормоз конструкцией не предусмотрен, передний – Jaybrake.
Можете убедиться воочию, взглянув на фотографии: технических и дизайнерских «вкусностей» среди всего этого многообразия форм и размеров было более чем достаточно. Впрочем, как всегда. Уровень обязывает.
Бронзовым призером чемпионата мира в третий раз (да что за напасть!) стал бельгиец Фред Круггер. Ну, что сказать про его Overmile? Прежде всего, это мотоцикл, похожий на… мотоцикл. А это в наше смутное время, поверьте, кое-что значит.Мотор – S&S рабочим объемом 1688 см3. Коробка передач – шестиступенчатая Baker. Рама-софтейл с 28-градусным рейком – собственной конструкции. Колеса – «харлеевские» (21 дюйм спереди и 20 дюймов сзади). Шины – Avon (передняя – шириной 120 мм, задняя – 220 мм). Тормоза – Beringer. Выпускная система – Krugger (нержавейка плюс керамическое покрытие).
Как и в прошлом году, участники могли также рассчитывать на специальные призы Partner Pick Of Excellence от «официальных партнеров» (проще говоря, спонсоров) чемпионата. Таких наград в этот раз было вручено аж восемнадцать – по числу спонсоров.
Пятое место досталось калифорнийской компании Kraus Motor Co во главе с Сатей Краусом. Их Snatch оснащен 1491-кубовым «харлеевским» Evolution с головками типа Sovelhead и шестиступенчатой коробкой передач Baker. Рама – Kraus, с бронзовым покрытием. Рейк – 28o. Издали – вроде хардтейл, но при ближайшем рассмотрении обнаруживается мини-маятник. Такая конструкция задней подвески несет обозначение Kraus Rocker Suspension. Передняя вилка – оригинальный спрингер. 17-дюймовые колеса – Alpina. Шины – Metzeler (спереди – шириной 130 мм, сзади – 170 мм). Тормоза – Brembo Gold, c четырехпоршневыми суппортами. Выпускная система – типа «2 в 1», из нержавеющей стали. Snatch получил также приз Partner Pick Of Excellence от компании Custom Chrome.
Кстати, о спонсорах. Мировой к…с (слово-то без пяти минут матерное!), видимо, заставил некоторых пересмотреть свои взгляды и умерить гордыню. Это я о факте деятельного участия компании Harley-Davidson в чемпионате. «Харлеевцы» взяли на себя спонсорство номинации Modified Harley (тут, как говорится, сам бог велел) и «проставили» два приза Partner Pick Of Excellence: один – от собственно Harley-Davidson, второй – от Screamin« Eagle. Мало того – они выставили два мотоцикла (Fat Bob от отделения CVO и трайк, с недавних пор выпускающийся совместно с Lehman Trikes) в конкурсной программе! А ведь совсем недавно официальный Harley-Davidson (здесь я не имею в виду »Вилли-Джи« Дэвидсона – большого знатока и искреннего фаната кастомайзинга) демонстративно дистанцировался от »самодельщиков«: мол, не нуждаемся, своей славы девать некуда. А теперь вон оно как! Меняются времена.
Но главную новость чемпионата я озаглавил бы так: «Империя наносит ответный удар!» В этом году, впервые за всю историю проведения мирового первенства по кастомайзингу, чемпионом стал американец. Трижды победу одерживал канадец (причем один и тот же – Голдэммер), чемпионские лавры доставались японцу Чикаре и шведу Эгеланду, а вот резиденту США, прикиньте, ни разу! Ну не обидно ли? Американцам, по крайней мере, было обидно. Нет, они не плакали на людях, не надували трясущихся губ, но в душе наверняка вопрошали: «Доколе терпеть будем? Это ж наше все! Плоть от плоти!»
На шестом месте – TT Deluxe Джереми Каппа, предводителя компании LC Fabrications (она же LC Fab) из Вирджинии. 865-кубовый мотор и коробка передач – от Triumph Bonneville 2006 года. Рама-риджид – LC Fab. Рейк – 31o. Передняя вилка – гердер с нетрадиционно размещенными амортизаторами. 19-дюймовые колеса обуты в резину Firestone. Тормоза – барабанные. Выпускная система – LC Fab SS, типа «2 в 1». Джереми поясняет, что хотел построить «кастом-кафе-рейсер 1900-х годов». Похоже, ему это удалось. Это подтверждает и специальный приз Partner Pick Of Excellence от легендарного лондонского Ace Cafe.
