|
Спортивный SSV/2014 г./588 кг/976 см³/101 л.с./цена не определена. Когда год назад нам впервые показали и дали опробовать новый Can-Am Maverick 1000R, мы были в восторге. Машина оказалась настолько мощной, послушной и всепролазной, что, казалось, придумать что-то более совершенное сложно. Но прошел год, недремлющие конкуренты бессовестно скинули Maverick с подиума «самого мощного серийного SSV», да и вообще, как-то он поблек на фоне новинок. Канады решили взять тайм-аут в «гонке вооружений» и не стали изобретать новый, более мощный двигатель. Они пошли иным путем. Новый Maverick 1000R X mr даже внешне разительно отличается от своего предшественника. Это замечают даже те, кто далек от мира внедорожников и квадроциклов. При этом ни одна деталь облицовки не изменилась. А вот знатокам техники BRP даже не нужно показывать фотографию новинки — они и так, вслепую смогли бы рассказать о новшествах машины и почти наверняка попали бы в точку. Приставка X mr знающему человеку говорит о том, что «желтый» квадр или SSV «заточен» под жизнь в самой суровой грязище, топях и болотах. Глядя на рекламные ролики BRP, да и других производителей спортивных SSV, понимаешь, что эти тачки разрабатывались, в первую очередь, для того, чтобы пулять по песчаным дюнам, прямым и относительно ровным полевым и лесным просекам, каменистым горным речкам, то есть, преимущественно, по твердым грунтам. Там, где можно реализовать огромные мощности двигателей, как следует попрыгать по пологим и мягким дюнам, вкушая энергоемкость подвесок, и умыться чистой проточной водой горных рек. Красиво, не поспоришь, но что делать тем, у кого в радиусе тысячи километров от дома песок встречается только на детских площадках, а горные реки текут только в телевизоре на канале Discovery, зато прямо за порогом в изобилии встречаются отличные болота с нажористой грязью, лесные буераки с валежником и мутные лесные речушки, с коричневой торфянистой водой? Такое ощущение, что серию X mr «биэрпишники» разрабатывали специально для нас, жителей Приполярья, средней полосы и Черноземья России, где густая грязь, болота и лес занимают почти всю площадь, не закатанную в асфальт. Maverick X mr — из этой «породы». Первое, что бросается в глаза, — колеса. Сверхзубастая «елка» с высотой грунтозацепов под 7 сантиметров, 30-дюймовые покрышки Gorilla Axle Silverback. Только при одном взгляде на них понимаешь, что этот аппарат проедет там, где завязнет даже танк, не говоря уже о всякой мелочевке вроде подготовленных джипов и квадриков. Даже без «образца для сравнения» в виде базового «маверика», стоящего рядом, видно, что клиренс новинки заметно увеличился. Чтобы попасть в кокпит, нужно иметь спортивную растяжку задирать ногу приходится высоко. Дорожный просвет «хмыря», хоть и заявлен таким же, как и у базовой модели, — 33 сантиметра, но учитывая, что вместо стандартной резины Bighorn диаметром 27 дюймов здесь установлена грязевая Gorilla диаметром 30 «инчей», клиренс оказывается больше на 4 см и составляет 37 см. Но, как говорится, и это еще не все. Еще одно отличие «хмыря» от базового «маверика» — подвеска. Вместо штатных амортизаторов FOX Podium HPG (на Maverick X rs) здесь установлены аморты ACS FOX Assist HPG с пневматической регулировкой. Простым нажатием кнопки на приборной панели клиренс «хмыря» можно увеличить еще почти на 11 см. Система предлагает шесть ступеней регулировки. Таким образом, общий клиренс X mr достигает практически полуметра, что ставит его на голову выше всех конкурентов. Естественно, подумали инженеры и о «свежем дыхании» двигателя и вариатора. Вместо стандартных воздухозаборников в подкапотном и «подбагажном» пространстве, X mr оборудован шноркелями, выведенными наружу корпуса. Забор воздуха для двигателя осуществляется из «надстройки» над капотом, расположенной на высоте приборной панели, а