|
На юге Нарвы на реке Нарова есть остров Кренгольм. Здесь более 150 лет стоял текстильный гигант — Кренгольмская мануфактура.
Но несколько лет назад флагман текстильной индустрии Российской империи, а позже СССР, приказал долго жить. Теперь десятки гектаров его территории напоминают Зону из фильма Тарковского. Алексея Юлле взволновало это событие, и он посвятил новый проект фабрике, много лет бывшей частью его родного города.
Опыт создания четырехколесной техники у Алексея немалый: еще в 1990 году Кружок технического творчества при Нарвском профтехучилище №14, которым он руководил, стал лауреатом всесоюзного конкурса «Мото-Сам» за разработку квадроцикла. «В этот раз я хотел создать утилитарный многофункциональный ATV, — рассказывает Алексей. — И воплотить ряд своих идей. У меня дача на берегу Финского залива, и машина создавалась для групповых прогулок на природе, а при надобности — и перевозки грузов».
Основа конструкции — рама из двух боковых ферм, между которыми находится мотор и место водителя. Все сделано с хорошим запасом прочности — машина не спортивная, и искусственно облегчать ее не было смысла. «Когда делаешь некоммерческую машину, под себя, то тебя не волнует мода, тенденции в дизайне и т.п., — считает Алексей. — Мне нравятся открытые пространственные конструкции, поэтому от пластика отказались и все немногочисленные облицовки сделаны из алюминия».
Чтобы получить максимально большое оперативное пространство сзади, водитель сдвинут вперед. Мотор под сидением, по центру конструкции. «Это оптимальная компоновка с учетом момента инерции масс», — поясняет конструктор.
Алексей не только воплощал функциональную идею, но и отрывался на инжиниринге. Например, подвеска — простая, на продольных одинарных рычагах на подшипниках. «Такие подвески практически не применяются, — поясняет Алексей, — потому что продольный угол шкворня в процессе хода подвески постоянно меняется. Даже Фердинанд Порше на "Жуке" использовал два торсионных рычага друг над другом. Это стандарт, но я решил рискнуть. Фантастика, но работает великолепно!»
Другой пример – руль. «Руль хоть и общепринят, но технически устарел, — уверен Алексей. – Проведите эксперимент: сядьте на стул, вытяните руки вперед и проведите в таком положении какое-то время. Удобно? Конечно, нет! А мы традиционно ездим в такой абсурдной позе — руки устают, плечи тоже, спине плохо. А теперь положите руки на колени… Я применил «активную эргономику», когда человека не сажают намертво с правильными углами конечностей, а допускают оптимальные, естественные и необходимые для кровообращения движения».
Рычаги управления чуть выше колен. Эргономика великолепна — движения естественны. Удивительно, но на сложной трассе типа грунтовки при заносе не нужны корректирующие движения, как с рулем. Аппарат короткобазный, мотор слишком мощный и склонен к пробуксовкам, но корректировать траекторию не приходится — удивительная курсовая устойчивость! Органы управления как на мотоцикле, переучиваться не нужно.
Рулевую трапецию Алексей творил с нуля. Она продольная, традиционную поперечную поставить просто некуда. В шаровых опорах применены автомобильные шарниры и промышленные «уни-болы» (они использовались в ткацких станках).
«Я часто использую то, что валяется в гараже». Двигатель взят от разбитой 600-кубовой «Ямахи». Он крепится к раме через подрамник. Задний редуктор — от грузового мотороллера «Муравей». Он тоже крепится через подрамник, но отдельный. Поэтому машину легко обслуживать, ремонтировать, а при желании переоснастить другими агрегатами. «Возможность модернизации — очень важный фактор в технике, — уверен Алексей. – Показателен пример из мира оружия с «Браунингом» и «Парабеллумом» — первая система адаптировалась, а вторая осталась в истории.
Колеса и резина — от ATV. Полуоси — усиленные комбинированные, наружный ШРУС — от Fiat, внутренний — от Audi. Подвеска достаточно жесткая, с расчетом на большую грузоподъемность. Амортизаторы — от «Явы» (спереди) и «Харли» (сзади), пружины — от «Муравья». Тормоза — дисковые, от легких мотоциклов. Задние тормоза вынесены к редуктору для уменьшения неподрессоренных масс, как на спортивных машинах. Выхлопная система — самодельная с небольшим резонатором, по принципу «4 в 1».
«Гуд-бай, Кренгольм!» - это не просто ассоциации, — поясняет Алексей. — Я работал на фабрике, когда она закрывалась. Видел, как почти новые швейцарские станки сдают в металлолом. Я успел поснимать с них кой-какой крепеж и теперь использовал его в проекте. Это связь не только духовная, но и физическая».
«У возраста есть свои плюсы. Я могу позволить себе принимать неординарные решения. Это и мудрость, когда тебе не важно, что скажут другие, и богатый технический опыт.»
«Современные машины напичканы электроникой, а руль за 150 лет не изменился. Что же, еще 150 лет будем крутить баранку? Повторяясь, ты не создашь будущего!»
GK («Good-bye, Krenholm!») | ПОСТРОЙКА | Алексей Юлле (Эстония/Финляндия) | СИЛОВОЙ АГРЕГАТ | 4-цилиндровый 4-тактный от Yamaha XJ600 Diversiоn (600 см³). Редуктор от грузового мотороллера «Муравей» с реверсом. | ШАССИ | 2-лонжеронная ферменная рама и рычаги оригинальной конструкции. Шины от ATV, передняя – Kenda 22x11-10, задняя — Kenda 20x11-10. | ОБЩИЕ ДАННЫЕ | Масса 375 кг, база 1340 мм, высота 1670 мм (по крэшбару), ширина 1200 мм, длина 2000 мм, дорожный просвет 160 мм. |
|
|