И вот оно – свершилось! Чемпионом 2009 года стал уважаемый «мастер-билдер» из Милуоки Дейв Кук, шеф компании Cook Custom Choppers. Причем к так называемой «новой генерации» американских кастомайзеров его не отнесешь – Дейву перевалило за пятый десяток. Что интересно, в последние годы Кук был наиболее успешным американским участником чемпионата – его мотоциклы занимали четвертую строку финальной таблицы в 2007 и 2008 годах**. На этот раз с большим отрывом (597 судейских баллов против 498 у серебряного призера) победил его великолепный «Бродяга» (Rambler) с оригинальной 550-кубовой «четверкой», построенной из «метрических» компонентов и несущей соответствующее случаю имя International (см. эпиграф).
Седьмое место на чемпионате завоевал этот воздушный, под стать названию, Aileron («Элерон») Кристиана Дотсона из техасской мастерской Dotson Design. «Винтажный» 1377-кубовый мотор и четырехступенчатая коробка передач – Kiwi Indian. Рама – Dotson. Рейк – 25o. Передняя вилка – гердер (кто бы сомневался!). За заднюю подвеску отвечает рессора, размещенная по правому борту. Колеса – HDW (23-дюймовое переднее и 20-дюймовое заднее). Шины – Vee Rubber («стодвадцатка» спереди и «двухсотка» сзади). Передний тормоз не обнаружен, задний – «спрокет-брейк» ISR.
Да и в целом американцы выступили сильно. Для сравнения: на чемпионатах 2007 и 2008 годов в «Топ-10» попадало по четыре американских мотоцикла, теперь же – семь.
На восьмом месте – роскошный «крейсер» Crazy Horse, построенный Майком Авилой из Mike Avila Motorsports в тесной кооперации с самим Арленом Нессом. Вообще-то Майк Авила – бывший профессиональный воднолыжник, и основная специализация его компании – катера. Оно, по-моему, и видно. Мотор – S&S объемом 2032 см3. Коробка передач – шестиступенчатая Baker. Рама типа «раббер-маунт» – эксклюзив, сваренный собственноручно Майком и Арленом. Рейк – 42o. Колеса (переднее – 23-дюймовое, заднее – 18-дюймовое) и тормоза – из «нессовского» каталога. Шины – Avon.
«Серебро» также досталось американцу – Крису Крому из мастерской Kris Krom Customs, за его ну о-о-очень смелый Re-flex-tion с «триумфовским» мотором. На третьем месте – известный персонаж Фред «Круггер» Бертран (это третья «бронза» бельгийца, завоеванная на чемпионатах мира) и его Overmile с мотором S&S.
На последней позиции в «Топ-10» оказался этот совершенно «фриканутый» аппарат техасской мастерской RK Concepts (RK – это инициалы ее шефа – Рафика Каисси). Называется это творение RK Chain («Цепь»), и, дабы соответствовать имени, рама и маятник его выполнены из гигантских приводных цепей. 1,2-литровый мотор и коробка передач – Buell. Рейк – 38o. Передняя вилка – устрашающего вида рессорная конструкция. Задняя подвеска – «пневма», как говорят медики. Колеса – Wheels4Choppers (переднее – 19-дюймовое, заднее – 18-дюймовое). Передняя шина – 90-мм Bridgestone, задняя – 360-мм Vee Rubber The Monster. Передний тормоз отсутствует, задний – «бьюлловский», с диском Braking. А знаете, что это за красивенный резервуар, изготовленный из старинного огнетушителя и предназначенный для крепления на спине водителя? Топливный бак! Вот это я понимаю – противоугонная система! Но скажите честно – вам было бы не стремно мчаться на мотоцикле с полной канистрой в рюкзаке? А вот Рафику Каисси, как видите, не стремно. А чего ему бояться? По моим сведениям, он вообще родом из Ливана.