шноркели вентиляции вариатора выведены вдоль задней стенки кокпита над грузовой площадкой. Таким образом, «маверик» способен преодолевать броды глубиной более метра! Разумеется, машина подобного толка не может обходиться без средств самоспасения. Поэтому, в отличие от базовой модели, здесь уже с завода установлена лебедка Warn с тяговым усилием 1814 кг. Не обошел новинку стороной и новый трехрежимный динамический электроусилитель рулевого управления DPS. Время и место для теста было выбрано практически идеально. Осенние хляби после недели дождей окончательно размыли внедорожную трассу комплекса X-Arena в подмосковной деревне Раково. Грязи, глины и луж было — залейся! Первое испытание для журналиста — добраться до стоящего всего в паре метров от подсыпанного гравием сухого участка «маверика» пешим порядком. Два шага — и ноги в мотоботах вязнут в густой грязи почти по колено. Чтобы вытащить ногу из липкого плена и сделать шаг, приходится прикладывать изрядные усилия. Пока нога снова не утонула в коричневой пучине, она скользит... В общем, чувствуешь себя двухнедельным котенком на отполированном паркете. Но вот цель достигнута, рука крепко хватается за каркас, теперь нужно влезть в кокпит. Для этого, как я уже замечал, нужно обладать изрядной растяжкой, да и лишние кило в филейной части будут чувствоваться как никогда остро. «Дверной» проем довольно узкий. Но как только ты попадаешь за руль и оглядываешь окрестности с высоты пилотского места, вся масштабность и непроходимость грязищи начинает казаться ерундой и детской песочницей, в которую ты собираешься въехать на гусеничном транспортере. Главное — не забыть пристегнуться. Пока пряжка не займет свое место в замке, Maverick позволит двигаться не быстрее пешехода: безопасность — штука серьезная. Привычно проверяю, что в замке вставлен черный «боевой», а не серый «учебный» ключ, клавиша выбора режима работы двигателя находится в положении «Sport», поднимаю пневмоподвеску в максимально высокое положение (что, кстати, занимает около минуты) и отправляюсь на поиски той сверхгрязи, в которой бы наш подопытный спасовал. Самое первое, что получают пилот и пассажир после проезда первых же метров, — это качественный, толстый и равномерный слой грязи, который покрывает их с головы до, по крайней мере, пояса. Как и у прошлогодней модели, грязезащита у X mr отсутствует как класс, а вот «зубастые» покрышки делают свое дело на отлично, загребая грунтозацепами добрые шмотки грязи и выкидывая их во все стороны, включая сторону седоков. Причем говнолин летит не только с передних колес, но и с задних. Так что прежде чем сесть в Maverick, нужно озаботиться наличием «керхера» или речки с более-менее чистой водой, или, на худой конец, пары здоровых мусорных мешков, в которые можно будет сложить те комья грязи, в которые превратится ваш экип уже через пять минут покатушек. Ну и, разумеется, запасайтесь маской с перемоткой, или готовьте альбуцид для промывки глаз. В отношении «испачкаться» «хмырю» нет и еще долго не будет равных! В отличие от обычного «маверика», X mr стартует не так резво. Чувствуется, что скоростные продубасы — не его конек. Колеса большего диаметра и повышенной зубастости накладывают заметный отпечаток на динамику разгона. Напомню, что в прошлом году, на премьерном тесте Maverick X rs обнаружил заметную склонность к опрокидыванию на поворотах — на собственном опыте это буквально сразу испытал один из моих коллег, исполнив классические «уши» на ровном месте. Поскольку X mr имеет более высокий центр тяжести из-за увеличенного клиренса, опрокинуть его тоже довольно просто. Именно в этом я убедился на практике, преодолевая полосу препятствий, составленную из поочередно расположенных ям и бугров. В какой-то момент, после очередного диагонального вывешивания, «хмырь» аккуратно улегся на бок, погрузив