После окончания V Фестиваля экстремальных видов спорта «Прорыв» мне удалось поговорить с одним из лучших отечественных мотоспортсменов, участником самого крупного в мире турнира по фристайлмотокроссу Red Bull X-Fighters Алексеем Колесниковым.
Алексей, приветствую! Расскажи, пожалуйста, в двух словах, как ты начинал свою карьеру в мотоспорте и сколько времени тебе потребовалось, чтобы добиться тех результатов, что мы видим сегодня?
Я пришел в мотокросс в 12 лет, в первой гонке участвовал в 14, в 1998 году. Потом, в 2005-м, решил попробовать себя в мотофристайле. Так что, если в двух словах, мне потребовалось 6 лет, чтобы достичь моего сегодняшнего уровня в FMX.
Уверена, многие ребята мечтали бы заниматься мотокроссом и мотофристайлом, но их останавливает мысль о том, что это очень дорогой спорт. Так ли это? Каков должен быть стартовый капитал?
Все зависит от цели. Если хочешь просто кататься и научиться различным трюкам, то для этого нужно вполне подъемное количество денег: около 100-150 тыс. руб. на подержанный мотоцикл, тысяч 50 на экипировку, а тренироваться можно вообще почти бесплатно, благо кроссовых трасс в стране уже довольно много. Если же есть цель стать профессиональным спортсменом, то тут уже в ход должны пойти большие средства: нужен хороший мотоцикл, его нужно доработать, нужны постоянные тренировки, а зимой их придется проводить за границей... Но для себя заниматься мотоспортом не так дорого, как кажется.
На каком мотоцикле ты сейчас выступаешь? Что в нем дорабатывалось?
Сейчас я использую Yamaha YZ250, и двигатель — это почти единственное, что у него осталось своего:) Усиливали или переделывали почти все ключевые элементы: заднюю подвеску, раму, вилку.
Ты участвуешь в международном соревновании Red Bull X-Fighters. Как себя чувствуешь среди именитых иностранных спортсменов?
По сравнению с американцами и даже европейцами, у нас мотофристайл, можно сказать, только зарождается — первый чемпионат по FMX прошел в США еще в 1998 году. Но отечественные спортсмены с каждым годом становятся все сильнее и уже могут достойно конкурировать с иностранцами, что вы видели сегодня на «Прорыве».
Есть ли какие-то специальные приемы, чтобы уберечься от травм или минимизировать последствия падений?
Единственное средство — тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться. Чем больше ты ездишь и прыгаешь, тем в лучшей форме находишься и тем лучше контролируешь себя и мотоцикл. Соответственно, и трюки получаются лучше и безопаснее. Но стоит чуть-чуть расслабиться, слегка снизить тонус, как опасность падения и травм вырастает в разы.
А какой трюк твой самый любимый? Что сложнее — крутиться в воздухе самому или крутить мотоцикл?
Сложно сказать, я не все трюки еще делал сам. Есть очень сложные элементы, выполняемые пилотом «без участия» мотоцикла, например body varial, когда спортсмен оборачивается на 360º над мотоциклом. Но выполнить whip — горизонтальное вращение мотоцикла — не менее сложно, ведь аппарат весит около 100 кг. Мой любимый трюк — underflip — это когда во время сальто назад я выпрямляюсь под мотоциклом, держась ногами за руль.
А как насчет double backflip — двойного сальто назад? Этот трюк считается одним из самых сложных и не всем поддающихся элементов. Хотел бы его исполнить?
Double backflip — очень коварный трюк. Его многие делают 5 раз, а на 6-й падают и разбиваются. И хорошо, если не становятся калеками.
Каковы твои планы на будущее?
Ближайшие лет 5 планирую совершенствоваться в FMX, мне еще есть, куда расти.
В прошлом году ты устраивал в Коломне школу мотофристайла. Расскажи о ней поподробнее. Будешь ли продолжать в этом году?
Однажды у меня появилась идея сделать некое подобие такой школы, и Red Bull меня поддержал. Но это не школа в традиционном понимании, а просто неделя летом, когда ребята и девчонки могут прийти, посмотреть и под чутким руководством профессионалов попробовать какие-то фристайл-элементы. Но участвовать могут только те, кто уже имеет опыт в мотокроссе, — без этого никакой фристайл не получится. Нельзя начать бегать, не научившись хорошо ходить. Так и тут — мотокросс учит чувствовать мотоцикл и свои возможности. Только после того, как ты с мотоциклом станешь почти одним целым, можно начинать пробовать делать какие-то трюки.
В этом году планируем провести второй летний FMX-лагерь, усовершенствуем программу, добавим что-то новое, чтобы ни новичкам, ни тем, кто уже что-то умеет, не было скучно.
Недавно ты вместе с легендарным 7-кратным победителем ралли «Дакар» в классе грузовиков Владимиром Чагиным исполнил интересный трюк — перепрыгнул прыгающий КАМАЗ и выполнил над ним backflip, whip, Scorpion и несколько других элементов. Расскажи, как готовился к этому трюку?
Сначала мы с командой Red Bull делали компьютерные симуляции, измерения и расчеты: как высоко может прыгнуть КАМАЗ, как далеко он пролетит, какая скорость должна быть у него и у меня. Построили в Коломне рампы, начали прыгать по очереди, пристреливаться, приноравливаться, измеряли высоту прыжков, скорость и т.д. Когда уже довели до автоматизма, начали пытаться совместить прыжки. Вообще было страшновато видеть, как эта махина, раллийный КАМАЗ весом 8,5 тонны, приближается и взлетает! Но в итоге получилось здорово!
Алексей, спасибо большое за интервью. Удачи!
Автор статьи: Наталья Умнова Фото: Даниил Колодин