Что касается наших. Bender (или Black & Steel, как он теперь называется) московской мастерской Fine Custom Mechanics, делегированный в Стерджис на правах победителя апрельского Moscow Custom & Tuning Show 2009***, показал довольно высокий результат – он разделил с ирландским аппаратом Medaza 500 восемнадцатое место.
И вновь испанская мастерская Hot Dreams SL из Марбельи (основана в 2002 году, строит в среднем 12 мотоциклов в год) под руководством Ферри Клота становится в Стерджисе победителем в классе модифицированных «Харлеев». В 2007 году успеха добилась их Guindilla («Мото», №10-2007), теперь вот – Panafina. «Сухая» рама, мотор типа Panhead и коробка передач – от Harley-Davidson модели FL 1956 года. Передняя вилка – «харлеевский» спрингер, переделанный в столь модный нынче гердер. Колеса – 23-дюймовые немецкие Dux. Шины – «стотридцатки» Avon Cobra. Переднего тормоза нет, задний – «спрокет-брейк» итальянской компании Kustom Tech. Художник – Рафа Шутер.Мотоцикл награжден также специальным призом Partner Pick Of Excellence от известной «олд-скульной» афтермаркетовой конторы Jammer Cycle Products.
Лучшим мотоциклом в номинации Modified Harley была признана Panafina работы испанской мастерской Hot Dreams SL (кстати, уже побеждавшей в этом классе два года назад), а в классе Production первый приз получила компания Independent Cycle East из Пенсильвании за их «Зеленую милю» (Green Mile).
Первое место в классе Production занял этот лоурайдер компании Independent Cycle East (I.C.E.), названный «по Стивену Кингу» Green Mile («Зеленая миля»). Он же получил приз Partner Pick Of Excellence от RevTech. V-твин рабочим объемом 2082 см3 – производства Enginuity Motor Company. Коробка передач – шестиступенчатая Baker. Рама – софтейл I.C.I. Lowlife с рейком 42o и задней пневмоподвеской. Колеса I.C.I. (переднее – 23-дюймовое, заднее – 18-дюймовое) обуты в резину Vee Rubber. Передний тормоз – Kustom Tech, задний – трансмиссионный, марки Pro Fab. Ядовитый окрас – от Кенни Уильямса.
Пьедестал класса Metric мало чем отличался от «верхушки» «Фристайла». Лучшим «метрическим» байком чемпионата стал… А вот и не угадали! Rambler Кука занял в этом классе вторую позицию, а первым призом одарили Re-flex-tion Криса Крома (который, напомним, занял вторую строку финальной таблицы). Такая вот рокировка. (И въехать в нее непросто. Это что же получается – аппарат Кука «в целом» лучше, чем аппарат Крома, но хуже его как «метрик»? Ну, да ладно. Оба хороши. В буквальном смысле.) А третьим в «метрическом» классе стал Harrier чемпиона мира 2007 года шведа Стеллана Эгеланда, занявший в общем зачете четвертое место.
Еще один безумный агрегат от Рафика Каисси из RK Concepts. Называется RK Racer и представляет собой… черт знает что. 1,2-литровый мотор и коробка передач – от Buell. Колеса – 23-дюймовые CMH. Шины – «стодвадцатки» Vee Rubber. Переднего тормоза нет, задний – трансмиссионный, с суппортом Brembo. Резервуарами для топлива и масла служат цилиндры со стеклянными «окнами», соединяющие боковины рамы. В общем с рамой футуристическом стиле решены также вилка-гердер и подставка, в сложенном виде превращающаяся в сиденье.
Harrier, к слову, был единственным из призеров чемпионата Европы**** (там, напомним, он завоевал «серебро»), кто вошел в «Топ-10» чемпионата мира. Другим повезло меньше. Так, победивший в Майнце Panster итальянской компании Big Twin Motors довольствовался лишь одиннадцатым местом, а европейский бронзовый призер Cloud 9 работы финской мастерской Flying Choppers – и вовсе девятнадцатым. Причем это вполне объяснимо. Не секрет, что вкусы у американцев и европейцев, мягко говоря, разные. И эта разница наносит отпечаток на результаты судейства. Ведь на чемпионах Европы и мира кастомайзеры, выставляющие свои работы, принимают участие в начислении судейских баллов (разумеется, нельзя «голосовать за себя»), а так как в Стерджисе большинство участников – из местных, то и «американский дух» на итоги конкурса влияет сильнейшим образом.