меня, накрепко пристегнутого ремнем безопасности, в лужу всей левой половиной тела. Но если этот «выход» был ожидаемым и закономерным, то вот как из этого положения «квадрат» выбрался — удивило всех. Стоило совсем немного приподнять «маверика» в сторону вертикали и снова сесть за руль, как он без особых усилий, практически из лежачего положения самостоятельно выбрался из «засады». Заслуга клиренса, зубастых колес и мощного мотора. Конечно, мощность «за сотню» позволяет и как следует пульнуть, и попрыгать на трамплинах, и вообще, чувствовать себя в своей тарелке в любых оффроудных ситуациях. Однако наибольшее удовольствие Maverick X mr дарит именно во время вдумчивого и неспешного ковыряния в грязи, штурмов сорокапятиградусных уклонов и заплывов в тех лужах, где SSV-шки уходят под воду, а квадрики всплывают как резиновые утята в ванне. X mr — это, по сути, заводское исполнение того, что многие трофисты пытались (успешно или не очень) создать в гаражных условиях. Подвеска, резина, шноркеля... Конечно, любой серьезный гонщик или просто любитель оффроудных покатушек найдет миллион недоработок в конструкции нового «маверика», однако даже в таком виде он стал гораздо привлекательнее для жителей наших широт, ведь приспособленность его к нашим суровым условиям заметно выше. А уж доработать «напильником» и без того правильно «заряженный» аппарат по уже отработанным схемам будет только проще. Трамвайный тренд Модельный ряд Can-Am 2014 года не ограничился единственной машиной. Помимо «грязнули» X mr, свет увидели и другие модели. Конечно, очень хотелось «пощупать» новый трехосный утилитарник Can-Am Outlander 1000 XT 6×6, но в этот раз шестиколесник до нас не добрался. Зато удалось более-менее подробно познакомиться с «трамвайными» версиями обоих канамовских UTV — Maverick MAX и Commander MAX. Четырехместные машины — последний писк внедорожной моды. Кататься одному — весело. Вдвоем — еще интереснее, а слушать дружный хор визжащих девчонок с заднего ряда — удовольствие особое. На мой взгляд, подобные длиннобазные четырехместные машины только для этого и появились на свет. Ну или, на худой конец, возить журналистов вдоль трасс всевозможных трофи и кантри-кроссов. Усевшись за руль четырехместного Commander, почувствовал себя «как дома». Знакомая эргономика, привычные органы управления... Катаясь за рулем длиннобазного Commander, я даже в какой-то момент забыл о том, что сижу за рулем «трамвая», и начал выискивать глазами эту машину. Опомнился, что сам сижу за ее рулем, только когда, разворачиваясь, оглянулся назад и увидел второй ряд сидений. Машина, удлинённая на без миллиметра 75 см (по колесной базе), ведет себя практически как короткая версия. Управлять ею не сложнее, чем обычным короткобазником. А уж если выбрать версию с электроусилителем DPS, то забыть о том, что ты за рулем «трамвая», вообще ничего не стоит. Тут спасут или визги с заднего ряда, или взгляд назад. Разумеется, геометрическая проходимость с такой длиннющей базой становится заметно хуже, но, учитывая преимущественный фронт использования такой техники, это не критично. Ехать в трофи на «трамвае» никому в голову не придет, а покататься с друзьями — проходимости хватит за глаза. Ну и, на худой конец, четыре «человеческие» силы взамен двух — это серьезный аргумент в вопросах проходимости. Можно и на руках вынести из «засады». Длиннобазный Maverick MAX построен по тому же сценарию: те же 75 см стрейча и четыре посадочных места. Разве что это очень быстрый, скоростной «трамвай». На таком в полный газ катать неподготовленных подружек будет не самым дальновидным решением. Ненароком можно и расстройство вестибулярного аппарата устроить. А так, конечно, такая «игрушка» станет хитом всего коттеджного поселка. Благодарим официального дистрибьютора техники BRP в России компанию «Rosan» за организацию теста.
|