И вновь испанская мастерская Hot Dreams SL из Марбельи (основана в 2002 году, строит в среднем 12 мотоциклов в год) под руководством Ферри Клота становится в Стерджисе победителем в классе модифицированных «Харлеев». В 2007 году успеха добилась их Guindilla («Мото», №10-2007), теперь вот – Panafina. «Сухая» рама, мотор типа Panhead и коробка передач – от Harley-Davidson модели FL 1956 года. Передняя вилка – «харлеевский» спрингер, переделанный в столь модный нынче гердер. Колеса – 23-дюймовые немецкие Dux. Шины – «стотридцатки» Avon Cobra. Переднего тормоза нет, задний – «спрокет-брейк» итальянской компании Kustom Tech. Художник – Рафа Шутер. Мотоцикл награжден также специальным призом Partner Pick Of Excellence от известной «олд-скульной» афтермаркетовой конторы Jammer Cycle Products.
Эх, жаль, не было в этот раз японцев! Они бы, как пить дать, интриги добавили! Да еще бы чехов сюда с венграми – от этих тоже жди подвоха. Ну что ж, потерпим до следующего августа…
Джон Леви, шеф мастерской JRL Cycles, представляет свой JRL Radial Lucky 7 c 2,8-литровым радиальным семицилиндровым авиамотором австралийской компании Rotec. Коробка передач – шестиступенчатая RevTech. Рама – софтейл собственной конструкции. Рейк – 50o. Вилка – Goldammer. Над мотором удалось приторочить популярный одно время у американских кастомайзеров «кобровидный» бак от Twisted Choppers. Колеса – Ride Wright (21-дюймовое спереди, 18-дюймовое сзади). Шины – Metzeler (сзади – «трехсотка»). Тормоза – PerFormance Machine, с четырехпоршневыми суппортами.
Ну, и напоследок – о тенденциях. (Скажешь так важно: «А теперь о тенденциях» – и над тобой сразу загорается нимб высокого интеллекта.) Прежде всего, в глаза бросается гиперпопулярность кроссоверов, то бишь «межклассовых» аппаратов. (Нимб становится ярче.) Шухер! «Неведомы зверушки» наступают! (Нимб резко гаснет.) Вглядитесь в мотоциклы «горячей десятки»: пожалуй, лишь Crazy Horse Майка Авилы и Арлена Несса (да-да, впервые среди участников чемпионата мы встречаем Его – и это тоже маленькая сенсация!) можно относительно смело обозвать «лоурайдером» и одновременно «бэггером». А с остальными как быть? Да тут черт ногу сломит!
Или еще пример. Знаете, сколько мотоциклов, более-менее подходящих под определение «чоппер», я насчитал в конкурсной программе чемпионата? От силы штук пятнадцать! А ведь когда-то «чоппер» и «кастом-байк» считали синонимами.
Еще наблюдение. Народ, похоже, не на шутку запал на такую ретроштуку, как параллелограммная вилка-гердер (англ. girder – «ферма»). Такое ощущение, что подобные конструкции, причем самых необычных конфигураций, установлены на доброй половине выставленных в Стерджисе аппаратов – причем как олд-скульных, так и хай-тековых. Похожая мания, если помните, совсем недавно наблюдалась по отношению к рессорным вилкам.
А выбор моторов? «Альтернативные» V-твину двигатели, похоже, становятся все моднее. Судите сами. На двух из трех мотоциклов-призеров установлены отнюдь не V-твины, причем «метрические». Ой, чует мое сердце, на подходе паровики и электробайки. (Кстати, абсолютно серьезно.)
Короче, господа кастомайзеры, вздувайте свой многострадальный горн и «куйте смело, пока железо горячо». Не отходя от кассы, разумеется.
* Замечено, что наш кастом-критик в последнее время все чаще цитирует гимн рабочего движения. Уж не задумал ли чего? - Прим. ред.
** «Мото», №10-2007, №12-2008.
*** «Мото», №7-2009.
**** «Мото», №6-2009.
|